Всем известен старый анекдот: прохожий спрашивает уличного музыканта – «Как попасть в Карнеги-Холл?», на что тот ему отвечает – «Репетировать, уважаемый, только репетировать». Все серьезные музыканты знают, сколько времени нужно проводить, стараясь выйти за пределы своих возможностей в овладении инструментом. Неважно, начинающий вы музыкант, любитель или участник группы U2. Последние очень много репетируют перед каждым туром. Однако существует такая вещь как избыток репетиций и практики. Это как в случае со спортсменами – можно доводить себя до самых высоких точек, пока тело просто не сломается. Репетиции – одна из важнейших частей жизни музыканта, но стоит остерегаться излишеств. Они могут привести к совершенно разным последствиям – от скандалов внутри коллектива до не подлежащих восстановлению голосовых связок. Какие опасности несут собой эти излишества?
1. ФИЗИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Игра на инструменте – это еще и физическая активность, которая может привести к не самым приятным последствиям. Если вы вокалист, то лучше не петь больше одного часа в определенное время, даже если вы соблюдаете все правила. У разных преподавателей по вокалу свое мнение на данный счет, но если вы чувствуете напряжение, хрипоту и усталость – самое время сделать перерыв. Помните, что произошло с великолепным голосом Фроси Бурлаковой из «Приходите завтра»? Вряд ли кому-то хочется подобного.
У барабанщиков основное количество энергии – в запястьях, и их тоже нужно беречь и давать им передохнуть. Гитаристам необходимо разогревать пальцы, запястья и предплечья. Овердоз игры может привести к зажимам и прочим неприятностям, особенно, если ваша техника далека от идеала.
И самое главное – берегите слух! Если слишком долго находиться рядом с усилителями, ваши уши будут, мягко скажем, не довольны. Когда слух уходит – он уходит навсегда. Поэтому будьте с ним осторожны.
2. СОМНЕНИЯ И НЕУВЕРЕННОСТЬ
С одной стороны, постоянная практика должна приносить вам навыки и помогать обрести уверенность, однако все не так просто. Если вы проводите слишком много времени, оттачивая свое мастерство, в какой-то момент вы можете совершенно потерять ориентацию – делаете ли вы прогресс, идете ли в правильном направлении и т.д. Иногда, чтобы передохнуть и посмотреть на ситуацию со стороны, необходим короткий перерыв и перезагрузка. На уроках живописи, учителя обычно просят студентов отойти в другой конец комнаты и взглянуть на свои работы с другого ракурса. То же самое и с музыкой. Постоянное исполнение одного и того же может быть опасно полной потерей интереса к материалу.
Уважайте себя. Иногда 20-минутный перерыв гораздо важнее, чем дополнительные 20 минут игры. Том Йорк (Radiohead) как-то сказал, что они репетируют песни определенное количество раз, и если оно превышено, то процесс становится удушающим и непродуктивным. Музыкой нужно наслаждаться.
3. НАПРЯЖЕНИЕ В ГРУППЕ
Слишком много времени в репетиционной комнате могут стоить вам больших нервов. Группа с идеально отрепетированными песнями – сильная группа, но когда начинаются споры, по накалу перевешивающие нормальные споры, надо брать паузу. Очень круто относиться к своей музыке со страстью, круто спорить и искать решения, но когда песни не получаются на протяжении нескольких часов, вы можете их просто возненавидеть. В худшем случае, вам захочется их забыть, в то время как если бы вы дали им немного времени и воздуха, они вполне могли бы получиться позже. Если на репетиции вы понимаете, что упираетесь головой в бетонную стену, лучше закончить и разойтись по домам.
4. УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Если вы все время находитесь в репетиционной комнате, у окружающего мира не будет никакой возможности узнать о том, кто вы есть. Репетиции важны, но не нужно забывать о том, чтобы ходить на концерты и общаться с людьми. Например, вы только закончили запись. Не нужно немедленно бросаться в репетиционную комнату, чтобы подготовить тур. Подготовьте стратегию продвижения, поговорите с другими музыкантами, в конце концов, устройте концерт-вечеринку по поводу окончания записи.
Жизнь на студии звучит как мечта для каждого музыканта, однако не нужно забывать о том, что даже в бизнесе, в музыкальной индустрии бывают веселые вечеринки по окончании трудовой недели. Именно там происходят знакомства и устанавливаются связи.
5. ОТСУТСТВИЕ ВРЕМЕНИ НА ПРОРАБОТКУ ИДЕЙ
Вы сочиняете музыку, и наверняка знаете, как важно специально отводить время для импровизаций, «рисков» и придумывания. Если вы проводите часы и дни, постоянно играя уже написанный материал, то упускаете возможность сочинять новое и блокируете идеям доступ к вашей голове. Так что, четко разграничивайте обе эти сферы. То же самое и с импровизациями, нужно находить возможность извлекать из них самое полезное и использовать их в своих целях.
6. ПЕРЕГОРАНИЕ И ПОТЕРЯ ИНТЕРЕСА
Это одно из самых опасных последствий. Наверно, подобная ситуация знакома каждому музыканту – вы играете и играете, стараясь быть лучше, а в итоге получаете совершенно не то, на что надеялись. Все внутри перегорает, и начинаются очередные сомнения, иногда вплоть до того, что, возможно, музыка – это вообще для не для вас, лучше бы вы послушали маму и пошли учиться праву. И такое случается. Не нужно поддаваться на эти уловки мироздания – просто поймите, что в начале пути довольно сложно контролировать какие-то вещи, а вы хотите всего и сразу. Рост занимает время, и репетиции ускоряют процесс развития таланта, но они не могут его доставить через час, как пиццу. Новичок не может достигнуть высот, попросту не вылезая из репетиционной комнаты. Для этого нужно слушать музыку, играть с разными музыкантами, ходить к разным учителям и так далее. Не позволяйте себе сгорать до тла. Музыка – это ваша страсть, но если вы понимаете, что практика высасывает из вас все силы, просто ограничьте время и всё, необязательно себя насиловать. Это вовсе не означает, что вы меньше себя посвящаете любимому делу, или что вы не прогрессируете. Это лишь означает, что вы понимаете собственные границы, и как с ними ладить. Границы возможностей – это не данность, которая с вами всегда. Это как сесть на шпагат – нельзя взять и сесть на него без ежедневных микро-побед – нужно медленно и терпеливо двигаться к результату.