СТУДИЯ В ВАШЕМ РЮКЗАКЕ: АУДИО- И MIDI-ИНТЕРФЕЙСЫ ДЛЯ APPLE-УСТРОЙСТВ

СТУДИЯ В ВАШЕМ РЮКЗАКЕ: АУДИО- И MIDI-ИНТЕРФЕЙСЫ ДЛЯ APPLE-УСТРОЙСТВ
Растущая не по дням, а по часам популярность продукции компании Apple, именуемых также i-устройствами, и немалочисленных приложений для них, рассчитанных на работу с музыкальными файлами, провоцирует всякого дотошного музыканта на построение своей собственной и более чем скромной по физическим размерам студии. Всё, что для этого нужно — интерфейсы, обеспечивающие связь источников как аудио, так и MIDI-сигналов с i-устройствами. Ну и сами источники сигнала, естественно… Не сказать, что таких «связующих звеньев» разработаны уже сотни и тысячи, но и существующих интерфейсов вполне достаточно, чтобы записывать более чем пригодные для работы демо-треки или даже совсем простые финишированные записи, пригодные для прослушивания как минимум в узком кругу.

Несмотря на то, что музыкальноориентированных приложений для популярнейшего iPad было первоначально разработано не так уж мало, вопрос о его стыковке с миром музыкальных инструментов оставался открытым вплоть до момента разработки компанией Alesis устройства iO Dock, являющегося универсальной док-станцией, рассчитанной именно на работу с iPad или iPad2. Он позволяет создавать, записывать и исполнять музыку с использованием практически любых музыкальных инструментов и оборудования и обеспечивает нужную гибкость в коммутации входных сигналов, что ценно не только для музыкантов, но и для саунд-продюсеров. Музыканты и продюсеры могут использовать iO Dock в любой ситуации, чему способствует интеграция программной среды интерфейса со всеми современными стандартами приложений, в том числе Core MIDI. Коммутация iO Dock с источниками сигнала осуществляется посредством двух комбинированных входов XLR / ¼”, каждый из которых снабжен переключателем чувствительности MIC / Line и отключаемым фантомным питанием для конденсаторных микрофонов. Возможно подключение гитары и бас-гитары прямо в iO Dock и игра или запись с использованием приложений, моделирующих различные усилители и эффекты; также возможна запись с выходов микшерного пульта или использование устройства в качестве метронома или внешней петли эффектов. При подключении электронных клавишных инструментов, барабанных модулей и сэмплеров управление по MIDI-входу обеспечивает синхронизацию всех этих инструментов и позволяет использовать iO Dock в комбинации с iPad в качестве звукового модуля при работе с клавишным MIDI-контроллером или барабанными триггерами. Переназначаемый ножной переключатель, подключаемый к отдельному ¼” разъему, дает возможность управления любой функцией, определенной в приложении. USB-порт позволяет осуществлять обмен MIDI-файлами с внешними Mac и PC-компьютерами. Коммутация с акустическими системами осуществляется посредством двух ¼” разъемов. Ко всему прочему iO Dock оснащен композитным видеовыходом RCA, позволяющим подключать устройство к монитору или видеопроектору — вторая опция ценна для сценической работы, поскольку может обеспечивает проекцию заранее записанной видеопрограммы на, скажем, задник сцены. Конструкция корпуса iO Dock обеспечивает практически полное скрытие в нем iPad и рассчитана на любую, даже саму суровую эксплуатацию.


Но прогресс не стоит на месте — теперь доступен улучшенный вариант этого устройства, а именно Alesis iO Dock II, работающий с iPad до четвертого поколения и получивший два сменных разъема, 30-контактный и Lightning, а также улучшенную схему высокоимпедансного входа для подключения гитары. Кроме того, гораздо более продуманным является размещение iPad-коннектора, и все это вместе делает iO Dock II уже совершенно универсальным и гибким в использовании устройством коммутации и обработки сигнала.




Мы остановились на характеристиках Alesis iO Dock / iO Dock II столь подробно, поскольку состав и параметры аналогичных по назначению универсальных интерфейсов производства иных компаний не так уж сильно отличаются от подобной, скажем так, практически «максимальной комплектации». К примеру, док-станция Behringer iS202 даже внешне схожа с вышеописанными устройствами — ее отличием от Alesis iO Dock является наличие второго ¼” разъема для подключения ножного переключателя, а также стереовход AUX, позволяющий подключать к ней линейные источники до LP-проигрывателей включительно и вынос части органов управления на верхнюю панель.


Великолепный набор подобных интерфейсов предлагает компания Focusrite, мощно вошедшая в бизнес разработкой модульных микшерных консолей для знаменитой студии Air Studios еще в 1985 году. Новейшие продукты Focusrite в высшей степени оправдывают лозунг компании «звук — это всё», и важнейшим из них является интерфейс iTrack Dock. Изюминкой этого устройства, сообщающей о славном творческом пути его производителя, является использование в схеме двух бескомпромиссных микрофонных предусилителей собственной разработки. iTrack Dock имеет два микрофонных входа XLR с возможностью подключения фантомного питания 48 В, два линейных ¼” и один аналогичный инструментальный вход, два ¼” мониторных выхода (динамический диапазон 105 дБ) и USB-порт для сопряжений по MIDI-протоколу. Стереовыход — два разъема RCA. Максимальная частота сэмплирования сигнала — 24 bit / 96 KHz. Остроумная конструкция корпуса позволяет без проблем интегрировать данный интерфейс с iPad четвертого поколения, а также iPad Air и iPad Mini. Отличительной особенностью iTrack Solo является использование в конструкции уникальных индикаторов уровня сигналов с Halo-дизайном.

На основе iTrack Dock начат выпуск студийного мини-комплекта iTrack Dock Studio, в который, помимо интерфейса, входит конденсаторный микрофон CM25 с увеличенным диаметром диафрагмы, профессиональные головные телефоны HP60, высококачественный микрофонный кабель XLR / XLR длиной 3 м и USB-кабель.


Более простым интерфейсом производства Focusrite является модель iTrack Solo с одним микрофонным XLR-входом (и, соответственно, одним микрофонным предусилителем) с возможностью подключения фантомного питания и одним ¼” инструментальным входом. Коммутация с iPad осуществляется при помощи USB-порта. В конструкции вновь используются индикаторы уровня сигналов с Halo-дизайном, а весь интерфейс заключен в прочный алюминиевый внешний корпус. На базе iTrack Solo создан комплект iTrack Studio с конденсаторным микрофоном CM25, головными телефонами HP60 и микрофонным кабелем XLR / XLR длиной 3 м.


Совершенно уникальной разработкой Focusrite является карманный в буквальном смысле слова интерфейс iTrack Pocket весом всего 100 грамм, предназначенный для работы воистину в полевых условиях и ориентированный на сопряжение с iPhone 5 / 5C / 5S и iPad посредством разъема Lightning. Несмотря на несерьезные размеры, устройство позволяет вести запись сигнала в диапазоне 20–20 000 Гц с частотой сэмплирования 16 bit / 44.1 KHz либо 16 bit / 48 KHz. В конструкции iTrack Pocket используется встроенный стереомикрофон и ¼” вход для подключения гитары. Программная прошивка интерфейса обеспечивает работу с виртуальными усилителями Twin, Brit и V-AC каждый из которых обеспечивает широкий набор реверберации и коэффициентов усиления, что позволяет получить хороший набор гитарных звуков. Что еще интереснее для музыкантов, жаждущих немедленной славы — данный интерфейс позволяет синхронизировать запись с аккаунтом на YouTube посредством приложения Impact. iTrack Pocket комплектуется соединительным кабелем MicroUSB / Lightning.


Аналогичное устройство Sonic Port VX предлагает под лозунгом «весь мир — ваша студия!» компания Line6, известная каждому музыканту своими блоками эффектов и обработок. Ключевыми особенностями данной модели является поддержка всех трех компьютерных платформ, то есть iOS, Mac, и PC, а также использование трех (стерео + моно) специально настроенных кардиоидных микрофонов студийного класса. Чувствительность микрофонного предусилителя — 45 дБ. Несмотря на то, что Sonic Port VX фактически выполнен в форм-факторе студийного микрофона (и даже имеет резьбу ¼” для установки на стойку), он оснащен стереофоническим входом 1/8” для клавишных инструментов и прочей электроники и монофоническим ¼” инструментальным входом для гитары, плюс парой ¼” балансных выходов, допускающих подключение студийных мониторов, а также 1/8” стереовыходом для головных телефонов. Частота сэмплирования — 24 bit / 48 KHz. Sonic Port VX не требует источников питания, зарядка производится по шине MiniUSB.


Интерфейс Line6 для гитаристов, желающих получить профессиональное качество звучания при игре и записи при помощи i-устройства — это Sonic Port, ориентированный на работу с iPhone, iPod Touch и iPad Mini. Характеристики аналогичны Sonic Port VX за вычетом блока микрофонов. Программное обеспечение позволяет работать с виртуальными моделями 32 классических гитарных усилителей, 16 эффектов и 16 кабинетов. Интерфейс комплектуется двумя коммутационными кабелями — 30-контактным и Lightning. И совсем уж миниатюрная и простая модель подобного интерфейса — Line6 Mobile In, допускающая работу с iPhone и iPad и «садящаяся» прямо на корпуса этих устройств. Он оснащен встроенным тюнером, линейным и инструментальным входами 1/8” и, соответственно, комплектуется переходным кабелем ¼” / 1/8”. Программное обеспечение позволяет работать с виртуальными моделями 64 классических усилителей и эффектов при наличии более 10 000 пресетов.

И последний миниатюрный гитарный интерфейс — это разработка всемирно известной компании Vox, известной своими гитарными усилителями — Ap-iO amPlug I/O, работающий с iPhone и iPad. Он подключается ¼” разъемом напрямую в гитару и использует в работе программное обеспечение JamVOX III. Встроенный тюнер с крупным LED-индикатором позволяет работать с устройством как с отдельным тюнером. И можно смело сказать, что подобные интерфейсы для i-устройств — это обязательный элемент оснащения каждого современного музыканта, на каком бы инструменте он не играл, какие цели не ставил бы перед собой и в каких обстоятельствах не пытался бы их реализовать.



Всеволод Баронин
Предыдущая Следующая