ROLAND JUPITER-8: КЛАВИШНАЯ МЕЧТА 80-х

ROLAND JUPITER-8: КЛАВИШНАЯ МЕЧТА 80-х

О том, что существуют классические, или если угодно, культовые модели электрогитар знают даже те, кто и гитару только издалека видал. А существуют ли такие электронные клавишные инструменты? Конечно, знатоки вспомнят о таких винтажных образцах, как орган Hammond B3, электропиано Wurlitzer EP-200, меллотрон M400/D, синтезаторы MiniMoog Model D и ARP String Ensemble и незаменимый диско-инструмент Hohner Clavinet D6 – но этот список охватывает исключительно аналоговые модели. А что же клавишные той эпохи, когда они, казалось, заменят собой почти весь инструментальный арсенал студийных и концертных составов, а электронная музыка будет доминировать повсеместно в мировом масштабе? Не нужно долго задумываться, чтобы понять фактически полную безальтернативность подобной кандидатуры: это полифонический синтезатор Roland Jupiter-8 разработки 1980 года, серийный выпуск которого начался в феврале 1981-го.

Roland Jupiter-8И в наши дни звуки Roland Jupiter-8 живут в виде очень важного сэмпла, который знаком любому практикующему клавишнику и аранжировщику: пэтч “JP Strings” с хорошей точностью воспроизводит то незабываемое звучание, как выражались лет 35 тому назад, «синтезированной струнной секции». Но, конечно, не так, как это получалось у старинного «Юпитера» – ведь тот инструмент был поставлен в серийное производство тогда, когда совершался переход от аналоговых клавишных синтезаторов к цифровым. Наш герой стал воистину переходным инструментом: аналоговый по характеру звукоизвлечения, точнее – генерации и обработки звука, но цифровой по методу управления. Однако именно он определил своим звучанием характер электронной музыки и нью-вэйва 80-х, а среди его важнейших пользователей оказались такие музыканты, как Жан-Мишель Жарр (Jean-Michel Jarre), Томас Долби (Thomas Dolby), Ник Роудс (Nick Rhodes) из Duran Duran и даже группа ZZ Top на сверхпопулярном и модном альбоме “Eliminator” (1983).

Таким образом, Roland Jupiter-8 стал своего рода отмщением бренда за своего не слишком удачливого в коммерческом смысле предшественника, первый полифонический синтезатор разработки Roland – “Compuphonic” Roland Jupiter-4, памятный многим отечественным меломанам старшего поколения по инструментарию родной группы «Автограф». Roland Jupiter 8 не в последнюю очередь стал прорывом исключительно благодаря своему модному, именно цифровому (что бы и кто не понимал под этим определением) звучанию. Его ближайшие конкуренты, такие как Moog Memorymoog, Sequential Prophet-5, Rhodes Chroma, модели Yamaha CS-50, 60 и 80 и Oberheim OB-X, OB-Xa и OB-8, в этом смысле ещё цеплялись за старый аналоговый звук – и, как ни парадоксально, именно такая «цифроватость» инструмента стала рекордно востребованной в последующие эпохи. Не приходится удивляться, что именно Jupiter-8, даже ориентированный именно на высокобюджетную аудиторию профессиональных музыкантов, стал продуктом, спасшим компанию Roland от весьма вероятного на заре 80-х банкротства, несмотря на свою крайне высокую на тот момент розничную цену.

Roland Jupiter-8

Идеологией Roland в области разработки клавишных инструментов на тот момент было использование вовсе не передовых технических решений, но первоклассных компонентов элементной базы плюс возможность управления всеми параметрами инструмента прямо с лицевой панели – очевидное решение для эры перехода от аналога к «цифре». Мало того, что Jupiter-8 обеспечивал восьмиголосую полифонию при использовании серьёзной пятиоктавной клавиатуры (61 клавиша), но и обладал очень характерным и впечатляющим, «жирным» звуком, обеспечиваемым одновременной микшируемой работой двух осцилляторов на каждый голос (всего 16 осцилляторов) с возможностью выбора режима работы каждого из них и микширования их сигналов. Оба осциллятора имели по четыре формы волны – треугольник, пила, пульс и квадрат, на втором осцилляторе квадрат был заменён на генератор шума с дополнительным НЧ-фильтром.

Неудивительно, что масса композиторов-клавишиков той эпохи активно использовали Jupiter-8 как для написания мелодий, так и для создания черновых инструментальных демо-записей. Осцилляторы имели возможность работы в режимах синхронизации, кросс-модуляции и модуляции ширины импульса; в схеме синтезатора также имелись нерезонансный ВЧ-фильтр, резонансный НЧ-фильтр с переключаемыми параметрами крутизны затухания сигнала (12 либо 24 дБ / октава), низкочастотный модулятор с переключаемой формой выходного сигнала и два генератора огибающей частоты. Необычными на тот момент были функции подстраиваемого полифонического портаменто и функция удержания для получения бесконечного сустэйна. Встроенный арпеджиатор мог синхронизироваться с внешним оборудованием посредством интерфейса Roland DCB (Digital Communication Bus), а джойстик с назначаемыми функциями контролировал высоту звучания либо частоту фильтра. Внутренний стандарт интерфейса Roland DCB был фактически предшественником стандарта MIDI (Musical Insrument Digital Interface), и он затем использовался в синтезаторе Juno-60 (1982) и секвенсоре JSQ-60.

Roland Jupiter-8Помимо работы в монофоническом (“Solo”) и двух полифоническом режимах (“Poly 1” и “Poly 2”), Jupiter-8 мог быть задействован в уникальном режиме полифонического унисона (“Unison”), когда звучание всех 16 осцилляторов сводилось в одну ноту, однако при нажатии большего числа клавиш происходило их разделение. Режим “Unison”, что естественно, оказывался очень хорош при игре псевдооркестровых сольных партий. На тот момент Jupiter-8 был единственным полифоническим клавишным инструментом с подобной функцией. Эти режимы назначались музыкантом посредством четырёх кнопок на верхней панели. Коммутация Jupiter-8, помимо DCB-портов – это балансные стереофонические аудиовыходы XLR и небалансные TRS 1/4".

Говоря о Jupiter-8, невозможно пройти мимо главного сладкого пряника для музыканта той эпохи – возможности хранения в его памяти 64 звуковых пользовательских пэтчей, что стало возможно благодаря применению в схеме управления памятью контроллера Zilog Z80. Осцилляторы и фильтры построены на базе микросхем собственной разработки Roland, параллельно использовавшихся в массе других клавишных инструментов бренда тех лет. Нельзя не упомянуть о прочной механической конструкции корпуса и шасси инструмента – он определённо был создан не только для студийной работы, но и для жестокой концертно-гастрольной деятельности. Не будем ссылаться на авторитеты – про фантастическую безотказность и несбиваемую настройку Jupiter-8 говорят все, кому доводилось им пользоваться. А про легкость управления всеми параметрами инструмента мы уже говорили.

Звуки этого легендарнейшего синтезатора легли в основу таких нетленок как Thriller Майкла Джексона и Radio Ga-Ga от Queen. Кроме того в своём творчестве «Восьмой Юпитер» использовали такие исполнители как ABBA, ZZ Top, Depeche Modе, Дэймон Албарн и Жан-Мишель Жарр. На самом деле этот список можно продолжать до бесконечности, ибо синтезатор до сих пор ценится, в том числе и современными музыкантами.

Всего до осени 1984 года было изготовлено около 3 300 штук Roland Jupiter-8, но его наследие живо и поныне. О пэтчах виртуальных синтезаторов уже говорилось, но все легендарные звуки инструмента воспроизведены и в модульном четырёхголосом синтезаторе Roland Boutique JP-08, оснащённом 36 регуляторами и слайдерами исходной модели. Так что погрузиться в звук 80-х никогда не поздно…

Всеволод Баронин

Предыдущая Следующая