ПОДГОТОВКА К РЕЛИЗУ: КАК СЛУШАТЬ СВОЮ МУЗЫКУ ОБЪЕКТИВНО?
Как музыкантам и слушателям, нам известно, насколько часто может меняться наше отношение к той или иной музыке и отдельным песням. Слушая песню в первый раз, мы можем заметить, что какая-то ее часть выбивается из общей картины, а на второй и третий раз нам покажется, будто именно эта часть и является «визитной карточкой» песни, делает ее особенной.
Как же поступать со своими песнями, готовя их к релизу? Мы должны быть уверены, что они выйдут именно в том виде, в каком мы хотим, и останутся в истории такими, чтобы спустя годы нам не было за них стыдно. Вот несколько способов «экзаменовать» микс перед тем, как продолжить работу над выпуском.
1. НОВЫЕ УШИ
Пригласите пару знакомых в студию или домой для прослушивания микса. Именно пригласите – рассылать треки лучше не надо, вам нужны живые реакции. Следите за ними: что делают ваши друзья, постукивают ли ногой в такт, подпевают каким-то простым строчкам или, может быть, не скрывают собственной скуки в какой-то момент? Выслушайте все комментарии и постарайтесь особо не защищаться. Не забывайте, что у каждого есть собственные понятия о том, что такое «хорошая музыка». Каждый комментарий нужно оценивать, держа в голове то, какую музыку привык слушать ваш комментатор. Невозможно слышать что-то так же, как слышит это другой человек. Ни найдется ни одного человека во всем мире, который «обрабатывал» бы в голове музыку точно так же, как делаете это вы. Ваша цель здесь состоит в том, чтобы в поиске истины проанализировать весь полученный фидбэк и хотя бы в теории понять, какой предстает ваша музыка перед другими.
2. НОВАЯ ОБСТАНОВКА
Если вы привыкли слышать свою музыку дома, на репетиционной базе, концертах и в студии звукозаписи – тем более, если речь идет о подготовке альбома, то самое время послушать микс в новом месте. Например, у себя в машине. На стоянке или в пробке вы можете записывать собственные комментарии, слушая трек. Или же слушать его пассивно, находясь за рулем.
Также старайтесь слушать материал на прогулке, в ванной, выходя на обед и во всех подобных ситуациях, когда обычно вы не слушаете собственную музыку.
3. ЗАКРОЙТЕ ДВЕРЬ
Очень мощная техника – это прослушивания музыки из соседней комнаты. Закройте дверь и прислушайтесь: сможете ли вы услышать и различить вокал и другие наиболее значимые элемента микса? Не делает ли басовая партия микс очень грязным? Слышите ли вы хай-хэт и перкуссию? Не конкурируют ли инструменты, которые, как вам казалось, звучат вместе очень хорошо?
4. ГРОМКОСТЬ
Прослушивание треков на очень низкой громкости помогает определить, достаточная ли громкость у вокала, или не слишком ли разные эффекты усиливают его или, наоборот, «отдаляют» от слушателя. Изменение уровней на мониторе во время сведения также поможет услышать треки с разных перспектив. Тихое прослушивание выводит на поверхность проблемы с балансом и динамикой, а громкое – с тембром и резонансом. Также не забывайте о том, что необходимо послушать микс в хороших, качественных наушниках, а также в дешевых и плохих.
Теоретически, если у вас не случается обязательной амнезии каждую неделю, то у мозга есть только одна возможность услышать песню в первый раз. При последующих прослушиваниях он подстраивается и «смягчается» до тех пор, пока ошибки не станут казаться естественными частями песни. Старайтесь всеми способами слушать песни с новых перспектив, обращайтесь к друзьям и знакомым музыкантам за советом. Конечно, последнее слово всегда будет за вами, но проверка разными людьми, обстоятельствами, помещениями и девайсами никогда не будет лишней.