ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ ДЛЯ МУЗЫКАНТОВ
Серые январские дни – самое время для очередной жизнеутверждающей статьи. На этот раз – от обладателя премии Грэмми, автора песен Дэниэла Райфшнайдера. Райфшнайдер писал песни к фильмам, а также работал с Майклом Джексоном, Литтл Ричардом и многими другими. (Текст был опубликован на сайте www.soundfly.com)
Если вы занимаетесь искусством, значит, вы выбрали самую тяжелую профессию в мире. Однажды я слышал, как кто-то сказал: «это все равно, что получать пинка под зад каждый божий день и быть обязанным говорить за это «спасибо». Артистам действительно приходится несладко, они выворачиваются наизнанку, обнажают свою душу и видят, как перед ними захлопываются двери. В подобной ситуации отчаяние – это совершенно нормально. Я знавал множество талантливых исполнителей, которые, попытав счастья, паковали вещи, разворачивались и уезжали восвояси. Также я знавал и других – тех, кто даже не предпринимал никаких попыток, боясь отказа.
Не так сложно сфокусироваться на бизнесе, или на своем искусстве, но если вы не заботитесь о собственном ментальном здоровье, шансы перегореть у вас весьма велики. Вот несколько советов, которые помогут вам держать все под контролем.
1. НЕ БУДЬТЕ СТОЛЬ САМОКРИТИЧНЫ
Очень часто мы бываем очень самокритичны и даже жестоки к себе. Я и сам этим грешу. Иногда мне приходилось сходить со сцены с мыслями, будто я никогда не пел хуже, чем сейчас, и получать комплименты! Иногда мне хотелось отправить некоторые песни в пресловутую мусорку, потому что они были «недостаточно хороши» или «звучали скучно». К счастью, попадали люди, которые их слышали и начинали утверждать, что песни «на самом деле, довольно хороши, только лишь нуждаются в небольших корректировкам там и тут». И слава богу, я не был настолько уверен в себе, чтобы не послушать этих людей.
Внутренний критик бесконечно полезен для того, чтобы музыка и выступления получались лучше – без этого барометра мы бы понятия не имели, что творим, что такое хорошо и что такое плохо. Но иногда этот самый критик старается слишком сильно, безжалостно топя наши самые светлые устремления. И его действия ведут к депрессии, безразличию и разочарованию. Если идти у него на поводу, можно попасть в довольно опасную зону. Его необходимо научиться затыкать, не пускать его в то место, где вы занимаетесь созданием чего-то. Не позволяйте себе критиковать себя до тех пор, пока не закончите писать песню. Критику нужно пускать в работу после того, как между вами и написанной песне установится хоть какая-то временная дистанция.
Если вам свойственно довольно часто впадать в самобичевание, попробуйте взять и записать свои, как музыканта, хорошие качества. Хорошенько подумайте, что у вас получается лучше всего, и сделайте список хотя бы из десяти пунктов. Вашим первым инстинктивным чувством будет что-нибудь вроде «Ой, да ладно, это получается у каждого музыканта» или, например, «ну, не так уж я и хорош(а) в этом». Попробуйте отбросить эти мысли. Я хочу, чтобы вы посмотрели на этот список и трезво оценили то, что вы умеете делать действительно хорошо. И поверили в это. Вместо того, чтобы думать «Я неплохо пишу мелодии», старайтесь думать «У меня отлично получаются уникальные мелодии». Такой настрой полезен, чтобы освободиться от клетки сомнений, в которую неизбежно время от времени попадает каждый из нас. Прекратите твердить себе же о своих слабостях, дайте себе возможность «дышать» - вы будете сами себе благодарны.
2. УКРЕПЛЯЙТЕ ЧУВСТВО УВЕРЕННОСТИ
Это непросто, но очень важно. Если вы отдаете свой диск кому-то важному со словами «…ну, это демо не очень хорошее…» или «…здесь немного криво сыгран бридж…», вы автоматически передаете свое чувство неуверенности в собственной же песне. Если вы сами не уверены, с чего взяться уверенности у того, кому вы вручаете диск? Вы топите собственный корабль, не дав ему выйти из гавани.
То же самое и с живыми выступлениями: те исполнители, которые слишком нервничают, передают это чувство неопределенности и публике. Вспомните самых крутых фронтменов, и как от них исходит чувство уверенности. Каждый шаг, сделанный ими на сцене, осмыслен. Они говорят с тысячами людей без тени сомнения на их лицах.
Конечно, страх сцены отличается от стеснения в общении с «важными шишками», однако и тут есть несколько способов поработать над своей презентацией. Найдите какое-то позитивное утверждение, которое вы можете повторять про себя: «я уверен, и это не так-то сложно» или «эта встреча пройдет с максимальной пользой для меня». Мантры всегда работают – а если вы в это не верите, то проба не отнимет у вас много времени. Следите за такой простой вещью, как ваша осанка. Пусть спина будет прямой, а плечи расслабленными и опущенными. Сутулость всегда добавляет во внешний вид неуверенности, а прямая спина дает ощущение силы (ну, и делает вас повыше).
3. ТРЕНИРУЙТЕ СВОЙ ОПТИМИЗМ
Давайте представим ситуацию: вам нужно презентовать свой музыкальный проект на каком-то важном событии, посвященном музыкальному бизнесу. Первая реакция пессимиста: «Они все равно скажут «Нет». Оно даже того не стоит. Это просто потеря времени». Уэйн Гретцки однажды сказал: «Если ты не сделал ни одной попытки попасть в цель, то промахнулся на все сто» - в нашем случае, музыкант должен хвататься за все, даже самые призрачные, шансы. Самобичевание и негативные мысли же будут вас удерживать от самих попыток хоть чего-то достичь.
Когда вам говорят «нет» - а это неизбежно в жизни любого артиста – важно сохранять самообладание и перспективу дальнейшего развития событий. Расценивайте любой отказ как лишь еще одну ступень на долгом пути к успеху. У меня есть друг, начинающий писатель, и он хранит каждое письмо с отказом от издательств, с которыми ему приходится иметь дело. На мой вопрос, зачем ему это нужно, он ответил: «Лучше получать отказ, чем не получать вообще ничего. Я вижу эти письма, и они дают мне ощущение того, что я в игре». Не позволяйте себе надолго застревать в обиде на окружающий мир – возможности всегда есть, нужно просто привыкнуть их неустанно искать.
Я призываю вас начать наблюдать за своей моделью мышления и управлять ей – как только вы впадаете в негатив, просто нажмите кнопку «пауза» и переиграйте все заново, подумайте о других шансах, которыми вам только предстоит воспользоваться. Если у вас с этим трудности, постарайтесь заключать с собой соглашения вроде «я не буду думать или говорить ничего негативного в течение следующих 24 часов». Вы будете очень удивлены, насколько лучше вы будете себя чувствовать по истечении суток. Как только вы привыкните контролировать поток негатива, вы увидите, что писать песни стало легче, отношения с товарищами по коллективу улучшились, а вы постоянно находитесь в поиске интересных возможностей. И это уже будет большим и важным шагом на пути к успеху.