Как выбрать электрогитару для начинающих
Типы электрогитар
Покупка электрогитары для начинающих, и не только, музыкантов начинается не только с оценки финансовых возможностей, но и с выбора типа электрогитары. Типы электрогитар определяются в первую очередь не формой корпуса, но его конструкцией: корпус может быть пустотелым (hollowbody) — почти таким же как у акустических гитар (это — полуакустические электрогитары), но с усиленными деками и обечайкой; сплошным (solid), то есть выполненным из цельного массива дерева, и полупустотелым (semihollow) — здесь корпус по форме как правило схож с пустотелым, однако внутри корпуса имеются не только усиленные обечайки и деки, но и более серьёзные подкрепления конструкции в виде брусьев и планок.
Тип конструкции самым прямым образом влияет на звучание инструмента: электрогитары с пустотелыми и полупустотелыми корпусами ведут свой род от первых почти самодельных электрогитар 1920-х гг. и оттого изначально предназначены для исполнения джаза, блюза и таких же традиционных форм музыки. Электрогитары со сплошными корпусами — детище научно-технической революции конца 1940-х гг. и куда как больше подходят для начинавшего складываться в те годы ритм-энд-блюза и рок-н-ролла, а значит — и для всех стилей с более тяжелым звучанием. Говоря прямо, сплошная (или цельнокорпусная) электрогитара — это настоящий рок-инструмент, хотя история музыки XX века знает немало исключений из этого правила в лице отдельных выдающихся музыкантов.
Форма корпуса, тем более форма корпуса современных продвинутых электрогитар, также имеет значение (например, гитары с корпусом формы “Soloist” обеспечивают при игре лёгкий доступ к самым нижним ладам), но она безусловно вторичная по отношению именно к базовой конструкции корпуса, о которой мы говорили выше.
Звукосниматели у электрогитар. Как работает электрогитара?
Само слово «электрогитара» означает именно электрическую гитару, то есть оснащённую электромагнитными звукоснимателями, преобразующими вибрацию струн в электрический сигнал. Исторически первым звукоснимателем подобного типа оказалась однокатушечшая конструкция, она же «сингл» (Single) — это количество постоянных магнитов по числу струн гитары, окружённых одной электромагнитной катушкой. Его отличает малый продольный габарит, звонкость и певучесть выходного сигнала и… увы, плохая устойчивость к внешним помехам. Стремление создать звукосниматель, лишённых такого недостатка, привело в конце 50-х гг. к созданию двухкатушечной конструкции, звукоснимателя-«хамбакера» (Humbucker, то есть буквально «подавляющий шум»). Здесь две катушки, как у сингла, коммутируются в противофазе, а звучание в итоге получается глубоким и объемным, однако при этом теряется некоторая певучесть выходного сигнала.
Итак, гитара со звукоснимателями-синглами больше подходит для исполнения музыки с чётко обрисованными тембрами гитар, а с хамбакерами — для жёсткого рока и более экстремальных стилей. Правду сказать, современные звукосниматели двух конструкций по звучанию сближаются друг с другом, а на современные электрогитары зачастую устанавливаются их комбинации — например, сингл и хамбакер, либо два сингла или хамбакер, или наоборот.
Отдельно нужно упомянуть активные звукосниматели — это своего рода предусилители для электрогитар: в корпус звукоснимателя вмонтирован предусилитель с питанием от батареи постоянного тока, и это решение гарантирует отличное соотношение сигнала и шума на выходе инструмента.
Но звучит всё же дерево
Выбор породы дерева для электрогитар, особенно для их корпусов (и не только корпусов), на самом деле достаточно критичен, и не нужно впадать в заблуждение, что звучание электрогитары зависит только от её звукоснимателей либо от внешнего оборудования, такого как усилители для электрогитар, комбоусилители для электрогитар и кабинета для электрогитар, то есть акустические системы, к которым подключается гитарный усилитель. Не секрет, что каждая порода дерева обладает не только собственной плотностью, но и индивидуальным набором физико-акустических характеристик, обеспечивающим должное резонирование даже сплошного корпуса электрогитары. Например, древесина твёрдого (восточного) клёна обеспечивает яркий звук с выразительными высокими и верхнесредними частотами, а мягкий (западный) клён чуть менее звонок, хотя звучит также ярко. А древесина одного из подвидов красного дерева, махагони, вообще как будто создана для электрогитар — она обладает стабильными физическими свойствами и отличается глубоким и тёплым звучанием, что особенно ценно в полуакустических электрогитарах. Красное дерево различных пород — это вообще один из важнейших видов деевесины для серьёзных электрогитар.
Зато электрогитары с корпусом из ольхи отличаются очень сбалансированным тембром, за исключением чуть-чуть выделенных верхнесредних частот. Также очень распространены электрогитары с корпусом из ясеня — они звучат очень сильно и выразительно во всём частотном диапазоне, хотя конкретные характеристики древесины могут очень разниться от куска к куску.
Для грифов и накладок на грифы электрогитар применяется только твёрдое дерево, способное выдерживать высокие физические нагрузки — палисандр, отборный клён (иногда кленовые грифы делают заодно с накладкой), эбеновое дерево либо даже железное дерево. Эти сорта древесины прибавляют звуку электрогитары резкости и атаки.
Такие важные «мостик» и бортовая электроника
Одним из важнейших элементов конструкции электрогитары, влияющий на её звучание — это мостик (Bridge), он же струнодержатель. Имеется два вида мостиков — это неподвижный мостик и тремоло, то есть регулируемый мостик, а иногда непонятная для непосвящённых деталь электрогитары, рычаг под руку музыканта, как раз и служит для регулирования положения мостика и, в конечном счёты, высоты звучания электрогитары. Если с неподвижным мостиком всё понятно, то классическое тремоло в классическом с 50-х гг. исполнении позволяет только понижать строй инструмента. А его новаторские модификации, в том числе знаменитое тремоло Floyd Rose и последующие разработки, позволяют не только «играть» со строем в обе стороны, но при должных умениях позволяют извлекать из электрогитары не совсем свойственные ей тембры и звуки.
Все знают, что любая электрогитара оснащена хотя бы одним регулятором — так вот, когда регулятор один, то это регулятор громкости, то есть уровня выходного сигнала. Однако современные электрогитары (и классические модели — тоже) имеют, помимо такого регулятора, ещё и регуляторы тембра на каждый звукосниматель, а также переключатель звукоснимателей вплоть до пятипозиционных, как на инструментах бренда Fender. Ведь не секрет, что сигнал с разных звукоснимателей одной электрогитары снимается разный по тембру. Схемотехнически эти компоненты, а также выходной разъём электрогитары объединены в единый темброблок.
Какие электрогитары лучше?
Нужно понимать, что традиция в конструкциях электрогитар остается традицией, даже если гитара изготовлена не самой известной фирмой, такой как Fender или Gibson. Существует множество брендов, электрогитары которых выглядят как классические модели — скажем, Fender Stratocaster или Gibson Les Paul, но являются вполне бюджетными и доступными начинающим музыкантам. Следует обратить внимание на такие бренды, как Fender Squier, Ibanez или Schecter — это действительно качественные электрогитары, вписывающиеся в разумный бюджет и обеспечивающие качественное звучание в тех рамках, которые ставит себе начинающий музыкант.
Само собой, что первая электрогитара должна быть пригодна и для того, чтобы именно учиться играть на электрогитаре — а ощущения от такого инструмента иные, чем от акустической гитары и решать собственные художественные задачи. Следовательно, нам нужен удобный в игре инструмент — удобный прежде всего по своей форме корпуса и грифа, а также по весу и сбалансированности всего инструмента в целом. Проще говоря, электрогитара ни в коем случае не должны «убегать» у начинающего музыканта из рук и быть удобной при длительной игре — неважно, в процессе обучения или выступлениях на малой сцене.
Струны для электрогитар и прочие аксессуары
Звучание гитары и удобство игры на ней определяется также и калибром струн, то есть их фактической толщиной — и естественно, что тонкие струны требуют меньших пальцевых усилий при игре и однозначно подходят, если речь идёт об электрогитаре, для музыки более утончённой и традиционной. Для начинающего музыканта можно посоветовать струны 9 калибра или даже менее, а калибр струны — это диаметр самой тонкой (верхней) струны комплекта, в тысячных долях дюйма (1 дюйм = 25.4 мм), то есть самая тонкая струна 9 калибра имеет диаметр 0.229 мм. Самые популярные струны для электрогитары — это струны калибров 9, 10 калибра и 11. Кроме того, существуют наборы цветных струн и гибридные наборы струн, где верхние (тонкие) струны имеют меньший калибр, а нижние (толстые) — больший. Вопрос же, какой калибр струн подойдёт именно вам, однозначного ответа не имеет — с одной стороны, вам должно быть удобно играть на таких струнах, а с другой — не стоит забывать о собственных музыкальных ориентирах и предпочтениях.
Но, как говорится, «не струнами едиными»… Электрогитара — это инструмент, требующий для игры целого набора аксессуаров, без которых даже просто учиться играть на ней бессмысленно, и потому в наше время широчайшее распространение получили гитарные наборы, куда, кроме собственно электрогитары также входит комбоусилитель, соединительные кабели, тюнер, иногда — процессор гитарных эффектов, запасной комплект струн и набор медиаторов, а также:
- чехол для гитары,
- ремень,
- кронштейн либо стойка для инструмента,
- каподастр,
- вертушка,
- подставка под ногу,
- держатель для гитары.
Безусловно, все эти компоненты можно подбирать и по отдельности — всё зависит от того уровня, который начинающий музыкант желает достичь если не сразу же, то в течение обозримого времени.
Как правильно покупать электрогитару?
Электрогитара, как вы уже поняли — не самый простой инструмент, и процесс её покупки также непрост и в меру длителен. Само собой, что нужно начать с осмотра внешнего вида инструмента — никаких видимых дефектов! А затем, не подключая гитару к усилителю, следует оценить звук отдельных струн — ни одна из них не должна выделяться по громкости, и не звучать тускло или глухо. А после этого следует внимательно осмотреть гриф — он должен удобно лежать в руке, струны не должны цепляться за лады, и это необходимо проверить игрой на каждой струне на каждом ладу. Проверьте визуально прямизну грифа, посмотрев вдоль него максимально близко к его поверхности — никаких изогнутостей и «пропеллеров», эти дефекты устранимы с огромным трудом!
И только после этого нужно подключать электрогитару к усилителю и оценить звук инструмента опять же на всех струнах и ладах, и этот звучание должно быть вам по душе. А потом по отдельности следует проверить звучание каждого звукоснимателя и работу регуляторов громкости и тембра, а также переключателя звукоснимателей. Вся электроника должна работать легко и бесшумно. По окончании проверки нужно постараться оценить электрогитару целиком — попробовать сыграть на ней нечто знакомое и ещё раз оценить общее звучание инструмента. Напоследок вновь следует задать себе вопрос — соответствует ли дизайн и вид инструмента моим собственным представлениям об электрогитаре, и действительно хочу ли я её приобрести.
С таким подходом вы не будете мучиться с вопросом «как выбрать электрогитару для начинающих?» Оказывается — не настолько уж и сложней, чем выбрать акустическую гитару!