ПЯТЬ НЕОБЫЧНЫХ «ИНСТРУМЕНТОВ», ИСПОЛЬЗУЮЩИХСЯ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

ПЯТЬ НЕОБЫЧНЫХ «ИНСТРУМЕНТОВ», ИСПОЛЬЗУЮЩИХСЯ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Скрипки, виолончели, валторны и фортепиано. Духовые, перкуссия, голос. Все это привычные, основные элементы музыкальной композиции. Но некоторые композиторы решают использовать необычные инструменты, которые даже инструментами вовсе не являются…

Работает ли это? Иногда, на удивление, да! Мы видели, как создатели фильмов и телевизионных шоу могут использовать уникальные звуки для построения визуального мира, но следующие примеры, удачные или нет (но всегда интересные), относятся исключительно к музыкальному миру самому по себе.

Вот несколько ярких примеров:

ПУШКИ https://www.youtube.com/watch?v=uFD7b60HuI4

Чайковский вписал оглушительные пушки в свою знаменитую Увертюру 1812, написанную в честь победы над Наполеоном при Бородинской битве (и, как известно, он ненавидел эту работу). Несмотря на то, что композитор считал ее «очень громкой, шумной и совершенно лишенной художественных достоинств», она стала одним из самых известных коротких произведений классической музыки всех времен. Были и другие проблемы с использованием пушек (помимо того, что они невероятно громкие и громоздкие), — это проблема тайминга; время между зажиганием фитиля и выстрелами пушек создавало временную задержку, которая не всегда синхронизировалась с предполагаемой музыкальной частью. Из-за этой сложности и очевидных проблем с приобретением настоящих пушек большинство оркестров вместо этого выбирают большой барабан для исполнения, а в некоторых случаях - много бумажных пакетов. Это намного проще и менее опасно.

СВЕРЧКИ, ЦИКАДЫ, КИТЫ И СОЛОВЬИ https://www.youtube.com/watch?v=sDZ-RRPUh18

Композитор и философ Дэвид Ротенберг хорошо известен своими музыкальными коллаборациями — просто его партнеры не всегда люди. В основном это насекомые. Ротенберг, автор, создатель более тридцати записей и выдающийся профессор, играл с такими людьми, как Питер Гэбриел и Сюзанна Вега. Но по большей части он известен своими дуэтами с криками китов, пением птиц, жужжанием жуков и многим другим.

Так откуда у него появилась страсть к переплетению звуков природы с музыкой? Вот что говорил сам Ротенберг: «Я родился в год цикады. Семнадцать лет спустя, когда я учился в старшей школе, я все еще их помнил. И спустя 17 лет они пели здесь по всему моему дому. И тогда я уже начал планировать, что через 17 лет я буду играть с ними музыку».

В природе композитор слышит нечто иное, чем все остальные; ритм-секции, аккорды и мелодические соло. Он вплетает их в свою музыку, создавая уникальные и необычные звуки.

МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ https://www.youtube.com/watch?v=5ZJ_vZ9w_hk

Это факт, что музыку можно делать где угодно — с инструментами или без них. Вы, вероятно, делаете это сами, независимо от того, музыкант это или нет, — вы можете обнаружить, что отбиваете ритм на своем столе или чокаетесь стаканом, который издает определенный звук. Известно, что многие продюсеры создают песни уровня Грэмми, используя приложения на своих телефонах.

Но одна группа исследователей и музыкантов сделала еще один шаг вперед и создает музыку, в которой телефоны являются единственным инструментом оркестра. Ваша первая мысль могла бы обратиться к рингтонам, и это было бы очевидно, но эти музыканты из Стэнфордского университета развивают идею в совершенно новом направлении. Ге Ван, один из руководителей оркестра, создал приложение под названием Dubbed Ocarina, которое превращает телефоны в инструменты. Приложение позволяет исполнителям видеть и слышать, что создали другие музыканты, и сотрудничать в режиме реального времени.

ТИШИНА https://www.youtube.com/watch?v=rDgHUj8sJaQ

В своих работах Джон Кейдж использовал утиные крики, транзисторные радиоприемники, фортепиано с предметами на струнах. Одна из его самых известных работ — и, безусловно, вызвавшая множество споров — называется «4’33». Она была написана для любого инструмента или любого количества инструментов и состоит из трех частей. Исполнитель (или исполнители) должны хранить полную тишину на протяжении всего произведения. Когда она впервые была представлена публике, критики и зрители были в замешательстве.

Это была шутка? Высмеивал ли Кейдж свою аудиторию или демонстрировал какое-то высокомерие, чрезмерное самомнение? Нисколько. Кейдж был серьезен, и он пытался показать аудитории, что тишины на самом деле не существует. Вы можете услышать ветер в деревьях. Гул кондиционера. Зрители будут шевелиться и кашлять. Кейдж предложил зрителям слушать и существовать в моменте. Когда вы «откроете свои уши», вы заметите миллион мелочей, которых раньше никогда не замечали, и все это будет музыкально.

ВЕРТОЛЕТЫ https://www.youtube.com/watch?v=7ykQFrL0X74

Противоположная идея пришла в голову композитору Карлхайнцу Штокхаузену – он хотел играть невероятно громко! В его «Струнно-вертолетном квартете» участвовали две скрипки, альт и виолончель, каждая из которых играла изнутри своего вертолета и имитировала звук винтов. Действие первого такого концерта проходило на военном аэродроме около Амстердама. Вертолеты следовали точно за рисунком музыкальной композиции, они то поднимались в высь, то стремительно опускались вниз, набирали скорость либо замирали. С землей связь велась посредством радио и видео-сообщения. Весь концерт транслировался в актовый зал, где собралась публика. Сам Штокхаузен находился за звукорежиссерским пультом, расположенном прямо по центру зала и микшировал звучание струнных и рев вертолетных моторов.

Выглядело все очень необычно, а композитор настаивал на том, что следует за музой. И говорил, что идея этого произведения пришла ему во сне. Он некоторое время играл с пространством в музыке и хотел, чтобы звук «ходил вокруг головы» слушателей; вертолеты, безусловно, один из способов добиться этого.

Что угодно может (по крайней мере, теоретически) стать музыкой. Звуки города можно засэмплировать и превратить в поп-песню. Мусорные баки могут помочь создать ритм. Вертолеты и пушки могут добавить пикантности вашему музыкальному сопровождению, шокируя и волнуя вашу аудиторию (или оглушая ее). Подобные трюки заставляют переосмыслять идею о том, что такое музыка, двигают композиторов вперед и расширяют горизонты для следующих поколений музыкантов.

Предыдущая Следующая