SKRILLEX: МОДНЫЙ ЗВУК И ПРОСТОТА РАБОТЫ
В рамках нашей рубрики «Equipment Легенд» мы продолжаем знакомить вас с секретами звука различных музыкантов. Сегодня мы расскажем о музыканте, каких обычно никогда не относили к легендам. Но то были иные времена, а в XXI веке создатели и исполнители электронной музыки значат для человечества не меньше, чем суровые парни с гитарами. Наш герой — это весьма популярный в мировом масштабе Сонни Джон Мур (Sonny John Moore), известный поклонникам модной продвинутой электронной музыки под именем Skrillex.
Все знают, что стать в наше время лауреатом престижнейшей профессиональной премии Grammy Award очень сложно, а уж в таком условно молодом субстиле современной музыки, как электроника — и подавно. А вот у Skrillex таких наград уже восемь, что делает его самым заслуженным в этом смысле электронным музыкантом за всю историю. Причем 29-летний музыкант добился столь впечатляющих успехов всего за шесть лет, и его называют главным персонажем, ответственным за небывалый рост внутриамериканской популярности электронной танцевальной музыки в последнее десятилетие. Что ж, Skrillex точно знает, что нужно публике — в его произведениях сочетаются совершенно передовые электронные созвучия и совершенно хулиганское настроение. Оно и неудивительно — карьера музыканта начиналась в 2004 году в пост-хардкоровой группе From First To Last, где он являлся певцом и вторым гитаристом. Клавишные инструменты, контроллеры и банки эффектов вошли в жизнь Skrillex лишь пять лет спустя, но это не помешало ему фактически с нуля построить себе успех среди даже тех слушателей, кто имел довольно превратное представление об электронной музыке, считая её чем-то заумным и непонятным. По мнению экспертов, главная заслуга Skrillex как раз и заключается в том, что он сумел реализовать в своих творениях уникальное сочетание жесткого электронного звучания и подлинного небезопасного уличного духа. Это могут подтвердить и отечественные поклонники модной музыки — артист выступал в России на фестивалях «Dubstep Planet III» (2012) и «Alfa Future People» (2014). Кончено, не последнюю роль в реализации всех коммерческих замыслов Skrillex сыграло его концертное и студийное оборудование.
Сцена — это студия, и наоборот
Как и все электронные музыканты нынешней эпохи, Skrillex предпочитает не слишком усложнять набор сценического и студийного оборудования, благо в ходе турне простая студия для записи постоянно возникающих идей у него всегда с собой. Понятно, что музыкант использует это же оборудование и в своем сценическом сете. Ведь его трек-лист максимально разнообразен, а масса композиций исполняется вовсе не в каноническом, студийном облике — Skrillex постоянно развивает их, добавляя новые симплы и эффекты. Сердце портативной студии музыканта — ноутбук MacBook Pro с установленным программным обеспечением Ableton Live, а также аналогово-цифровой аудиоинтерфейс Focusrite Saffire Pro 14 с двумя аналоговыми входами и возможностью управления по протоколу MIDI и комплект активных акустических систем KRK Systems Rockit RP5G3. Аналогичная акустика этого бренда RP6G3 используется исполнителем в условиях стационарной студии. Как видите, Skrillex считает, что основой портостудии и сценических систем должно быть простое и надёжное оборудование, а не то, которое стоит «тысячи денег». Выбор ПО — вопрос вкуса музыканта: по его словам, он пробовал работать с программами Fruity Loops, Reason и Pro Tools, однако всё же сохранил верность Ableton Live по причине «невероятной интуитивности» её интерфейса. Надо отметить, что концертная идеология у Skrillex абсолютно рок-н-ролльная: все новые композиции ещё до записи их в студии опробуются в концертной обстановке. А раз так, то управление звуком на сцене должно быть максимально простым.
Для работы с сэмплами на портостудии артист использует, хотя и не часто, простой клавишный MIDI-контроллер Alesis QX25. По собственному признанию Skrillex, ему больше нравится вводить информацию напрямую в компьютер посредством тачпэда или мыши. Еще один клавишный инструмент, используемый и в студии, и на сцене как исполнительский — AKAI Professional MPK49, допускающий возможность назначения сразу 76 контроллеров за счёт использования не только всех клавиш, но и органов управления, в том числе колёс модуляции и входов педальных переключателей.
Коль скоро карьера Skrillex как музыканта-профессионала начиналась с роли гитариста, то сценический и студийный набор его гитар совершенно консервативен в лучшем смысле слова — это Fender Classic Series Telecaster Deluxe (1972), Fender Standard Stratocaster, Gibson Les Paul (1957) и Gibson SG Standard (1966), а также простой гитарный синтезатор Moog E1. Поскольку сигнал с гитары идет сразу на аудиоинтерфейс по универсальному входу XLR / TRS 1/4", никакие привычные гитарные обработки не используются. Акустических гитар в заявляемых сетах музыканта нет, да они ему не очень-то и нужны.
Пэды удобнее и клавиш, и вертушки?
Сам Skrillex в своих интервью при каждом удобном случае напоминает, что образования в смысле игры на клавишных инструментах у него как такового нет, и потому он использует вышеупомянутые инструменты с нормальной клавиатурой в основном в качестве контроллеров. Но и в идеологическом смысле музыкант является строгим поклонником извлечения звуков, тем более в концертной обстановке, при помощи контроллеров, управляемых посредством пэдов, а именно M-Audio Trigger Finger MIDI Controller, Native Instruments Maschine и Akai Professional APC40 Ableton Performance Controller. Удобство таких устройств не нуждается в дополнительном пояснении, тем более для музыканта именно с «электронным» мышлением и без особого музыкального образования — в этом случае пэды куда как проще ассоциируются в сознании с назначенными им засэмплированными звуками и эффектами.
Skrillex также честно признается, что никогда не рассматривал себя именно как DJ-я и стал таковым по требованию промоутеров лишь в ходе своего первого национального турне. Более того, артист неоднократно сообщал в интервью, что он «не очень хорошо понимает, что это такое — быть DJ-ем, а не музыкантом». Конечно, в концертной работе музыкант использует CD-вертушки бренда Pioneer (CDJ-800 Mk 2, CDJ-2000 / CDJ-2000 Nexus, EFX-500 и CDJ-1000) и их же микшеры (DJM-400, DJM-800 и DJM-900 Nexus), однако работа практически со всеми сэмплами чужих музыкальных произведений, используемых Skrillex в своих концертных творениях, и их редактирование осуществляется при помощи контроллеров с пэдами и музыкального ПО. CD-вертушки и микшеры в данном случае — просто дань публичному образу электронного музыканта или DJ'я, и немногим более того. И, раз уж мы заговорили о концертной работе, то нужно упомянуть, что на сцене артист пользуется классическим вокальным микрофоном Shure SM58 в силу его надёжности в эксплуатационном и механическом смысле.
Студийная простота
В своей студийной работе музыкант придерживается, казалось бы, взаимоисключающих подходов — он использует серьезный пульт и аналоговоцифровые преобразователи, но контроль рабочего звучания и финального микса осуществляется им на довольно простых и зачастую воистину «народных» мониторах. Сам Skrillex объясняет такой подход просто: «Моя музыка не рассчитана на людей, у кого есть в пользовании дорогая акустика — следовательно, этот материал должен звучать хорошо даже на самых дешёвых колонках». Возможно, артист что-то и скрывает, но к обязательному в наши дни прослушиванию сведённой и зачастую уже отмастерённой музыкально программы на мониторах ближнего поля он относится, в отличие от массы иных музыкантов, сверхответственно.
При этом основной студии у Skrillex является 32-канальный АЦП / ЦАП Antelope Audio Orion и цифровой микшерный пульт SSL Matrix. Упоминавшийся выше «походный» аудиоинтерфейс Focusrite Saffire Pro 14 также широко используется в студийной работе, особенно на этапе наложения вокальных партий — при работе с микрофонами Shure SM58 и SM7B предпочтение отдаётся ему. Для работы с микрофонами также используется студийный микрофонный предусилитель Avalon VT-737sp. Контроль сведения материала осуществляется на активных мониторах Genelec 8050B / BPM, Yamaha NS-10M и Barefoot MiniMain12, а финальное прослушивание после мастеринга проводится на мониторах ближнего поля Avantone MixCubes. Основные рабочие наушники, применяющиеся как при студийной, так и при сценической работе — Beats By Dr. Dre серий Pro и Mixr, а также Nocs NS900. Выбор этих моделей наушиников Skrillex опять же объясняет желанием быть ближе к своему слушателю в смысле простоты оборудования и финального звучания.
Можно сказать, что принцип комплектования сценического и студийного комплектов оборудования в данном случае является показательным «мостиком» от фактически домашних, DIY-технологий (Do It Yourself, «сделанных своими руками») к миру большого электронного микширования и саунд-продюсирования. Очевидно, такой подход и является одной из основ бешеного успеха Skrillex у себя на родине, где танцевальная музыка воистину стадионных масштабов до самого последнего времени не пользовалась такой уж широкой популярностью, зато самодеятельная студийная работа приветствовалась всегда. Довольно простой и оригинальный способ стать звездой.