ТОМ МОРЕЛЛО: ВЛАСТЕЛИН МОДНОГО РИФФА

ТОМ МОРЕЛЛО: ВЛАСТЕЛИН МОДНОГО РИФФА

Когда речь заходит о музыкальных хамелеонах, то первым делом всегда вспоминаются имена великих поп-роковых вокалистов былого, точнее – 70-х годов, да и просто тех личностей, которых всегда с почтением величали не «музыкантами», но «артистами». Однако, и об этом частенько забывается, существуют и подобные хамелеоны среди звёзд-инструменталистов. Не вдаваясь в ненужные разъяснения и подробности, безусловно стоит назвать таким хамелеоном №1, причём именно в рок-мэйнстриме, американского гитариста Тома Морелло (Tom Morello), внимая разнородному творческому наследию которого, можно с лёгкостью подумать, что мы имеем дело как минимум с двумя или тремя разными музыкантами.

Конечно, абсолютный навык исполнения самого разного музыкального материала идёт у Тома Морелло из умений следовать указаниям продюсеров и, что самое главное, непривычно широкими для политически озабоченного музыканта вкусами, простирающимися гораздо далее сурового рэпа и хип-хопа и неистового, но всё едино текстоориентированного панк-рока и хардкора нью-йоркской модели. Впрочем, становление Тома как гитариста пришлось на 1981–1982 годы, и поэтому неудивительно, что он называет своими главными музыкальными (а никак не музыкально-политическими) влияниями очевидный материал таких героев нелёгкой сцены, как Элис Купер (Alice Cooper) и группы Kiss, Black Sabbath, Led Zeppelin и Iron Maiden, а также лидера Black Sabbath Тони Айомми (Tony Iommi) как мастера написания гитарных риффов.

Отвлекаясь от общественно-политической, точнее – левацкой, составляющей его творчества в рядах модных рэп-металлистов Rage Against The Machine, можно сказать, что именно там он добился признания как первый музыкант-виртуоз альтернативной и ню-металлической сцены 90-х. Это звание оказалось в высшей степени оправдано работой Тома на всех трёх студийных альбомах супергруппы Audioslave (2002–2006), где он, по мнению экспертов, вплотную приблизился к исполнительским достижениям Джимми Пейджа (Jimmy Page) в рядах Led Zeppelin, полностью отринув панк-составляющую своего умения писать запоминающиеся гитарные рифы и показав себя редким по умному модным рокером условно нового поколения.

Несмотря на то, что первичная творческая эволюция артиста пришлась на 80-е годы, Том никогда не стремился пользоваться избыточно большим парком основных рабочих гитар и не злоупотреблял чрезмерным выбором педальных обработок и усилителей. Это удивительно для музыканта, создавшего себе имя гитариста, как раз сверхграмотно работающего с гитарными эффектами. Он просто никогда не маскировал индивидуальной манеры огромным количеством именных инструментов, да и вообще при выборе гитар и оборудования действовал больше по наитию.

Первыми инструментами Тома были ничем не выдающиеся гитары – японская бюджетная копия Gibson SG, Kay K-20T SG с тремоло типа Bigsby и Gibson Explorer II / E2, причём вторая из них сохранилась у музыканта до сих пор и регулярно используется в студийной работе. Но гитарой, которая принесла ему славу, стал инструмент, известный по надписи на корпусе Arm The Homeless”, ставшей его прозвищем. С 1986 по 2002 год, до начала работы с группой Audioslave, это была основная гитара Тома для игры со стандартном строем, и с 2007 года он начал вновь использовать её в той же роли. Гитара была буквально собрана музыкантом из разных частей – корпус голубой расцветки от Fender Stratocaster, гриф с подкреплением из углеродного волокна от Kramer, вибрато Ibanez Edge и активные звукосниматели EMG H (у грифа) и EMG 85 (у бриджа). И это – финальная конфигурация инструмента, по пути к которой было перепробовано многое. Основной запасной гитарой Тома является Ibanez Roadstar II также с вибрато Ibanez Edge и аналогичной конфигурацией звукоснимателей и установленным переключателем полной отсечки выходного сигнала на манер Gibson Les Paul.

Вторая по значимости гитара Тома – это Fender Telecaster 1982 года американского производства с чёрной расцветкой корпуса, белым пикгардом, грифом из клёна и стандартными звукоснимателями-синглами. Корпус данного инструмента, использующегося для исполнения партий в пониженном строе, украшен наклейкой с надписью “Sendero Luminoso” по имени перуанской левацкой террористической организации.

При работе с группой Audioslave Том в подавляющем большинстве случаев при игре в стандартном строе работал с гитарой Fender Guitar Center Factory Special Run (F.S.R.) с наклейкой на корпусе с надписью “Soul Power”. Речь идёт о модификации гитары Fender Stratocaster, выпущенной по заказу сети музыкальных магазинов Guitar Center заводской серией, музыканту она нужна была для получения мэйнстримового хард-рокового звучания. На инструменте тотально чёрной расцветки с зеркальным пикгардом было изначально установлено три звукоснимателя Fender Noiseless, однако Том вскоре заменил бриджевый звукосниматель на Seymour Duncan Hot Rails. Также замене на опять же Ibanez Edge подверглось тремоло, и вновь был добавлен переключатель полной отсечки выходного сигнала.

После 2007 года этот инструмент продолжил быть одной из основных гитар музыканта. Для игры в пониженном строе музыкант также использует Gibson Les Paul Custom с комплектом струн .10–.46 (вместо .09–.46 на всех своих гитарах с тремоло), однако шестая струна имеет калибр .56. Рабочие акустические гитары – это Ibanez GA60SCE с надписью “Whatever It Takes” на верхней деке со встроенным звукоснимателем и предварительным усилителем AEQ-45 и революционно разукрашенный Gibson J-45 с собственным именем “Black Spartacus”. Именно с этой гитарой в руках Тома можно видеть в фотохронике с различных общественно-политических акций вроде “Occupy Wall Street”. Отметим, что Том использует в работе струны GHS Boomers и медиаторы Jim Dunlop Jazz 1.14 mm и Tortex H3 1.14 mm.

Безусловно, необходимо полностью перечислить все эффекты в цепи педальных обработок Тома благо их не так и много. Но что ещё важнее – музыкант декларирует, что использует в студии ровно тот же концертный педалборд, только изредка добавляя к нему отдельные обработки. Итак, цепь обработок начинается с тремоло BOSS TR-2, за ней следует «квакушка» Dunlop Cry Baby и винтажная педаль экспрессии DigiTech WH-1 Whammy первых серий, далее – цифровой дилей BOSS DD-2 и эквалайзер DOD FX40B, и до 2000 года замыкал цепь флэнжер Ibanez DFL.

В период работы с Audioslave этот флэнжер был заменён на фейзер MXR Phase 90. Важная деталь – настройки на эквалайзере DOD выставлены в нейтральное положение, и на самом деле он используется как бустер при игре соло или просто в наиболее выразительных моментах той или иной пьесы. Тремоло BOSS TR-2 применялось только при игре с группой Audioslave, дилей BOSS DD-2 оказался заменён на два DD-3, плюс в цепь был добавлен тюнер BOSS TU-3, применяемый не только по своему прямому назначению, но и как педаль отключения цепи обработок.

Но если Том вносил изменения в свой педалборд, то выбор основного усилителя был сделан раз и навсегда, точнее – ещё в 1988 году, во времена работы с группой Lock Up: это 50-ваттный Marshall JCM 800 2205. С того же момента музыкант использует в качестве основного кабинет Peavey VTM 4×12 с динамиками Celestion G12K-85, и еще один такой же кабинет используется в качестве запасного. Второй запасной кабинет – это Marshall JCM800 4×12. Для записи гитарных наложений при записи третьего альбома Audioslave “Revelations” (2006) использовался усилитель Vox AC30 современных серий, в прочих же случаях для подобной работы Том останавливает свой выбор на моделирующем усилителе Line 6 Flextone 2×12, с ним же записывается и часть чистых гитарных партий.

И немного экзотики: в 90-е годы музыкант записывал часть партий на преднамеренно дешёвом оборудовании – конкретно при помощи транзисторного репетиционного 20-ваттного усилителя Marshall Lead 20 с 10" динамиком и массовой японской гитары St. George MP-2 выпуска 60-х годов, на которой один из родных звукоснимателей был заменён на DiMarzio Super Distortion T. И хотя Том до сих пор с гордостью несёт звание самого передового гитариста от тяжёлой альтернативы, по подбору инструментов и оборудования он приближается к умудрённому опытом профессионалу старшего поколения: свой звук и не самый обширный набор качественного и отобранного под свои умения инструментов, обработок и усилителей.

Всеволод Баронин

Предыдущая Следующая