Легенд вокруг высококлассных стереофонических головных телефонов, то есть наушников, способных достоверно передавать все нюансы звучания отдельных инструментов или сведенной фонограммы в целом, сочинено немало. Главная из них: достоверные студийные наушники стоят много-много денег. Но в наш век высоких технологий, все более приближающих создание записанных произведений к рядовому музыканту, это вовсе не так. Конечно, какие-то наушники более ориентированы на контроль исполнения партий в процессе записи, а какие-то — на работу с готовой записью, но это уже детали. И, конечно же, никто не мешает использовать обозреваемые ниже наушники для прослушивания записей на бытовой аудиоаппаратуре класса Hi-Fi.
Данная модель разрабатывалась именно как рабочие наушники для репетиционной игры музыкантов и для контроля несведенных и минусовых фонограмм в студиях экономического класса. Задача таких наушников — обеспечивать максимально естественное, неокрашенное звучание и слушательский комфорт их пользователю. Эти задачи успешно решены в модели AKG K99 использованием в их конструкции динамиков диаметром 40 мм и максимально легкого оголовья с возможностью быстрой регулировки по размеру. То есть здесь соблюдается одно из главных правил построения рабочих наушников: диаметр динамика не сильно отличается от геометрического размера наружного уха человека. Это обеспечивает естественное восприятие всего спектра воспроизводимых частот в диапазоне 18–22 000 Гц. С бурным развитием рынка i-устройств, нацеленных на воспроизведение аудиофайлов в формате mp3, также выяснилось, что эта модель наушников практически идеально подходит для прослушивания коммерческих фонограмм на подобных устройствах.
Компания Audio-Technica позиционирует модель ATH-T500 как наушники класса Hi-Fi, обладающие точной передачей звуковой сцены с достаточной шириной и глубиной. Звучание наушников отличается открытыми и хорошо детализованными высокими частотами, хорошо проработанным СЧ-диапазоном и точными и конкретизированными, плотными низкими частотами. Подобная чистота и конкретизированность звучания при всей его неокрашенности обеспечивается крупными динамиками диаметром 53 мм, обеспечивающими диапазон воспроизводимых частот 10–25 000 Гц. В этих динамиках используются звуковые катушки CCAW (Сopper-Clad Aluminum Wire) с обмоткой из алюминиевого провода с медным покрытием. По информации производителя, наушники Audio-Technica ATH-T500 вполне могут работать с портативными и i-устройствами, однако при студийной работе они требуют традиционного усилителя мощности. Данная модель универсальна — она максимально пригодна как для контроля при записи отдельных инструментальных и вокальных партий, так и при работе со сведением и мастерингом фонограмм. Этот дуализм наушников в первую очередь обусловлен тем, что их звучание является нейтральным и хорошо детализованным в смысле нюансов звуковой сцены.
А вот здесь сторонники «народных» перекомпрессированных форматов будут сильно разочарованы — Axelvox HD272 являются профессиональными наушниками для студийной работы со звуковыми loseless-форматами от WAV и выше. Заявленный производителем диапазон воспроизводимых частот 10–30 000 Гц подразумевает, что мы имеем дело с предельно реалистичным мониторингом сигнала, при котором все обертона воспроизводятся максимально достоверно. Детализация звуковой картины при прослушивании сведенных фонограмм на Axelvox HD272 обычно описывается пользователями как «невероятная», даже для таких не самых простых в смысле тембральных комбинаций субстилей, как готик-метал с женским сопрано или современный дум-метал. Работа в данных наушниках — залог ликвидации слышимых тембральных диспропорций и реалистичного сведения и мастеринга финальной фонограммы. Неожиданный и очень приятный пользовательский бонус — комплектация наушников двумя съемными соединительными кабелями длиной 1 м и 3 м, которые могут быть соединены в один четырехметровый кабель. Существование кабеля длиной 1 м явственно намекает на возможность использования наушников и с бытовой или портативной аппаратурой, но, как уже говорилось выше, при условии прослушивания музыки в аналоговом или loseless-форматах.
Одна из флагманских моделей американской компании Koss разработана на основе хорошо известных наушников Koss Pro 4AA и часто позиционируется дистрибьюторами как «наушники класса Hi End». Действительно, из-за большого сопротивления (250 Ом) они в коем случае не предназначены для работы с портативными устройствами и маломощными усилителями. Для Koss Pro 4AAT рекомендуются усилители с выходной мощностью не ниже 60 Вт на канал. Однако предназначение этих закрытых наушников с приличной звукоизоляцией — работа именно с хорошими усилителями и устройствами оконечной обработки сигнала, в том числе с эквалайзерами. То есть в нашем случае — мастеринг и контрольное прослушивание уже сведенных и отмастеренных фонограмм, чему способствует широкий диапазон воспроизводимых частот 16–25 000 Гц. При таком использовании у данной модели ярко проявляются все ее преимущества: глубокий и естественный бас и очень чистый ВЧ-диапазон, никогда не срывающийся на пронзительность и «битое стекло» в звуке. Само собой разумеется, что вокальные партии эти наушники воспроизводят максимально достоверно и разборчиво. Естественность звучания «наверху» обусловлена изюминкой конструкции, а именно титановым покрытием диафрагм динамиков (тот самый индекс «T» в названии). Информация компании заявляет о покрытии толщиной 2 мм, что теоретически означает сверхжесткую конструкцию динамика, однако же на деле Koss Pro 4AAT не подвержены искажениям во всем диапазоне звучания, а разговоры об излишней окрашенности НЧ-диапазона ничем не подтверждаются. Но, повторимся, эти наушники отлично работают именно с финальными фонограммами, что определяет их высокую популярность и среди меломанов, предпочитающих аппаратуру класса Hi-Fi достаточной мощности.
Данная модель является модификацией хорошо всем известных наушников Sennheiser HD 205, причем в этом году она справляет собственное десятилетие. Производство Sennheiser HD 215 началось в 2005 г., однако затем было прекращено и возобновлено только в 2012 г. Отсюда и римская цифра «II» в их названии.
Sennheiser HD 215 II, как и их предшественники, именуются производителем «наушниками для DJ'ев», однако именно данная модель вызывает такой рекомендацией воспоминания о первоначальном смысле понятия DJ как ведущего радиопередач, контролирующего качество звучания в предэфирном тракте. Дело в том, что при всей своей современности, выраженной в первую очередь в подвижных дужках оголовья и возможности осуществлять мониторинг одним ухом, эти наушники обладают совершенно не тем звучанием, которое у большинства ассоциируется с модной танцевальной музыкой. Прежде всего, вопреки всем ожиданиям, Sennheiser HD 215 II обладает умеренно широкой звуковой сценой — никакой концентрации «в точку», но и никакой излишней размазанности. Подобная характеристика очень хорошо взаимосвязана со звучанием наушников: шокирует, что НЧ-диапазон здесь ничуть не модный и не «дискотечный», безо всяких щелчков и хлопков при воспроизведении партий «прямого» бас-рабабана или его эмулятора. Звучание НЧ именно достоверное и естественное, безо всякого окрашивания: что есть в звуковом тракте — то звучит и в наушниках. Таково же и звучание в СЧ-диапазоне, его отличает отсутствие резко ощутимой границы при переходе звука в ВЧ-диапазон, который, в свою очередь, очень естественен и для практикующего музыканта, и для меломана. Высокие частоты воспроизводятся уверенно и мощно, безо всяких диссонансов и раздражающего «комариного писка». Данную модель можно рекомендовать как для мониторинга отдельных партий, так и для мастеринга финальной фонограммы.
Главная и очень часто высказываемая претензия к этим наушникам производства заслуженной компании заключается в том, что они «простовато выглядят для своего качества». На деле же оказывается, что Shure SRH240 оказываются едва ли не идеальными мониторными наушниками для записи гитарных партий в студиях экономического класса. Выдвигаемое в адрес данных наушников обвинение в том, что у них «нет басов», легко решается использованием усилителя мощности нормальной схемы, который должен иметься в уважающей себя студии. Однако средние и высокие частоты в заявляемом диапазоне 20–20 000 Гц звучат очень естественно и уверенно и при работе с портативными и i-устройствами. Звуковую сцену наушников отличает высокая деталировка и точное позиционирование отдельных партий. В конструкции динамиков диаметром 40 мм использованы неодимовые магниты. Одновременно благодаря своему малому весу Shure SRH240 оказываются одними из самых рекомендуемых наушников для использования «под открытым небом», хотя их характеристики удовлетворят и меломана, привыкшего к транзисторному звучанию аппаратуры класса Hi-Fi выпуска 70-х — 80-х годов.
Всеволод Баронин