SONNOX OXFORD ENVOLUTION

SONNOX OXFORD ENVOLUTION
На выставке NAMM 2016 компания Sonnox представила Oxford Envolution - совершенно новый плагин, привлекающий внимание достаточно необычным интерфейсом, любопытными характеристиками и выразительным названием. Прежде чем оценивать Oxford Envolution, вкратце рассмотрим историю производителя.

Английская компания Sonnox, являющаяся ведущим производителем программной обработки, с самого начала приобрела известность благодаря высокому качеству звучания выпускаемых плагинов. Все дело в том, что команду Sonnox составили настоящие ветераны индустрии, создавшие оборудование, вошедшее в историю, в том числе цифровую консоль Sony Oxford, алгоритмы которой были напрямую перенесены в плагины Oxford EQ и Oxford Dynamics.
Плагины серий Sonnox Oxford и Sonnox Restore широко используются профессионалами в самых различных областях аудиопроизводства, таких как студии звукозаписи, концерты, теле- и радиовещание, кинопроизводство, а также в области науки. Sonnox выбирают, прежде всего, за безукоризненный подход компании к разработке своих плагинов: неизменно высокое качество звука и интуитивный, зачастую новаторский интерфейс.

ХАРАКТЕРИСТИКИ OXFORD ENVOLUTION

Oxford Envolution - это envelope shaper, то есть формирователь огибающей амплитуды, но при этом частотно зависимый. Иными словами, Envolution позволяет пользователю устанавливать, какие частоты в сигнале будут подвержены обработке огибающими, а какая часть сигнала останется нетронутой. Более того, плагин содержит две независимые, раздельные секции параметров Transients и Sustain, каждая из которых, в свою очередь, имеет собственный набор параметров.




Секция Transients позволяет контролировать "атаки" фонограммы, то есть управлять переходными процессами. Секция Sustain, по словам разработчика, при положительных значениях раскрывает пространство вокруг записи, а при отрицательных - закрывает лишнее для быстрого и точного гейтирования. Для выбора частотного диапазона, который вы хотите обработать, предусмотрены два режима: Focus, отчасти напоминающий работу параметрического эквалайзера, а также режим Tilt, охватывающий более широкую часть спектра. Разумеется, можно обрабатывать и весь спектр частот сигнала.
Звучит привлекательно. Впрочем, на этом возможности Oxford Envolution не заканчиваются. Важным моментом является то, что вся работа плагина, включая селективную обработку частот, осуществляется без внутреннего разделения сигнала на разные частотные диапазоны. Поэтому, в отличие от традиционных плагинов, обеспечивающих многополосную обработку, Oxford Envolution можно использовать в параллельной конфигурации - никаких проблем с фазой не возникнет. К тому же, в самом плагине присутствует выходной параметр Dry/Wet, то есть параллельную обработку сигнала можно проводить "не выходя из плагина".

Рядом находится традиционный для Sonnox параметр Warmth, при помощи которого во многих случаях в звучание можно привнести то, что принято называть "теплотой" или "сочностью". Исходя из своего опыта работы с другими плагинами серии Oxford, замечу, что в большинстве случаев (в зависимости от музыкального материала) эта функция действительно работает. Не как спецэффект или "загрязнитель", а так, будто вы прогоняете партии или всю фонограмму через качественную внешнюю обработку, чтобы слегка подкрасить звук. Все зависит от исходного материала и, вероятно, элементарного чувства меры. Мне кажется, что зачастую достаточно значения в 10-20%.

Впрочем, в случае с Oxford Envolution, параметр Warmth имеет еще одну функцию - сглаживание клиппирования, если пиковые значения выходного сигнала превышают "цифровой максимум". Но такие проблемы лучше предотвращать заранее, корректно выстраивая громкости входящего и выходящего сигнала в зависимости от ваших задач.
Для этого пригодятся находящиеся рядом индикаторы уровней, а также фейдер, регулирующий уровень выходного сигнала плагина.
Sonnox также предусмотрели наличие кнопки DIFF, которая позволяет отдельно прослушивать разницу между обработанным и необработанным сигналом. Для корректной работы данного режима влияние параметра Warmth не учитывается.
Немного забегая вперед, отмечу, что на практике режим DIFF имеет огромную ценность не только в качестве функции контроля, но и в качестве особенного творческого инструмента.

ТЕСТИРОВАНИЕ

Первое, на что я обратил внимание при запуске Oxford Envolution, это широкий диапазон регулировок амплитуды параметров Transients (± 24 dB) и Sustain (от -48 dB до +24 dB). Часто приходится сталкиваться с тем, что многие плагины звучат не лучшим образом, а то и вовсе непригодно, когда их настройки находятся в экстремальных значениях. Поэтому я начал осторожно крутить ручку Transients в сторону увеличения амплитуды, убедившись, что выходной сигнал обладает достаточным headroom, то есть запасом динамического диапазона. В качестве тестового материала использовалась барабанная партия, и уже при минимальном увеличении значений параметра Transients  разница в звуке была очевидна. Графический экран на центральной панели плагина наглядно отображает работу огибающих непосредственно на форме волны. Эффект работы секции Transients показан желтым цветом:



Параметр Attack используется для сглаживания "краев" срабатывания огибающих: медленные значения позволяют первоначальным "всплескам" миновать обработку плагином. Также медленные скорости срабатывания атаки уменьшают чувствительность срабатывания на менее значительные события в фонограмме.
Впрочем, для выставления чувствительности плагина лучше использовать отдельный параметр Sensitivity, предназначенный именно для этого.
Итак, атаки барабанов, а точнее их самые первые всплески, стали "пробиваться" уже при минимальных изменениях параметра Transients. Постепенно увеличивая параметр Transients Hold, я очень быстро смог охватить нужный временной отрезок срабатывания эффекта относительно ударов "бочки" и малого барабана. В результате, вся партия мгновенно приобрела вес и остроту без нежелательного "удлинения" каждого импульса. При этом общее звучание осталось естественным, без какого-либо подкрашивания со стороны плагина. Дальнейшие эксперименты с Transients Hold показали, что этот параметр уже сам по себе является мощным инструментом для формирования звучания атак в фонограмме по вашему вкусу.




Применение параметра Transients Hold также будет полезным при обработке, например, акустических гитар, когда удары по струнам представляют ни что иное, как серию атак, расположенных по времени очень близко друг к другу. Если каждая из этих атак будет обрабатываться отдельно, то в результате вы получите неестественное звучание - и это в лучшем случае. Соответственно, увеличение значений параметра Hold сгруппирует соседние атаки и сразу же решит подобную проблему. Находящийся рядом регулятор Transients Release, как и следует ожидать, управляет спадом огибающей амплитуды после срабатывания атаки. Это позволяет контролировать степень мягкости (или резкости) затухания обрабатываемых импульсов фонограммы.

Для дальнейшего тестирования работы Oxford Envolution, помимо барабанной партии, периодически bспользовалась басовая дорожка, содержащая комбинацию аналоговых синтезаторов. Я был приятно удивлен тому, насколько естественно и натурально менялось звучание вне зависимости от настроек параметров секции Transients. Даже если вам приходится работать с дорожкой, содержащей большое количество элементов, или даже с готовой фонограммой - вы быстро достигнете желаемых результатов, сохраняя высокую точность ваших действий. При отрицательных значениях регулятора Transients вся секция выполняет обратную роль, понижая уровень атак в сигнале, что позволяет решать огромное количество иных творческих или технических задач. В любой момент, при помощи кнопки DIFF, можно услышать разницу между входным и обработанным сигналом - я отчетливо слышал действие плагина.

Далее, я решил попробовать Envolution в экстремальном режиме - максимально увеличивая, а затем подавляя громкость атак, используя весь диапазон регулятора Transients. Компенсировав выходной уровень фейдером Output, я постепенно увеличивал амплитуду атак, вплоть до +24 dB (на практике такие значения будут требоваться редко). Должен сказать, что любой материал начинал звучать очень агрессивно, остро, но при этом плагин абсолютно не вносил в звук нежелательных артефактов, призвуков или искажений. Изредка Envolution реагировал на чересчур большое количество незначительных событий в записи, и это придавало нежелательный эффект. Но регулятор Sensitivity, управляющий чувствительностью реагирования плагина, позволяет быстро и точно настроить этот аспект работы Envolution под ваши требования.

При уменьшении амплитуды атак на басовой дорожке, содержащей комбинацию аналоговых синтезаторов, даже при экстремально низких значениях параметра Transients результат звучал настолько натурально и уверенно, будто огибающая амплитуды настраивалась непосредственно на синтезаторах, а не на записи. На барабанных же партиях нередко подобные настройки плагина подчеркивали "пружинистость", сустейн и ambience. Но для настоящего, детального управления сустейном существует отдельная секция.




Эффект работы секции Sustain на графическом экране отображен сиреневым цветом. Эта секция имеет свои независимые параметры Hold, Attack и Release. По аналогии с секцией Transients, регулятор Sustain Hold устанавливает скорость срабатывания секции Sustain после "всплеска" атаки звука. Параметр Sustain Attack сглаживает срабатывание огибающей сустейна, а Sustain Release устанавливает скорость возврата огибающей на исходный уровень громкости перед очередным пиком в записи.

При тестировании работы секции Sustain сразу же стало очевидно, что Oxford Envolution равносильно эффективен и в этом аспекте. На партиях электронных барабанов, в зависимости от настроек, можно было легко 'кспериментировать с reshaping'ом отдельных сэмплов (даже на сгруппированной дорожке), либо непосредственно контролировать уровень реверберации, без влияния на сухую часть сигнала. А в случае с акустическими барабанами, записанное пространство помещения буквально расцветало при увеличении сустейна. Мне кажется, что творческий подход к использованию автоматизации здесь будет особенно эффектным.

Синтезаторные партии, даже многослойные и сложные, удивительно легко поддавались изменениям настроек плагина, сохраняя натуральность звучания. И, разумеется, барабанные и басовые партии - это лишь небольшой пример того, где можно продуктивно использовать Oxford Envolution. Плагин предназначен для работы с любым музыкальным материалом, имеющим более-менее выраженные атаки, что очевидно. Впрочем, ничто не мешает вам экспериментировать и проверить Envolution в качестве спецэффекта, скажем, на динамичной партии струнных. Или на дорожках бэк-вокала.

Наконец, я приступил к самому интересному - спектральной обработке, позволяющей применять разную степень эффекта плагина на различных частотах. Для этого нужно щелкнуть по одной из кнопок FREQ: секции Transients и Sustain имеют независимый частотный контроль, что еще больше увеличивает возможности Envolution.




Верхняя часть экрана - Wet область, графически обозначающая максимальное применение эффекта. Нижняя часть экрана - Dry область, означающая отсутствие эффекта. Соответственно, прямая линия в верхней части экрана означает 100% применение обработки по всему звуковому спектру. Параметры можно менять при помощи мыши, либо вводя цифры вручную. В режиме Focus, напоминающем работу эквалайзера, есть дополнительный параметр Width, а в режиме Tilt можно устанавливать Slope, то есть наклон кривой: 6 или 12dB на октаву.

Для первого теста частотных секций Oxford Envolution я использовал барабанную петлю, в которой каждый удар "бочки" сопровождался долго затухающим низкочастотным гулом, что для цели тестирования требовалось исправить. В свою очередь, рабочий барабан и "тарелки" не нуждались в корректировке. Поскольку это drum loop, то отделить "бочку" и обрабатывать её отдельно не представлялось возможным, что делало эту партию идеальной для подобного теста.

Включив drum loop, я постепенно начал уменьшать значение параметра Sustain, периодически корректируя соседние параметры, чтобы добиться наиболее подходящего срабатывания огибающей. Примерно на -21 dB низкочастотный гул перестал различаться - осталась лишь ярко выраженная, полновесная атака "бочки". Но из-за того, что параметры плагина воздействовали на всю барабанную петлю, звучание тарелок и рабочего барабана, как и следовало ожидать, было чрезмерно урезано до полной непригодности. Возможности стандартного Enveloper'a на этом бы закончились, но не для Oxford Envolution: переключившись в режим Sustain Freq, я выбрал кривую Tilt и переключил значение Slope в 12 dB на октаву.




В районе 150Hz я услышал именно то, что хотел услышать: Envolution перестал обрабатывать более высокие частоты, "освободив" тем самым рабочий барабан, тарелки и акустику помещения от ненужного вмешательства, а в нижних частотах - с "бочкой" - плагин работал все так же эффективно. Создавалось впечатление, что играет не drum loop, а несколько независимых дорожек, и обрабатывается только одна из них.
Впечатляет то, что с учетом интуитивного интерфейса, настроить Envolution на подобную работу удалось очень быстро. А кнопка DIFF вновь позволяла проверить, какие частоты затронуты обработкой. Этот плагин действительно будет экономить ваше время.

На этапе записи инструментов, в зависимости от музыкального стиля, бывает трудно предугадать значение нюансов отдельных партий в финальном миксе. К примеру, на этапе сведения может потребоваться gерепрограммировать синтезатор и перезаписать его партию, что возможно далеко не всегда. На примере сольной синтезаторной партии, обладающей насыщенным частотным спектром, мне легко удалось "вытащить" еле различимые в общем миксе высокочастотные призвуки, появляющиеся во время затухания каждой ноты по мере раскрытия фильтров синтезатора. При этом обрабатывался только сустейн - каждый раз с нужного момента, а мощные средние частоты и "нижняя середина" обработкой не затрагивались. Во всех ситуациях Envolution не только демонстрировал эффективность, но и сохранял натуральное, естественное звучание обрабатываемого музыкального материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первое, что я бы хотел отметить в Oxford Envolution, - это звук. Ведь функции или возможности любого плагина бесполезны, если он наносит нежелательный отпечаток на звучание фонограммы. Envolution удивил тем, что сохранял абсолютную нейтральность материала, а любые изменения, которые он вносил, звучали естественно. Даже при экстремальных значениях, когда звук становился очень агрессивным, острым, а из записи буквально извлекались незнакомые ранее нюансы, у меня ни разу не возникло впечатления присутствия в звуке чего-то лишнего, привнесенного извне. Вместо этого я мог менять огибающие так, будто у меня был сэмплер с полным доступом ко всему исходному материалу.

Еще один важный момент - это полный иммунитет плагина на проблемы с фазой, так как Envolution не делит сигнал на частотные диапазоны. А отсутствие FIR фильтров означает, что плагин обладает низкой задержкой.
Мне также очень понравилось то, что при широких возможностях плагина, его интерфейс будет интуитивно понятен любому пользователю, независимо от сферы применения или навыков работы. Творческие и технические задачи будут решаться быстро. Этот факт уже сам по себе делает Oxford Envolution еще более мощным инструментом.

Все имеющиеся параметры Envolution можно также рассматривать с неожиданной, творческой точки зрения. Например, режим DIFF не только позволяет "отслушивать" срабатывание огибающих, чтобы точно настроить плагин, но и открывает другие, креативные возможности. Так, изменяя уровень Transients в режиме DIFF, вы можете "извлечь" только атаки звуков и использовать их в качестве триггера других динамических или иных эффектов в аранжировке. Или изменять уровень Sustain, чтобы выделить из музыкального материала только Sustain компоненты, что будет звучать как радикальная компрессия с негативными значениями, но при этом весь эффект не будет зависеть от уровня звука. Также в режиме DIFF можно использовать параметры Transients и Transients Release для регулировки затухания атак. Во многих случаях это обеспечит эффективный контроль над сустейном вашего материала, не задействовав секцию плагина Sustain, параметры которой освобождаются для дальнейших действий.

Помимо режима DIFF, к остальным параметрам также можно применить креативный подход. Например, при увеличении Sustain Attack сустейн в сигнале будет медленнее достигать значения, установленного параметром Sustain Level. Соответственно, при помощи Sustain Attack можно подстроить срабатывание огибающей под темп песни. А при помощи сочетания параметров Sustain Hold и Sustain Attack можно сместить по времени работу Sustain так, чтобы обрабатывалась только "затухающая" часть обрабатываемого сигнала. Иными словами, каждый пользователь сможет найти свое "ноу-хау" при работе с Envolution.

Oxford Envolution является инновационной работой Sonnox. Унаследовав лучшие традиции линейки Oxford, новый плагин предоставляет исключительные функции.
Совершенный звук, интуитивный интерфейс, широкие возможности и безупречная, эффективная работа огибающих делают Oxford Envolution впечатляющим, мощным инструментом, подходящим для различных сфер применения. Музыканты, саунд-продюсеры, звукорежиссеры найдут применение этому плагину на любом этапе создания музыки как в технических, так и в творческих целях.




Григорий Хозов
Предыдущая Следующая