Не так давно компания Sonnox, выпускающая программные эффекты серии Oxford, известные своим высочайшим качеством, представила миру абсолютно новую серию реставрационных плагинов,
Sonnox Restore. В этот пакет входят три плагина: Oxford DeClicker, Oxford DeBuzzer, а также Oxford DeNoiser. Как и все реставрационные плагины, серия Oxford Restore позволяет восстанавливать записи, имеющие дефекты, такие как наводки, щелчки, низко- и высокочастотные шумы, и т.д. Кроме того, если вам пришлось осуществлять запись в условиях, далеких от идеальных – такие плагины могут стать хорошим подспорьем.
Линейка Sonnox Restore основана на новых алгоритмах удаления шумов. При создании плагинов особое внимание уделялось минимизации нежелательных побочных эффектов, которые часто заметны на слух после очистки фонограмм, а также новому графическому интерфейсу.
Sonnox DeClicker
DeClicker, устраняющий щелчки, включает в себя три отдельные секции – DePop, DeClick и DeCrackle, в каждой из которых имеются собственные параметры Threshold и Sensitivity. Threshold регулирует порог обнаружения выраженных пиков в сигнале, Sensitivity - управляет чувствительностью, устанавливающую какие из них будут приняты за щелчки и будут исправлены, а какие пики останутся нетронутыми. Обнаруженные щелчки будут отображаться на экране в виде пузырьков, цвет которых зависит от типа щелчка, а размер и высота - от громкости. Каждую из трех секций можно деактивировать.
Каждый, кто хотя бы раз занимался очисткой сигнала от щелчков, знает, что в фонограмме могут встретиться отдельные инструменты и звуки, компоненты звучания которых реставрационные программы воспринимают как дефекты. В результате, программа начинает убирать эти компоненты полезного сигнала, тем самым лишь деформируя звучание. Здесь DeClicker предлагает элегантное решение. На экране, в секции Exclude вы сможете «нарисовать» частотную зону и порог срабатывания, в пределах которой обнаруженные пики не должны подвергаться изменениям. Также возможно автоматизировать границы Exclude для разных секций аудиофайла. В любой момент вы можете отдельно прослушать удаляемую часть сигнала и убедиться в правильности собственных настроек.
Также, в плагине есть диалоговый режим, применяемый при работе с речью, когда требуется иной подход к удалению щелчков. Ведь в паузах между словами настройки должны быть другими. Sonnox предложили абсолютно логичное решение – предусмотрены два набора параметров, один из которых будет активен только во время разговора, другой – в паузах. Разумеется, вы сами устанавливаете порог срабатывания. Для большей гибкости предусмотрен side-chain фильтр.
Sonnox DeBuzzer
DeBuzzer предназначен для удаления статичных наводок в аудиосигнале, в том числе низкочастотных. В плагине представлены отдельные секции определения и удаления проблемной части спектра. С помощью удобного графического дисплея вы определяете доминирующие гармоники, а удерживая клавишу Shift, настраиваете значение с точностью до 0,0001 Гц. Впрочем, есть автоматический режим, в котором обнаруженная наводка будет «удерживаться», даже если она со временем меняет свою фундаментальную частоту или амплитуду. DeBuzzer имеет три режима, определяющих ширину вычитаемого диапазона: узкий, «нормальный» и широкий, в котором ширина полосы равна 5 Гц. Также есть генератор тона, который поможет точно настроиться на проблемную частоту.
Как только частота звучащей наводки определена, проблему можно решить либо гребенчатым фильтром, который эффективно работает со звуками, имеющими выраженные гармоники в разных частях спектра; либо параметрическим эквалайзером, обеспечивающим больший контроль при работе с наводками, чьи гармоники становятся тише по мере возрастания в частотном спектре.
Очень важным является наличие такого параметра, как Range. С его помощью вы можете установить частоту, выше которой сигнал не будет подвержен изменениям. Это необходимо для удаления слышимых гармоник без риска удаления более высоких, полезных частот. Чтобы убедиться, что вы не удаляете полезную часть сигнала, вы всегда можете отдельно прослушать работу фильтра.
Sonnox DeNoiser
Подавление шума, пожалуй, является самым важным процессом в реставрации.
Sonnox DeNoiser – полнодиапазонный подавитель шума, предназначенный для удаления или понижения уровня не только высокочастотного шума, но и других шумов и помех, не имеющих фундаментальной частоты. Большинство подобных подавителей сначала анализируют ту часть записи, которая содержит только шум, а затем на основе полученных данных составляют спектральный профиль, «отпечаток» шума поверх многополосного фильтра, работающего на основе банка данных частот. Далее, из полезного сигнала вычитается определенная таким образом, нежелательная спектральная часть сигнала. Порог срабатывания подавления определяется пользователем. Такой подход может быть идеальным, если шум присутствует в записи постоянно, и его характеристики не меняются. Впрочем, многие слышали побочные эффекты, которые могут появиться при таких манипуляциях с сигналом, особенно если уровень шумов в исходной фонограмме был высокий. Эти эффекты можно описать как металлические, звенящие призвуки. Проблема иногда может быть сведена к минимуму дополнительными регулировками, предусмотренными тем или иным производителем.
Рассмотрим подробнее Oxford DeNoiser. Sonnox предложили несколько иной подход к подобной работе. DeNoiser имеет раздельные секции определения и подавления шумов. Опять же, удобный экран, отображающий АЧХ входящего сигнала, может показывать частоту шума и ее амплитудные характеристики. А чтобы свести нежелательные побочные эффекты к минимуму, возможно отдельное удаление высокочастотных шумов от тех шумов, что находятся в более широком частотном диапазоне, таких как звуки работы компьютера, кондиционера, камеры и т.д. Еще одно серьезное отличие DeNoiser - наличие автоматического режима работы порога детектора обнаружения, что позволяет отслеживать меняющийся со временем уровень шума и повторять его амплитудный контур. Также возможно ручное редактирование составленного профиля шума. Sonnox даже добавили параметр Warmth, который может оптимизировать субъективное звучание сигнала после того, как шумы были удалены. В любой момент вы можете отдельно прослушать удаляемую часть сигнала.
Остановимся подробнее на процессе определения профиля шума. DeNoiser работает на собственном новом алгоритме, который может работать в трех режимах: автоматическом, ручном, а также в режиме Freeze. В автоматическом режиме DeNoiser распознает неизменяемые частотные компоненты в фонограмме, при этом возможна плавная регулировка времени отклика вручную. Порог громкости высчитанного шума можно увидеть на экране. Как уже было сказано, в автоматическом режиме уровень шума постоянно отслеживается, а значит, степень его удаления всегда будет пропорциональна уровню общего сигнала, что дополнительно защищает более тихие, полезные компоненты сигнала от нежелательных изменений. Этот режим обеспечивает наибольшую защиту аудиосигнала от нежелательных артефактов. У вас также есть дополнительные параметры Colour и Air. С помощью этих параметров вы можете контролировать профиль шума и установить тот уровень шума, который вы хотите оставить в фонограмме. Очень часто это бывает намного полезнее, чем убирать шум совсем.
В ручном режиме вы можете самостоятельно определить профиль шума, а затем пользоваться дополнительными настройками на слух, в то время как режим Freeze позволяет корректировать профиль шума «на лету». Это явно поможет в ситуациях, когда в записи имеются отдельные участки, содержащие только шум, или когда шум остается более-менее статичным в течение всей записи.
Тестирование
Для тестирования плагинов была использована концертная запись, сделанная с пульта, а также звуковая дорожка с видеокамеры, снимавшей этот концерт. Запись с пульта содержала низкочастотную наводку, которая была особенно заметна в правом канале. Время от времени раздавался жужжащий фон от гитары, находившейся в непосредственной близости от усилителя. Что касается стереодорожки с видеокамеры, которая впоследствии частично была использована для добавления пространства зала к основной записи, то на ней был отчетливо слышен шум работы внутреннего кассетного механизма, а в местах, где исполнение песен было подчеркнуто тихим – уровень высокочастотного «шипения» становился слишком заметным.
В первую очередь, обрабатывалась запись с пульта. Для удаления низкочастотной наводки использовался Sonnox DeBuzzer. Необходимо заметить, что все три плагина линейки Sonnox Restore имеют два раздельных контура при работе в стереорежиме, за исключением автоматического режима DeNoiser’a (что абсолютно оправдано целью сохранения стереосовместимости сигнала, обработанного именно в этом режиме). Это дало возможность обработать наводку с разными настройками для левого и правого каналов, что было сделано очень быстро – DeBuzzer имеет интуитивно понятный интерфейс, несмотря на немалое количество параметров. Шум от наводки был устранен очень эффективно. Работать с гитарным фоном несколько сложнее: ведь характеристики таких наводок постоянно меняются. В автоматическом режиме работы DeBuzzer прекрасно справился с задачей, подавив большую часть наводок, значительно не затронув полезную часть сигнала. Используя дополнительные параметры плагина, можно добиться наилучших результатов.
Высокочастотный шум, который присутствовал на дорожке, взятой с видеокамеры, стал хорошей проверкой для Sonnox DeNoiser. Основная возможная проблема при удалении таких шумов – неестественное, глухое звучание фонограммы, зачастую с металлическими призвуками. С помощью DeNoiser проблемный спектр был определен довольно быстро. Тот факт, что плагин имеет независимую секцию DeHisser, гарантирующую неприкосновенность остальному частотному спектру, обеспечила предельно аккуратную работу с сигналом. И самое главное – с помощью параметра Air, небольшое количество высокочастотного шума намеренно было оставлено в фонограмме. Именно это действие окончательно сохранило натуральность звучания. А шум работы кассетного механизма камеры, опять же, был легко понижен при помощи DeBuzzer.
Третий плагин из серии Sonnox Restore, DeClicker, был протестирован с помощью двух аудиофайлов, один из которых содержал брак - цифровое клиппирование, а другой представлял собой запись с винила, содержащую немного характерного потрескивания. Работа с DeClicker показалась легкой – во многом из-за того, что три секции плагина являются независимыми и отключаемыми. DeClicker подавил большую часть щелчков, связанную с цифровым клиппированием, проявив себя одним из самых эффективных плагинов в индустрии. В любом случае, если щелчки слишком продолжительны по времени, то бесследно они не исчезнут, вне зависимости от того, что именно вы используете. Что касается коротких щелчков – они были полностью устранены без заметных изменений в полезном сигнале, что окончательно показывает способность DeClicker качественно решать многие проблемы.
Для предыдущего примера было выбрано звучание потрескивающего винила, и именно такой пример хорошо показывает, что при очищении сигнала от разного рода дефектов, необходимо помнить: по сути, происходит удаление части сигнала - а это некий компромисс между снижением количества дефектов и естественностью звучания записи. Поэтому, в большинстве случаев не требуется стремиться полностью удалить все шумы, особенно высокочастотные – такой подход часто лишает запись чего-то полезного. Опять же, для многих людей негромкое потрескивание винила является не дефектом, а «изюминкой» или более того – желаемым результатом. При работе с реставрационными программами важнее стремиться к правильному балансу между стерильностью и естественностью, а это уже зависит как от материала, так и от личных предпочтений.
В этой связи, все три плагина Sonnox Restore показали такую эффективность, которая может обеспечить вам уверенное определение такого баланса, «золотой середины». Новые алгоритмы, разработанные в Sonnox, обрели форму удобных, интуитивно понятных, а также информативных пользовательских интерфейсов. Как и всегда, наилучшие результаты достигаются в тех случаях, когда исходный материал не слишком забракован, но имеющиеся дополнительные настройки позволят вам минимизировать нежелательные артефакты в более сложных ситуациях.
Григорий Хозов