Допустим, все треволнения позади, и ваша первая электрогитара находится в вашем личном владении. Но покупка этого инструмента — только первый шаг по направлению к Олимпу рок-музыки, поскольку электрогитара предназначена исключительно для совместного использования с усилителем. И приобретение усилителя для гитары — не менее сложный процесс, нежели приобретение собственно гитары, со своими, как говорится, «подводными камнями». В определенном смысле усилитель выбирать труднее, нежели гитару — нужно задумываться о массе технических деталей, не всегда понятных молодому музыканту.
Вернее всего уподобить процесс приобретения гитарного усилителя хождению по дороге со множеством развилок. Однако все не то что эксперты, а и музыканты с минимальным практическим опытом едины в самом первом шаге на этом пути: идти покупать усилитель нужно, имея с собой свою основную рабочую гитару — это правило работает и в том случае, если у начинающего музыканта и есть всего одна гитара. Почему? Мы уже неоднократно говорили, что каждая гитара имеет свое неповторимое звучание, а усилитель вы покупаете для работы именно со своей собственной гитарой. Вам с ним играть, и не ведитесь на то, что в магазине может оказаться гитара той же модели, что и у вас. Это не ваша гитара! Обязательно пробуйте звук усилителя только с собственной гитарой. Помните, что с хорошим усилителем ваша гитара будет звучать именно так, как нужно вам. И, конечно, с самого начала нужно определиться. Для чего вы покупаете усилитель — для занятий дома, работы в небольших клубах или, напротив, на больших площадках. Для этих целей, по большому счету применяются усилители не то что разной мощности, но и разной компоновки.
Под «разной компоновкой» здесь понимается либо моноблочная конструкция (усилитель и акустическая система в одном корпусе), именуемая «комбо», либо раздельные усилитель и акустическая система, то есть в привычной музыкальной терминологии, «голова» и «кабинет» соответственно. Комбоусилители — это и «настольные», как принято выражаться ныне, усилители для занятий дома с диаметром динамика 6”–6.5” (152–165 мм), и вполне серьезные сценические усилители производства компаний Vox, Fender и Orange. При этом не надо думать, что настольный усилитель — это совсем несерьезно. Так, усилитель
Marshall MG10CF с одним динамиком 6.5” мощностью 10 Вт имеет два канала — Clean и Overdrive — как у серьезных усилителей, отдельный аудиовход и выход с эмуляцией кабинета. Американские гитарные эксперты на полном серьезе утверждают, что современные комбоусилители вполне устраивают 90% играющих гитаристов. Раздельные голова и кабинет необходимы для гитаристов, работающих в стилистике хард-н-хэви, где большая сценическая громкость является основой концертного звучания, а также при студийной работе, когда замена голов и кабинетов необходима для поиска и формирования различного звучания. Если вы собираетесь работать на аудиториях менее 200 человек, вам вполне хватит гитарного комбоусилителя с одним 12” (305 мм) динамиком — он же хорош и для домашних занятий. Комбоусилитель с двумя такими же динамиками более чем пригоден для работы на серьезных площадках — утверждается, что легендарный усилитель
Vox AC30 именно такой конструкции при правильной расстановке микрофонов может хорошо работать на 10-тысячной арене. Во всяком случае, концертный опыт таких звёзд-гитаристов, как Джимми Пейдж (Jimmy Page) и Брайан Зетцер (Brian Setzer) наглядно свидетельствует об этом.
Совершенным особняком среди гитарных усилителей стоят моделирующие усилители, использующие цифровые процессоры, создающие звучание любых классических усилителей. То есть вы получаете сразу несколько, а то и несколько десятков усилителей в одном устройстве, плюс набор необходимых гитаристу эффектов. Некоторые модели выполнены в форм-факторе цифрового процессора (знаменитая линейка POD компании Line6) с аналоговым выходом с эмуляцией динамиков, некоторые имеют комбо-компоновку (к примеру, линейки
Vox VT20,
VT40,
VT80 и
VT120 Valvetronix). Часть подобных усилителей имеет USB-порт для обмена информацией с совместимыми устройствами и цифровыми микшерными пультами. Огромным плюсом моделирующих усилителей является возможность его использования для домашних занятий, репетиций и концертной работы одновременно.
При этом не нужно гнаться и за мощностью усилителя — она оправдана только при работе в клубах, где отсутствуют порталы, и опять же при исполнении хард-н-хэви. Большая мощность усилителя вовсе не означает гарантии необыкновенного качества звука и его громкости, а при должной расстановке микрофонов и больших по мощности порталах тот же
Vox AC30 может звучать лучше, чем 100-ваттный Marshall с двумя кабинетами 4 x 12. К тому же и динамики, рассчитанные на мощность 100 Вт, нужны по большому счету для работы с чистым (Clear) каналом на большой громкости. Зато динамики с низкой мощностью, вроде легендарных 25-ваттных Celestion, больше склонны к искажению сигнала именно таким образом, как это нужно для формирования классического хард-рокового звучания 70-х годов. Может получиться так, что вам за всю карьеру ни разу не понадобиться разгонять свой усилитель до мощности 100 Вт — если, конечно, его максимальная мощность и составляет 100 Вт.
Нужно определиться и со схемотехнической конструкцией усилителя, иначе говоря, решить для себя вопрос — что лучше для вашего звучания: лампы, транзисторы или микросхемы? Усилители на микросхемах — это моделирующие усилители, о которых мы говорили выше. А над темой «лампы против транзисторов» лучшие умы бьются уже более 30 лет: с одной стороны, все классические усилители большой мощности (к примеру, Marshall) — ламповые. Ламповый усилитель способен обеспечить хороший и теплый по звучанию естественно перегруженный звук с такой же естественной компрессией, проистекающей из свойств самих ламп. Канонический пример — группа AC/DC не использует ни на сцене, ни в студии вообще никаких гитарных обработок, а работает со звуком естественно перегруженных усилителей Marshall. Сложность заключается в том, что ламповые усилители требуют периодической регулировки и, естественно, замены ламп, а в наше время радиолампа далеко не каждого производителя может похвастаться качеством и должной долговечностью. Транзисторные усилители вечно подвергаются критике за недостаток такого трудноуловимого параметра, как «теплота звучания», однако их чистый и резковатый звук в глазах многих музыкантов как раз является огромным преимуществом. К примеру, масса гитаристов, исполняющих джаз и поп-джаз, пользуются именно транзисторными усилителями по той причине, что подобные усилители с трудом выходят на перегрузку. А все необходимые эффекты в данном случае вносятся в звучание внешними педалями. В любом случае при выборе усилителя нужно полагаться на собственный слух и свои представления об идеальном звуке, а не слушать чужие мнения, пусть они даже принадлежат профессиональным музыкантам, всю жизнь играющими на «лампе». К тому же цены на ламповые и транзисторные усилители сравнимых классов сейчас практически сравнялись, но нужно помнить еще и о том, что в целом транзисторные усилители обычно легче по весу, нежели ламповые. Для желающих совместить оба подхода предлагаются гибридные усилители, обычно имеющие лампы в секции предусиления и транзисторные схемы в оконечном каскаде. В последнее десятилетие гибридные схемы проникли и в моделирующие (точнее говоря, полумоделирующие) усилители компактного типа в форм-факторе педалей — единственная лампа устанавливается именно в секции предусиления.
Обратите внимание и на конфигурацию усилителя. С самого начала лучше выбрать усилитель, допускающий работу с двумя каналами усиления — чистым (Clean) и перегруженным (Overdrive), лучше всего переключаемыми посредством ножного выключателя, который обычно входит в данном случае в комплект усилителя. Нужно проверить наличие линейного выхода для коммутации с микшерным пультом или порталами, возможность подключения дополнительного кабинета и наличие разъема петли эффектов. К тому же большинство традиционных комбоусилителей выпускается со встроенным механическим ревербератором, представляющим собой пружинный блок, крепящийся на болтах к днищу акустической системы. Некоторые модели усилителей «под старину» также имеют встроенную функцию тремоло, за счет которой можно получить настоящий сёрф-роковый звук на любой гитаре. Многие усилители, особенно моделирующие, выпускаются сейчас с полным встроенным блоком эффектов, однако здесь вы стоите перед жестким выбором — что вам важнее: избавление от внешних звуковых процессоров в любой их конфигурации или наличие «чистого» усилителя. Ведь встроенные эффекты могут со временем и разонравиться… Но если вы решили, что усилитель со встроенными эффектами вам необходим, то обязательно удостоверьтесь, что их блок эффектов можно переводить в байпасный режим.
Отдельно нужно оговорить особенности, диктующие выбор усилителя для бас-гитары. В целом советы аналогичны, но басовый усилитель не ориентирован на создание богатства эффектов, его задача — максимально достоверно воспроизводить низкочастотный диапазон инструмента. Поскольку представления о достоверности у всех немного разные, эквалайзер для басового усилителя жизненно необходим. И буквально два слова об усилителях для клавишных инструментов, и здесь всё максимально просто: задача таких усилителей — воспроизводить входной сигнал с величайшей достоверностью. Очень неплохо, если
подобный усилитель будет иметь отдельный микрофонный вход для работы минимально возможным составом, то есть как дуэт или «человек-оркестр».
Однако, какие бы технические решения не предлагались в современных усилителях, основой для вашего выбора должно быть наличие у усилителя хорошего звучания. На практике это означает чистые и отчетливые высокие частоты безо всякого дребезга и «стекла», насыщенные средние частоты с широкой возможностью их регулировки и мощные низкие частоты. Большинство гитаристов, к сожалению, не задумываются о том, что НЧ-звучание очень важно, а ведь низкочастотные обертона насыщают звучание гитары и делают его весомым во всем звуковом диапазоне. При покупке усилителя обязательно нужно проверить, насколько хорошо он воспроизводит низкие частоты. Очевидно, в результате это и будет тот усилитель, на котором вы остановите свой выбор.
Всеволод Баронин