ROTOSOUND: ЗВУК ИМПЕРСКИХ СТРУН

ROTOSOUND: ЗВУК ИМПЕРСКИХ СТРУН

Электрогитару и бас-гитару изобрели и запустили в серийное производство вовсе не в Великобритании, однако это не помешало гордым сынам Альбиона в известном смысле революционизировать эти инструменты путём изготовления для них отличных струн.

Ответственность за эдакую мини-революцию в гитарном звуке взяла на себя компания RotoSound, которая, как и масса действительно серьёзных брендов началась с любви к музыке. И ныне струны RotoSound также позволяют миллионам слушателей полюбить звучание джаза и рок-н-ролла в самом широком смысле этих терминов.

В 1952 году в Великобритании, как и во всем остальном мире, вряд ли даже слышали о рок-музыке – тем не менее, как легко догадаться, на струнных инструментах там играли. Одним из самодеятельных музыкантов, осваивавших  такой, не самый распространённый инструмент, как цитра, был дипломированный инженер-механик Джеймс Хау (James How), работавший в области артиллерийского вооружения. Он сразу же столкнулся с непреодолимой проблемой: первая купленная им цитра имела только половинный комплект струн из 32, а во всё ещё разорённой Второй Мировой войной Британии промышленности точно было не до струн. Американские же струны стоили по нашу сторону Атлантики неразумных денег. Следовательно, оставалось производить струны самостоятельно, не забывая о быстро развивавшемся музыкальном рынке 50-х.

К 1955 году Джеймс закончил конструирование и создание в свободное от основной работы время машины для массовой намотки струн и вместе с братом Роном (Ron How), классическим пианистом основал компанию Orchestral and Jazz Strings, быстро ставшую эндорзером таких серьёзных классических коллективов, как Берлинский и Нью-Йоркский филармонические и Лондонский симфонический оркестры. После долгих мытарств с названием компания в 1958 году обрела своё нынешнее имя, но ничего революционного в её деятельности пока не было. Понадобилось Британское вторжение и ненормальный интерес к возрождённой англичанами рок-музыке в Америке, а также и к персоне бас-гитариста. Собственно, до успеха The Beatles с Полом Маккартни (Paul McCartney) у микрофона бас-гитарист имел на сцене репутацию неудачника, по статусу едва ли выше презираемого тогда барабанщика. Правду сказать, и бас-гитары по тем временам не звучали – но RotoSound ухватили суть перемен ещё в 1962 году, представив тогда витые струны Swing Bass из нержавеющей стали с никелевой оплёткой, давшие жизнь струнам Jazz Bass с оплёткой из сплава монель, а также Tru Bass с сердечником из черного нейлона. С такими струнами бас-гитара уже могла претендовать на роль интересно звучащего и даже солирующего инструмента. Окончательный же шаг в сторону рок-н-ролла был сделан в 1966-м, когда бас-гитарист группы The Who Джон Энтвистл (John Entwistle) заказал компании струны, которые бы обладали ярким, несколько звенящим звуком, который мог бы выделяться из стены звука гитары и барабанов. Результатом этого заказа стали легендарные струны Swing Bass 66, на сегодняшний момент являющиеся одними из самых популярных струн для бас-гитары в мировом масштабе независимо от стиля музыки. Имя же на рынке гитарных струн RotoSound сделал год спустя – Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), живший тогда в Лондоне обратился к Джеймсу с просьбой о создании сверхлёгких струн, позволявших в полной мере реализовывать технику подтяжек и пальцевого вибрато. Так на свет появились комплекты струн Cosmic Light и Micro Light с минимальным калибром 6 (0.006"). Больше для формирования легенды было ничего не нужно – имена Джими и героев Британского вторжения катапультировали имя RotoSound на самую вершину иерархии производителей струн.

Все только что упомянутые модели басовых струн находятся в активном каталоге RotoSound и в наши дни, в том числе и Swing Bass 66. Их энергичное и яркое звучание так и осталось одним из особенностей ансамблевого звучания любого серьёзного рок-артиста – этими струнами пользовались такие звёзды бас-гитары, как Джон Пол Джонс (John Paul Jones), Гедди Ли (Geddy Lee) Билли Шиэн (Billy Sheehan), Крис Сквайр (Chris Squire) и Жако Пасториус (Jaco Pastorius). Среди выпускающихся струн этой модели есть струны и с никелевой оплёткой, и с оплёткой из нержавеющей стали. Обмотка из нержавеющей стали присутствует на струнах RS66LB (калибры 35, 55, 70 и 90), RS66LC (40, 60, 75 и 95), RS66LD (45, 65, 80 и 105) с струнах со пониженным вплоть до фа-диез (F#) строем RS66LH (65, 80, 105 и 130) и струнах для пятиструнной бас-гитары RS665LD (45, 65, 80, 105 и 130). Обмотка из никеля – у моделей SM66N (40, 60, 80 и 100), RS66LDN (45, 65, 85 и 105) и её пятиструнного аналога RS665LDN (45, 65, 80, 105 и 130).

Струны Jazz Bass сейчас представлены серией Jazz Bass 77 с плоской оплёткой из сплава монель 400 (содержит примерно 67% никеля и 30% меди), изготовляемыми полуручным способом на оборудовании, разработанном Джеймсом Хау еще в конце 60-х годов. Реальные технологии производства данных струн держатся в строгом секрете, однако музыка, исполняемая на них, известна миллионам: их использовали, в числе прочих, лидеры Pink Floyd и Iron Maiden Роджер Уотерс (Roger Waters) и Стив Харрис (Steve Harris). В данной серии достойны упоминания модели SM77 (калибр 40, 60, 80 и 100) и RS77LD (45, 65, 85 и 105). Серия Tru Bass 88, представленная моделью RS88LD (калибр 65, 75, 100 и 115) со слоем черного нейлона под оплёткой из нержавеющей стали, способна, по уверению производителя, «воспроизводить на бас-гитаре звучание, максимально близкое к звучанию контрабаса», а также обеспечивает абсолютный комфорт музыканту при игре.

А серия Rotobass намеренно выпускается по упрощённой технологии – в струнах RB35 (калибр 35, 55, 75 и 95), RB40 (40, 60, 80 и 100) и RB45 (45, 65, 85 и 105) всё просто: стальная струна, никелевая круглая оплётка и отсутствие шёлковой обмотки на конце струны дают яркий и громкий звук. Зато серия Nexus Bass – настоящий прорыв в будущее, в производстве которого используется революционный сплав Type 52 и покрытие из чёрного полимера. Пример струн NXB45 (калибр 45, 65, 85 и 105) наглядно показывает, что данная серия не только отличается высоким сопротивлением к влажности, низким собственным шумом и низким коэффициентом трения, но и «собственным голосом» – их звучание богато среднечастотными обертонами.

Современные гитарные струны RotoSound – это область, где современность смыкается с традицией, и одно из лучших подтверждений этому – именной комплект струн MAS11, разработанный по спецификации Михаэля Эмотта (Michael Amott) и идеально подходящий для исполнения музыки одновременно экстремальной и мелодичной, как у групп Михаэля Arch Enemy и Spiritual Beggars. Калибр стальных струн – 11, 15, 18, 32, 44 и 59; три нижних – с никелевой оплёткой. Эти струны обладают исключительным вибрато и подходят одновременно для игры красивых мелодий и сврхтяжёлых рифов, причем как на сцене, так и в студии. Аналогичны по идеологии струны Darkzone, имеющие самый широкий диапазон калибров среди стальных / стальных с никелевой оплёткой струн RotoSound для электрогитар (10, 13, 18, 36, 52 и 60) и отлично подходящие для игры с пониженным строем. Они обладают тяжёлым и мощным звуком и специально разрабатывались под современные экстремальные стили рок-музыки. Одним же из лучших примеров традиции являются струны British Steels, которые стали одним из синонимов звёздной игры – ведь ими пользовались и пользуются такие величины, как Джими Хендрикс, Джефф Бек (Jeff Beck), Ангус Янг (Angus Young), Брайан Мэй (Brian May) и Гатри Гоуэн (Guthrie Gowan). Комплект стальных струн со стальной оплёткой BS9 (калибр 9, 11, 16, 24, 32 и 42) имеет яркий и чистый тембр, отлично выделяющийся на фоне ритм-секции, плюс эти струны выдерживают суровое обращение с ними в процессе игры. Гатри Гоуэн также использует и рекомендует струны серии RotoR8, R9, R12 и RH10, аналогично допускающие жёсткую игру, но по мнению музыканта, незаменимые в деле акробатики на грифе. Безусловно, в каталоге RotoSound немало иных комплектов струн, в том числе для акустических гитар и для инструментов с отличным от шести числом струн, но всё перечисленное нами уже является синонимом качественной рок-музыки и одним из способов громко заявить о себе на сцене.

Предыдущая Следующая