СЕМЬ АРТИСТОВ, ВЫСТУПАВШИХ НА ФРОНТЕ
От Второй Мировой войны нас отделяют 73 года. Существует невероятное количество фильмов, книг, документов и песен, посвященных войне, и все равно нам довольно сложно представить, как это было на самом деле. Сегодня мы расскажем об артистах, которые приезжали на фронт, чтобы сыграть для солдат – их выступления были как глоток свежего воздуха, напоминание о том, что где-то еще есть мир без войны, о том, что когда-то это все закончится.
ЛЮБОВЬ ОРЛОВА
Любовь Орлова не была не музыкантом – она была актрисой. Но в былые времена актеры должны были уметь делать все, что вообще можно сделать на сцене. И, конечно же, она пела и выступала с концертами по всей стране. Невозможно сосчитать, сколько концертов дала Любовь Петровна во время войны. Она выступала перед красноармейскими частями Закавказского военного округа. Баку, Нахичевань, Гори, Поти, Тбилиси, Ереван, Ленинакан, Новороссийск, Орджоникидзе, Грозный, Краснодар, Сталинград... Выступала перед артиллеристами и моряками, пехотинцами и мотористами, танкистами и летчиками, на береговых батареях, боевых кораблях и военных аэродромах. Не только перед фронтовиками — в тылу: на промышленных предприятиях, в колхозах, совхозах, часто перед ранеными — в госпиталях. Разумеется, Орлову ненавидели фашисты – ходят слухи, что однажды ей передали букет роз с отравленными шипами, после чего у нее началось заражение крови. Сталин поднял на ноги не только советских, но и зарубежных врачей. Свою последнюю роль актриса сыграла в 70 лет, через 30 лет после окончания войны.
ЛИДИЯ РУСЛАНОВА
Фронтовые выступления певицы начались еще зимой 1940 года, когда артисты нечасто добирались до горячих точек – бои шли в заснеженной Финляндии. Коллектив Руслановой за месяц дал более сотни концертов. Жить и выступать приходилось в тяжелейших условиях, и, чтобы не потерять из-за морозов голос, певица постоянно пила стрептоцид. А в это время её ждали отложенные гастроли - ей можно было в любой момент уехать, но Русланова искренне считала, что должна быть там, где её песни помогают выжить и победить.
Вот что писал о ней в 1942 году в журнале «Огонек» Валентин Катаев: «Известная исполнительница русских народных песен Лидия Русланова… почти с первых дней войны разъезжает по частям героической Красной Армии, выступая перед бойцами. Она ездит с маленькой группой артистов. Где только они не побывали! И на юге, и на юго-западе, и на Севере! Они дают сотни концертов. Лес. В лесу еще сыро. Маленький, разбитый снарядами и полусожженный домик лесника. Совсем недалеко идет бой… Осколки срезают сучья деревьев. Прямо на земле стоит Лидия Русланова… На певице мордовский сарафан, лапти. На голове цветной платок — по алому полю зеленые розы. И что-то желтое, ультрамариновое. На шее бусы. Она поет. Ее окружают сто или полтораста бойцов. Это пехотинцы. Они в маскировочных халатах. Их лица черны, как у марокканцев. На шее автоматы. Они только что вышли из леса и через тридцать минут снова должны идти в атаку. Это концерт перед боем… Вот она закончила песню. Молодой певец подходит к певице. Он говорит: «Видишь, какие мы чумазые после боя. Но песней ты нас умыла, как мать умывает своих детей. Спасибо. Сердце оттаяло…».
КЛАВДИЯ ШУЛЬЖЕНКО
Талантом этой женщины восхищалось высшее руководство страны и заслуженные деятели искусства. На советской эстраде она действительно была суперзвездой, кумиром сотен тысяч людей, ее пластинки расходились миллионными тиражами.
В январе 1940 года в Ленинграде был образован джаз-оркестр под управлением супругов Владимира Коралли и Клавдии Шульженко, который был достаточно популярен и просуществовал до лета 1945 года. С первого дня Великой Отечественной войны коллектив превратился во фронтовой джаз-ансамбль, с которым Клавдия Шульженко и выступала перед солдатами Ленинградского фронта, иногда прямо на передовой. Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване, откуда она добровольно решила ехать на фронт. Сотни раз Шульженко выезжала на фронт, где выступала перед бойцами Красной Армии, ее песни звучали и на передовых позициях, и в госпиталях в тылу. В конце 1941 года в ее репертуаре появилась ставшая в будущем легендарной песня «Синий платочек», музыку к которой написал польский композитор Ежи Петербургский.
ЛЕОНИД УТЕСОВ
Леонид Утесов стал известен по всему Советскому Союзу после роли в фильме «Веселые ребята», а также он был одним из самых популярных артистов на фронте. Он, как и Клавдия Шульженко, ездил на передовую со своим джаз-оркестром, и только за первый год войны со своими артистами дал несколько сотен выступлений. Ему приходилось бывать под пулями и попадать под бомбежки, к счастью, без серьезных последствий. Утесов был универсальным певцом, и в его армейском репертуаре были самые разные композиции: и лирическая «Жди меня», и хулиганская «Одессит Мишка», и злые и острые частушки «Гадам нет пощады!» Но одной из самых знаменитых «фронтовых» композиций стала «Дорога на Берлин».
ЭДИТ ПИАФ
Во время войны легендарная певица давала концерты перед французскими военнопленными. На одном из таких выступлений Пиаф выразила желание сфотографироваться со своими зрителями. После этого она попросила фото на память – на нем она была в компании ста двадцати военнопленных. Вернувшись в Париж, она отдала карточку в одну из подпольных мастерских, где лицо каждого, кто был на фото, было сфотографировано еще раз и увеличено в несколько раз на печати – получившиеся в результате изображения наклеили на фальшивые документы.
Через некоторое время певица вновь попросила разрешения выступить в лагере перед теми же солдатами. Вместе со своей ассистенткой в чемодане с двойным дном она пронесла на территорию лагеря 120 удостоверений личности. Каждому из узников под видом раздачи автографов она передала документы – им оставалось лишь поставить подпись и бежать из плена при первом удачном случае. Кого-то в тот раз ей удалось увезти из лагеря под видом участника оркестра.
Их было сто двадцать, и все они благодаря Эдит Пиаф получили долгожданную свободу. Уже потом, много лет спустя они приходили иногда во время концертов, чтобы обнять ее, чтобы поплакать вместе.
ОРКЕСТР ГЛЕННА МИЛЛЕРА
Гленн Миллер с ранних лет упорно трудился и участвовал во множестве джазовых коллективов США. В 1942 году, на пике свой музыкальной карьеры, он почувствовал необходимость поучаствовать в войне и попытался записаться в армию. Однако в свои 38 он был уже довольно стар для службы, и в ВМС ему отказали. Однако ему удалось добиться позиции руководителя армейского оркестра, и он сразу принялся за его реорганизацию.
Изначально Миллер служил в тренировочном центре ВВС в Монтгомери и руководил оркестром из 15 человек, а также вел еженедельную военно-агитационную радиопередачу.
Позже он создал большой марширующий оркестр, который должен был стать главным военным оркестром США. За это его повысили до капитана, а в августе 1944 года и до майора. Однако попытки джазмена с Бродвея модернизировать военную музыку часто встречали сопротивление со стороны консервативных офицеров. Например, аранжировка Миллера для композиции "St. Louis Blues March" соединяла в себе блюз, джаз и традиционный военный марш и была сильно раскритикована некоторыми членами командования вооруженных сил США.
Вскоре еженедельная радиопередача Миллера переехала из Алабамы в Нью-Йорк, где пользовалась невероятным успехом. Этот фактор позволил расширить оркестр до 50 человек и отвезти их в тур в Англию. Там они дали примерно 800 выступлений перед солдатами и гражданскими.
МАРЛЕН ДИТРИХ
В 1944 году состоялось первое эстрадное выступление Дитрих на фронте, перед армией союзников. Она появилась перед солдатами в своем сильно декольтированном сверкающем платье. Они недоверчиво спрашивали: «Это правда Дитрих?» И она пела им свою «Лили Марлен» — песню, которую знали солдаты всех фронтов.
В составе труппы фронтовых артистов Марлен побывала практически на всех фронтах Европы, где сражались американцы. В американской военной кинохронике Дитрих была героиней номер один. Она без устали фотографировалась с солдатами. Ходил такой анекдот. Марлен спрашивают: «Правда ли, что на войне у вас был роман с Эйзенхауэром?» — «Что вы! — отвечала актриса. — Генерал никогда так близко не подходил к передовой». За свои выступления на фронте Дитрих получила американскую медаль Свободы и французский орден Почётного легиона.