ПЯТЬ ПРИЗНАКОВ НЕУДАЧНОЙ ПЕСНИ
Когда речь заходит об оценивании музыки, термины «хорошо» и «плохо» - довольно расплывчаты и бесполезны. То, что хорошо для одного слушателя, может быть совершенно ужасным для другого. Лучше уж думать о том, будет ли какое-то произведение успешным или нет – разумеется, в первую очередь по вашим собственным критериям. Нам не обязательно самим любить песню, чтобы признать, что у нее есть выдающиеся качества, такие, которые мы хотим наблюдать в нашей собственной музыке. Есть несколько универсальных качеств, которые делают песни неудачными. И вот некоторые из них:
НЕДОСТАТОК ЭНЕРГИИ
Если в песне чувствуется недостаток энергии, скорее всего, она не выйдет удачной. Это, конечно, не означает, что все треки с быстрым темпом хороши, а более медленные - плохи. Энергия может проявляться в форме интересной последовательности аккордов, уникальной лирики или неожиданного ритма. Музыка, которая не вызывает у человека какой-либо реакции и эмоций, в конечном итоге лишь занимает звуковое пространство, но почти ничего не дает.
ОТСУТСТВИЕ ОРИГИНАЛЬНЫХ ИДЕЙ
Когда лучшее качество песни - это то, что она похожа на другую песню, это очень, очень плохой знак. Конечно же, копирование может принести вам временную финансовую выгоду – порой людям действительно нужно то, что похоже на что-то другое, но если вы используете чужие оригинальные идеи из раза в раза, ваша музыка едва ли станет по-настоящему успешной. Музыка, которая являет собой имитацию какой-либо другой музыки, забывается в рекордно короткие сроки. Конечно же, бесконечно трудно прокладывать свой собственный путь, сочиняя музыку, которая подлинна только для вас. Но это единственный способ создавать что-то новое, то, что действительно найдет отклик у слушателей.
НИЧЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДЛЯ СЛУШАТЕЛЯ
Плохая музыка часто кажется слушателям холодной, они не могут найти себя, или вообще что-то человеческое в ней. Или же наоборот - авторы песен часто ошибаются, изливая эмоции настолько сильно, что их песни становятся больше похожи на пародию на настоящие песни. Знание, что давать, а что сдерживать в музыке, не приходит сразу. Это сложный поиск баланса, и то, что работает для одного автора песен, не сработает для другого. Но, как правило, в успешной музыке есть какой-то человеческий фактор, который нравится публике. Человеческим в песни может быть что угодно – юмор, тоска, особый ритм или мелодия и т.д. Звучит ли музыкальное произведение по-человечески или нет, может иметь решающее значение для того, захочет ли публика его слушать.
ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ И/ИЛИ ЧРЕЗМЕРНАЯ ОТШЛИФОВАННОСТЬ
Музыка, которая звучит «идеально» и предсказуемо, часто не находит отклика у слушателей и не занимает в их жизни особого места. Новаторство, любопытство, эмоции и аутентичность в создании музыки всегда приводят к более интересным результатам, чем стремление все сделать идеально – и слушатель, даже самый неопытный, всегда это чувствует. Это одна из причин, почему подростки, записывающие в своих комнатах песни и альбомы, часто становятся известными по всему миру, в то время, как взрослые, пытающиеся выдать идеальный продакшн, остаются с музыкой, которую никто не хочет слушать. Безупречность и предсказуемость во многих случаях делают музыку устаревшей и трудной для прослушивания. Разумеется, никто не говорит, что вы намеренно должны «портить» свою музыку. Но постарайтесь в процессе работы не заходить настолько далеко, где конечный результат теряет всякую связь с изначальной идеей и импульсом.
ПЕСНЮ ЛЕГКО ЗАБЫТЬ
Сколько песен вам пришлось послушать только за тем, чтобы через секунду их забыть? Наверняка их слишком много, чтобы сосчитать. Вокруг так много музыки, которая неплохо придумана, качественно записана и добросовестно спродюсирована – но которая почему-то моментально забывается, и оттого не становится успешной. Слушатель должен запомнить песню, чтобы она заняла место в его жизни. Другими словами, ему нужно будет услышать песню, и потом захотеть слушать ее снова и снова. Возможно, в отдельном музыкальном произведении не будет ничего «неправильного», но каким-то образом оно попадает в категорию неудачных, если в нем нет ничего, что заставило бы людей его запомнить.
Писать успешную музыку непросто, и спустя какое-то время многие сонграйтеры бросают это дело. Чтобы создавать музыку, которая действительно выделится и привлечет внимание слушателей, вы должны быть готовы честно, с любопытством и стойкостью трудиться над изучением сонграйтинга. Изучая его, обязательно просите фидбек у ваших друзей и коллег по цеху. Потому что порой довольно сложно понять, что с музыкой не так, когда вы работаете над ней изо дня в день. Задавайте как можно вопросов самим себе и тем, кому вы доверяете. Рано или поздно вы обязательно научитесь экзаменовать собственные работы и относиться к ним с хорошей долей объективности.