СТАНОВЯТСЯ ЛИ МУЗЫКАНТЫ С ВОЗРАСТОМ ЛУЧШЕ?

СТАНОВЯТСЯ ЛИ МУЗЫКАНТЫ С ВОЗРАСТОМ ЛУЧШЕ?

Эта статья была опубликована на сайте BBC, автор – Джим Фарбер.

Ник Лоу смотрит на стареющих поп-звезд со смущением и ужасом. О них он говорит: “лысеющие, радостные стариканы, которые по сей день делают все то же самое, что они делали, когда были молодыми, худыми и красивыми. Это отвратительно и довольно трагично”.

Ничего удивительного, сам Лоу на шестом десятке лет пошел совершенно иным путем. Семидесятилетний пионер ироничного поп-панка переключился на баллады, подчеркивая в них горечь бытия, и не стесняясь износа своего голоса. Лоу – не единственный, кто в зрелые годы отказывается втискивать себя в джинсы, которые он носил в 20 лет. За последнее десятилетие много опытных звезд не только продемонстрировали, что их таланты хорошо сохранились, но и смело экспериментировали, как это могли бы делать подростки.

В то же время другие закаленные звезды продолжают выпускать музыку, отлично зарабатывать в турах и не никак не менять свой классический стиль. Среди них: Rolling Stones, Билли Джоел, Пол Маккартни, Fleetwood Mac, AC/DC и многие другие.

Что касается экспериментирующих в зрелые годы, то тренд запустил, пожалуй, Джонни Кэш. В течение последнего десятилетия его жизни, которая закончилась в 2003 году, когда ему был 71 год, Кэш нашел совершенно новое звучание. И помог ему с этим продюсер Рик Рубин. Несколькими годами позже 67-летний Роберт Плант смело шагнул за пределы уютного наследия Led Zeppelin. Вместо того чтобы в 2008 году отправиться в прибыльный тур с группой, Плант вместе с американской исполнительницей кантри Элисон Краусс записал “Raising Sand”, фолк-альбом, который в итоге получил Grammy в номинации “Альбом года”. Для 80-летней ритм-н-блюз певицы Мэвис Стэплс последнее десятилетие стало самым продуктивным периодом в ее жизни – и это запечатлено на ее альбомах, спродюсированных Джеффом Туиди из Wilco.

“ДУШЕВНОЕ” СТАРЕНИЕ

Кажется, некоторым звездам соул-музыки старение в некотором роде – на руку. “Золотой голос соула”, Бетти Лаветт, не могла найти свою аудиторию до тех пор, пока ей не исполнилось 60. В нулевые и 2010-е она выпустила полдюжины альбомов, с восторгами принятые критиками и публикой – и такого с ней не случалось на протяжении предыдущих четырех десятков лет ее карьеры. Чарльз Брэдли не мог выпустить полноценный альбом, пока ему не исполнилось 62 года. А его последующие работы оказались настолько актуальными, что сэмплы из них попали в композиции Jay Z и Ашера Рота.

Четыре года назад произошло еще одно странное возрождение. Один из великих, потерянных поп-исполнителей 70-х, Эмитт Родс, выпустил первый за 43 года альбом под названием “Rainbow Ends”. Здесь он не чирикал, как Пол Маккартни в юности, его голос стал глубже, появилась изысканная усталость как у Уоррена Зивона. Добавив к этому великолепные мелодии, Родс выдал одни из лучших поп-песен последних двадцати лет.

Тогда же, в 2016, Боб Дилан выпустил “Fallen Angels”, альбом стандартов, который предлагает остроумный и задумчивый взгляд на американскую романтическую классику, ставшую известной благодаря Фрэнку Синатре и Джуди Гарланд. 76-летний Уильям Белл, культовая соул-звезда 70-х, соавтор блюзового стандарта “Born Under A Bad Sign”, выпустил “This Is Where I Live”, свой первый за 40 лет альбом на мейджор-лейбле.

ПЕТРУШКА, ШАЛФЕЙ, РОЗМАРИН И ВРЕМЯ.

Все это впечатляет. Однако никто из этих почтенных господ не может претендовать на награду за самый смелый и радикальный скачок вперед, как Пол Саймон со своим “Stranger to Stranger”. Здесь Саймон исследовал места, в которых он никогда до этого не был. Да, альбом как бы “путешествует” по узнаваемым местам – Южной Африке, Перу, Новому Орлеану, но так же использует совершенно авантюрные эффекты. Здесь можно услышать, инструменты, придуманные знаменитым изобретателем Гарри Партчем, такие как хромелодеон и Cloud-Chamber Bowls, устройство разбивающее октавы на 43 микротона, вместо привычных 12-ти.

Для работы над альбомом Саймон пригласил старого друга, 81-летнего Роя Хали, который с давних времен был продюсером  Simon & Garfunkel. Хали всегда очень внимательно относился к пространству в звуке, и смог создать 3D звук на “Stranger to Stranger”. Также Саймон привлек Кристиано Крисчи, итальянского продюсера, известного как Clap! Clap! Крисчи придумал биты для трех песен, среди которых “Wristband”, первый поп-хит Саймона за десятилетия.

На альбоме звучат хлопки в ладоши, индийский однострунный инструмент эктара, перуанский кахон, а ритм доминирует над всем остальным. Интересно то, что человек, написавший одни из самых элегантных мелодий второй половины прошлого столетия, так заинтересовался именно ритмом. Еще в 2011 году на альбоме “So Beautiful or So What” Пол Саймон подчеркивал эти перемены лирикой – строчки вроде «bop bop a whoa» и «ooh Papa Do» звучали здесь как бит.

Удивительно, но Пол Саймон и его сверстники – еще не представители самого старшего поколения экспериментаторов. Тони Беннетт, которому на данный момент 93 года, в очередной раз оживил свою карьеру, выпустив в 2014 году совместный с Леди Гага альбом, “Cheek To Cheek”. И ему даже не нужно было полагаться на энергию молодости Гаги - во время их турне в 2015 году Беннетт провел на сцене гораздо больше времени, чем его коллега. Когда я говорил с Беннеттом после того тура, он сказал: “Я все еще пытаюсь найти себя. Я многому учусь, чтобы стать лучше. Все время я смотрю вперед”.

Индустрия пока не очень готова к такому подходу – ей выгоднее, чтобы звезды оставались такими, какими их привыкли любить. Но поскольку старые стратегии отрасли оказываются все менее актуальными, у артистов появляется больше воздуха. Чтобы пробовать, экспериментировать, и расти пока они дышат.

Предыдущая Следующая