ПОЧЕМУ ПОРОЙ СТОИТ ДЕЛАТЬ МУЗЫКУ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ СЕБЯ
Если вы долго играете музыку, порой довольно легко потеряться и перестать понимать, что именно вы создаете, и куда это идет. Кто слушает ваши записи? Сколько просмотров у вас на YouTube и прослушиваний на Spotify? Растет ли число подписчков? Многие из нас страстно желают построить карьеру, и отслеживание статистики – важная часть процесса.
Если на видео в соц.сети упало дерево, и у этого видео ноль просмотров, издало ли дерево звук?
Но на этой неделе я хочу поразмышлять о другой стороне создания музыки — о том, как она способствует вашему личностному росту и заставляет чувствовать себя живыми. Как она питает душу. Как создание музыки в одиночестве в лесу имеет огромную личностную ценность и значение, независимо от того, слышит ли ее кто-нибудь поблизости.
Недавно я приступил к личному исследовательскому проекту, посвященному Флоренции и эпохе Возрождения. В этом городе в центре Италии было поразительное количество художников, идей и мыслителей, изменивших мир: Микеланджело, Донателло, Леонардо… и не только Черепашки Ниндзя — там же жили и творили Данте, Брунеллески, Мазаччо, Маккиавелли и т. д.
Многие историки считают эпоху Возрождения моментом, когда зародилась наша современная концепция «искусства», по крайней мере, в западном мире. До этого художники считали себя скорее подрядчиками и ремесленниками, ничем не отличающимися от кузнецов или строителей.
Но в этот период такие художники, как Донателло и Микеланджело, воспринимали себя и свою работу совсем по-другому. Они считали ее в некотором смысле невыразимой. В своей работе они пытались уловить важную истину о человечестве и человеческой природе. Создание искусства было способом лучше понять и познать мир, что требовало глубоких, серьезных усилий в самоанализе. Речь шла не просто о создании картины или скульптуры, чтобы украсить церковь или заработать деньги, а скорее о попытке запечатлеть что-то неописуемое, содержащее истину о мире. Есть история о том, как Донателло уничтожил скульптуру, на создание которой потратил годы, потому что богатый парень, заказавший ее, не оценил должным образом мастерство, стоящее за ней.
Эти и многие другие художники олицетворяли знакомый нам сейчас образ «замученного творца», который путешествует через свой внутренний ад, чтобы высвободить внутреннего гения.
Честно говоря, для меня это все немного слишком. Мне нравится искусство эпохи Возрождения, но все же я думаю, что искусство может служить многим целям, и вовсе необязательно мучиться, создавая его. Иногда можно просто сделать красивую картинку. Я часто создаю музыку просто для развлечения, а не для того, чтобы проникнуть в глубины своей души. Я твердо верю, что существует множество способов думать об искусстве и артистизме, и все они верны.
Но есть один ключевой аспект творчества этих художников, который вдохновил меня на этой неделе: идея о том, что процесс создания искусства ценен сам по себе. Он способен обогащать нас внутренне, рассказывать нам о самих себе и о мире вокруг.
Художники эпохи Возрождения часто брали старые формы и изобретали их заново. Донателло придумал новый способ отливки бронзы для своей скульптуры Давида, а Леонардо, как известно, написал «Тайную вечерю», используя экспериментальные методы (к бесконечному разочарованию любителей искусства, учитывая ее хрупкость). Они просто хотели посмотреть, что получится, и сработают ли новые техники. Ими двигало любопытство, желание пробовать что-то новое и чему-то научиться.
И именно так я решил сочинять музыку на этой неделе. Порой легко забыть, что игра на фортепиано, написание аранжировки для струнных или создание битов могут быть важны просто потому, что это интересно вам самим, потому что обучение — это весело, а любопытство — это то, чему иногда нужно потворствовать. То, что думают или слышат другие, не имеет никакого значения.
Когда ты делаешь музыку таким образом, ты можешь оказаться в самых неожиданных местах, это как кроличья нора — и это прекрасно. Создание дабстеп-трека во вторник утром, который вы ни за что никогда не выпустите, может оказаться очень увлекательным и научит вас множеству неожиданных вещей.
Поэтому я призываю вас сделать то же самое. Всякий раз, когда вам кажется, что давления от ожиданий со стороны публики или коллег-музыкантов слишком много, позвольте себе для разнообразия писать музыку только для себя. Играйте что-то, просто потому что вам это нравится или потому, что каким-то образом это расширяет ваши горизонты, и забудьте о результате. Посмотрите, чему это вас научит и куда оно вас приведет.
Умение создавать музыку – это настоящий дар. Помните об этом и не давайте шуму со стороны отвлечь вас от этого знания.
Эта статья появилась на сайте soundfly.com, автор – главный редактор издания, Иэн Темпл.