SONNOX FRAUNHOFER PRO-CODEC

SONNOX FRAUNHOFER PRO-CODEC
С момента появления первых алгоритмов кодирования цифрового аудио со сжатием данных прошло около 20 лет. К сожалению, сегодня необходимо принимать во внимание то, что большинству людей приходится сталкиваться с прослушиванием музыки, искаженной одним из таких форматов.

С учетом данного положения в индустрии дистрибуции цифрового аудио внимательные и добросовестные звукорежиссеры, а также мастеринг-инженеры тестируют свою работу на финальной стадии, выводя результат в различные форматы сжатия звука, чтобы проверить и заранее выявить особенности влияния различных алгоритмов сжатия (кодеков) на определенный музыкальный материал. Затем, внеся коррективы, а иногда и подобрав наиболее подходящий кодек, они могут свести к минимуму нежелательные эффекты.
Если применять данный подход на практике, то возникает затруднение: ведь сначала необходимо выполнить рендеринг вашей фонограммы, затем рендеринг результата в один из сжатых форматов, и наконец, импортировать оба файла в ваш аудиоредактор, чтобы провести какое-либо сравнение с оригиналом. Очевидно, подобная работа в реальном времени не представляется возможной, что приводит к колоссальным затратам времени и энергии.

Английская компания Sonnox, выпускающая высококачественную программную обработку серий Oxford и Restore, объединила свои усилия с немецкой научно-исследовательской организацией Fraunhofer IIS, являющейся первоначальным разработчиком формата MP3. Итогом совместной работы стал Sonnox Fraunhofer ProCodec - первый плагин, позволяющий проводить все вышеупомянутые операции в реальном времени, что, наконец, освобождает специалистов от утомительной рутины и пустой траты времени.

Плагин поддерживает следующие кодеки:
- mp3, Apple AAC iTunes+ (поддерживается только на компьютерах Apple)
- AAC-LC, HE-AAC, HE-AAC v2
- MPEG Surround, AAC-LC multi-channel, HE-AAC multi-channel
- HD-AAC

Кроме того, начиная с 3-й версии, в комплект Fraunhofer Pro-Codec включен ProCodec Manager, позволяющий осуществлять пакетную обработку файлов (Batch Processing) и редактировать метаданные.

Интерфейс, тестирование

Открыв плагин, в нижней части экрана мы видим 5 слотов, в каждый из которых можно вставить различные кодеки на выбор. Каждый кодек можно настраивать индивидуально. Кнопки с изображениями громкоговорителей позволяют переключаться между выбранными кодеками, что позволяет мгновенно услышать разницу в их звучании. Очень важным при тестировании оказалось то, что все переключения не сопровождались ни щелчками, ни какими-либо другими артефактами.



Кроме того, при помощи кнопки Master In можно сравнить звучание выбранного в данный момент кодека с оригинальным, необработанным сигналом. А кнопка DIFF позволяет прослушать разницу между обработанным и необработанным сигналом - иными словами, услышать ту самую часть сигнала, которая выброшена алгоритмом сжатия. Причем все это работает в реальном времени, то есть вы можете вернуться к работе и сразу же слышать влияние кодека на ваши дополнительные действия. Думаю, для этих целей лучше всего создать отдельную копию сессии, чтобы не вносить неоправданные изменения в вашу основную сессию, предназначенную для вывода несжатой фонограммы.

Центральную часть интерфейса Fraunhofer Pro-Codec занимает графический экран. Безусловно, оценивать работу кодеков и принимать решения вы будете на слух. Тем не менее, графический экран, работающий в двух основных режимах - FFT (Fast Fourier Transform) и LISS (Lissajous) - будет предоставлять полезную информацию. А при помощи мыши с одновременно нажатой клавишой ALT экран можно масштабировать в обоих режимах.
По умолчанию экран отображает частотный анализ FFT, обозначенный желтым цветом. Красная зона показывает разницу между оригинальным и сжатым сигналом, а зеленые линии в верхней части экрана отображают Noise to Mask Ratio - приблизительную величину маскирования артефактов кодирования сигнала за счет спектральной энергии самой фонограммы. Чем выше находится зеленый сегмент на экране, тем вероятнее, что слушатель заметит нежелательные артефакты в данной части спектра. Фактически, в силу ряда причин, человек воспринимает все последствия  сжатия звука не в точности так, как отображают NMR сегменты. Тем не менее, они необходимы для выявления "подозрительных" зон.

В режиме LISS на экране отображаются два графика. Первый из них позволяет сравнить входной и выходной стереосигнал при помощи желтой и зеленой кривых соответственно. Второй график, находящийся справа, - это стерео вектороскоп, зеленым цветом показывающий несжатый сигнал, а красным цветом - разницу между сжатым и несжатым сигналами.



Справа от пяти слотов, в которые вставляются кодеки, находится секция с тремя закладками. Первая из них, TRIM, отображает максимальные пиковые значения выходного сигнала по каждому из задействованных кодеков. Если на стадии мастеринга ваш музыкальный материал приобрел серьезные показатели громкости, значит, любой из кодеков, в силу специфики кодирования сигнала, может увеличить пиковые части сигнала и тем самым вызвать клиппирование. Если это произойдет, вы не только увидите значение максимального пика в фонограмме, но и сможете компенсировать громкость, введя соответствующие значения в окна TRIM. Вторая закладка (COMP) показывает степень сжатия фонограммы по каждому из кодеков, а третья закладка, A -B, предоставляет вам не только широкие возможности сравнения звука каждого из кодеков, но и проведения "слепых тестов" самостоятельно. Это очень пригодится в тех случаях, когда трудно определить разницу между воздействием разных кодеков на фонограмму.

Для этого Fraunhofer Pro-Codec предусматривает возможность работы в двух режимах: A-B или A-B-X. Чаще всего, проводя подобные сравнения, вы видите, какой из сигналов звучит в данный момент. Но в тестируемом плагине предусмотрена кнопка Hide, скрывающая от вас "подсказки". При выборе же тестирования по схеме A-B-X, когда известны AB, а X - это случайный выбор между ними, вам необходимо угадать принадлежность "X" либо к "A", либо к "B" при помощи статистики ваших же предпочтений. Подробное описание этого интересного процесса находится в руководстве пользователя.

Итак, чтобы начать кодирование файла в режиме реального времени, необходимо активировать нужные кодеки, используя кнопки ARM, а затем щелкнуть на мастер-кнопку Record (под которой также находится кнопка Filename, позволяющая определить имя файла и путь для сохранения). Запись в файл (кодирование) начнется сразу, как только вы включите воспроизведение в вашем аудиоредакторе.

Начиная с 3-й версии плагина, для кодирования в режиме offline, а также для пакетного кодирования групп файлов, вместе с Fraunhofer Pro-Codec поставляется отдельное приложение Pro-Codec Manager, обладающее широкими возможностями. В частности, Pro-Codec Manager позволяет редактировать метаданные кодированных файлов. Для запуска программы можно щелкнуть по кнопке с изображением формы волны, находящейся в левом нижнем углу плагина, под индикаторами уровней.



Заключение  

Я считаю, что уже сама возможность сравнивать в реальном времени воздействие кодеков и их настроек на музыкальный материал (который вы так тщательно отшлифовывали) является ключевой и практически бесценной функцией плагина. Особенно с учетом возможности отдельно услышать разницу звучания оригинального и сжатого аудио. При любых режимах работы Fraunhofer Pro-Codec переходил с одного сигнала на другой незаметно, без щелчков или задержек.
Графический экран позволяет учитывать дополнительную информацию. А возможность самостоятельно проводить "слепые тесты" трудно переоценить.
На данный момент сложно представить будущее дистрибуции цифрового аудио.Несмотря на то, что существуют интернет-магазины, предлагающие легальную музыку в несжатых форматах, вплоть до AIFF и WAV файлов в формате 24-bit 96kHz, количество их потребителей сейчас не является большинством (отчасти по причине специфики функционирования самой индустрии). На оптимистичной ноте можно заметить, что, например, компания Apple однажды уже обновила музыкальный каталог iTunes со 128 на 256-битный стандарт и официально рекомендует мастеринг-инженерам предоставлять несжатые файлы в формате 24/96. То есть, исходные файлы сохраняются, и в будущем можно ожидать очередной переход к улучшению.
Тем не менее, очевидно, что положительные изменения в индустрии наступят не скоро, а значит работа со сжатием аудио еще долго будет актуальной. И в этой связи, Fraunhofer Pro-Codec является незаменимым средством, при помощи которого можно не только снизить недостатки влияния кодеков на музыку, но и заметно сэкономить собственное время. А время всегда лучше потратить на творческий процесс.

Совместимость 

Плагин поддерживает режимы моно, стерео или 5.1 в форматах AAX Native, RTAS, Audio Units и VST. Для работы необходим iLok2. Совместимые операционные системы: Intel Mac OSX 10.5 или более поздние, а также Windows 7 или 8.
Кодек iTunes+ (Mastered for iTunes) поддерживается только под операционными системами Apple. В нем используются кодеки, применяющие специальные алгоритмы, встроенные в Mac OS. Наиболее близким аналогом на компьютерах Windows является кодек Fraunhofer AAC-LC, настроенный в режим VBR highest quality, 256 kbps.


Григорий Хозов
Предыдущая Следующая