ПЯТЬ УРОКОВ БРЕНДИНГА ОТ ДЖЕКА УАЙТА
Эта статья появилась на сайте CDBaby.com. Автор - Крис Робли.
Несколько недель назад я был в Нэшвилле на музыкальной конференции. В последний день мне нужно было скоротать время перед полетом, и я решил посетить Third Man Records - это студия, концертная площадка и рекорд-шоп, открытые Джеком Уайтом.
Мне нравится музыка The White Stripes и The Raconteurs, но не то чтобы я самый преданный фанат Уайта (никогда в жизни не слушал его сольные записи). Однако когда я переступил порог Third Man Records, у меня было ощущение, будто я оказался в самом крутом месте на Земле. А когда через час мне нужно было ехать в аэропорт, я чувствовал неимоверную досаду от того, что мне нужно покидать самое крутое место на Земле и возвращаться в реальный мир.
Так что же такого особенного в TMR, что у меня пробудились такие чувства? Я задумался о брендинге для музыкантов - и есть несколько очень важных вещей, которым стоит поучиться у Джека Уайта и его лебла/студии/магазина/чего угодно.
1. КОНКРЕТНОСТЬ
Как только ты попадаешь в помещение Third Man Records, ты моментально получаешь яркое визуальное впечатление. Здесь царит единообразие - это не минимализм, но все довольно просто и понятно. Почти все - желтое и черное. Проигрыватель для винила. Сувенирные сумки. Кабинеты.
Это простота имеет сильнейший эффект: вспомним время, когда в конце 90-х The White Stripes появились на сцене. Уже тогда, будучи совсем молодым музыкантом, Уайт понимал ценность брендинга - они вместе с Мег Уайт наряжались исключительно в красно-белое. Эта визуальная прямолинейность очень напоминает и саму музыку Уайта: она сама по себе “сокращена” до самых своих “витальных” элементов - ничего лишнего.
Я не предлагаю вам также выбрать какие-то конкретные цвета для себя, но задумайтесь о том, как свести все, что вы делаете к одному знаменателю (будь то сами песни, визуальная составляющая, дистрибуция и все остальное). С помощью чего вы могли бы оставлять простое и конкретное впечатление?
2. ВЫРАБОТКА ПОДХОДА
Джек Уайт ассоциируется с грязной, сырой музыкой и DIY-эстетикой. Он - не про полировку песен и перфекционизм. Он захватывает моменты и эмоции, даже если слушатели потом услышат какие-то неточности. Этот артикулированный подход прослеживается через всю его музыку, музыку других артистов, которых он продюсирует, товарах, которые продаются в его магазине - от книг и постеров до гитарных педалей.
Что касается вашего личного творчества, необязательно брать за основу эстетику Уайта. Я говорю о том, что нужно какой бы подход вы не выбрали для своей музыки, старайтесь максимально точно ему следовать в какой-то период времени: один год, цикл, связанный с выпуском альбома, или же всю жизнь.
Как только подход выработан, вещи начинают получаться. У вас есть стандарт, которым можно мерить все, что с вами происходит.
3. ТЕРПЕНИЕ
После посещения Third Man Records у меня осталось ощущение того, что люди, работающие там, по-настоящему любят свое дело: продюсируют ли они артистов или ремонтируют закоулок для продажи винила. У этого места есть характер, и появился он не случайно. Этому предшествовала увлеченность и много-много работы.
Я слышал, что Джек Уайт работал драпировщиком до того, как стал рок-звездой. И эта любовь к ремеслу прослеживается через все, что происходит на студии. Например, там продается бокс-сет ранних записей 20th Century Records - он потрясающе оформлен, и стоит тех невероятных денег, которые они за него просят. Черт побери, я действительно хотел его купить, но даже не знал этой музыки…
Музыкантам в наши дни нужно управляться сразу с огромной кучей дел: сочинение песен, репетиции, выступления, дизайн обложек, маркетинг, переписка и т.д. и т.п. - не будем уж говорить о семьях, сне и работе. Так что я легко могу понять, почему некоторые стороны музыкальной жизни не получают столько внимания, сколько заслуживают. Поэтому очень важно понять, где у вас случаются провалы, что вы можете с этим сделать и у кого попросить помощи.
Например, бывало ли у вас так, что вы выпускаете песни, где тексты могли бы быть доработаны, и в которых вы уверены на 80%, только потому, что хотели, чтобы релиз произошел как можно скорее? Не стоит этого делать. Подождите. Поработайте еще. Или же найдите того, кто вам поможет, чтобы потом по ночам, когда вы наедине с собой, вам не было мучительно стыдно за недоработанные отрывки.
У вас плохие видео? Накопите немного денег с концертов и наймите кого-то, кто сделает хорошие видео. Не умеете подзвучивать барабаны, а звукорежиссер попадается ленивый, и все плохо звучит? Посмотрите на YouTube видео, где показывают, как это делается. Время компенсируется накопленным мастерством - вовсе необязательно выдавать шедевры ПРЯМО СЕЙЧАС.
4. СОЗДАНИЕ НЕЗАБЫВАЕМОГО ОПЫТА
Third Man - это место для экспериментов. Вы можете взять гитару и попробовать поиграть с кастом-педалью, сделанной Уайтом. Вы можете пойти в будку для прослушивания музыки и услышать сотни записей, которые есть на студии. Для меня самой главной находкой была будка для записи вокала 40-х годов.
Ты заходишь внутрь, дожидаешься красного огонька, и у тебя есть две минуты, чтобы попеть или поговорить в микрофон. Запись автоматически отправляется на виниловую пластинку, которую вы можете прослушать прям здесь, в магазине - и звучать она будет так, как звучала бы в первой половине прошлого века - во всем блеске 40-х годов.
Там сохранилась оригинальная надпись о том, что можно послать запись домой. Типа такой аудио-открытки. Здесь же вам выдается конверт, на котором вам нужно будет заполнить графы, откуда и куда ваша запись отправится. Я сразу подумал о своем отце, который скончался прошлой зимой, и о том, что просто обязан сейчас спеть ‘The Amazing Grace’, любимую песню отца, через все эти старые провода.
И я не один такой. Нил Янг однажды записал целый альбом на таком же оборудовании, и начиналось все с трека, где он просто говорит, обращаясь к своей матери, говорит о любви и смерти и о том, как он скучает.
Над отверстием для монет было написано: 35 центов. “О черт, неужели так дешево? - наивно подумал я, - надо сходить к стойки и разменять деньги”.
Женщина за стойкой вежливо ответила, что, конечно, может разменять мне деньги, но если я хочу воспользоваться будкой, то это будет стоить 20 долларов. (Очевидно, я - далеко не первый наивный посетитель).
Ни секунды не задумываясь, я вошел в будку. 35 центов. 20 долларов. Какая разница? Все, что имело значение на тот момент - это то, что я пою для своего отца. Я заплатил 20 баксов, со слезами на глазах и отправился домой с записью, которую я вряд ли когда-нибудь вообще послушаю - и все это было очень важным для меня опытом.
Я написал о произошедшем в соцсетях и запостил фотографии. Я рассказал об этом своим друзьям. Я пишу эту статью сейчас, рассказывая об этой будке. И пока существует Third Man Records, если я услышу, что кто-то отправляется в Нэшвилл, это место будет моей первой рекомендацией для посещения.
Да, есть разница между местом и песней, или альбомом, видео, концертом. Но каждая песня, видео, концертная площадка и сам концерт дают вам шанс создать уникальный опыт. Подумайте о том, что именно вы можете сделать, чтобы слушатель или зритель пережил что-то особенное?
5. ПАРТНЕРСТВО
Джек Уайт, несмотря на свою преданность самодельной эстетике, на самом деле не в одиночку создал все, что вы видите и чего касаетесь на Third Man. Кто-то другой сделал панель, на которой представлены его гитарные педали. Кто-то другой другой смастерил огромную деревянную коробку, в которой лежат винтажные записи. И так далее.
Когда вы ищете идентичность для своего бренда, ищите партнеров - смотрите на других людей, местный бизнес, благотворительные организации. Если ваши цели совпадают - действуйте вместе!
БОНУС-УРОК: БУДЬТЕ ЗНАМЕНИТЫМИ
Конечно, у Уайта есть преимущество перед другими музыкантами, у него есть связи и средства для того, чтобы студия, магазин и лейбл хорошо функционировали. У него есть деньги и слава.
Но не надо забывать о том, что когда он только запустил бренд, у него не было ничего. Важной частью того, что The White Stripes стали знаменитыми, стало то, что никому не известный Джек Уайт - сознательно или нет - очень много работал, выстраивал отношения, создавал уникальный опыт, и, в конце концов, нашел правильную команду, чтобы помочь ему.