Tommy Emmanuel называет 10 лучших альбомов акустической гитары.

Tommy Emmanuel называет 10 лучших альбомов акустической гитары.

На свете существует совсем немного музыкантов, которым легенда гитары Chet Atkins присвоил звание Certified Guitar Player (CGP): John Knowles, Steve Wariner, Jerry Reed и один из самых потрясающих мастеров нашего времени Tommy Emmanuel. Называя список десяти самых значительных альбомов акустической музыки всех времен, Томми несколько раз снимает шляпу перед своим покойным другом и вдохносителем, также как и перед одним из наиболее преданных его продолжателей гитарного искусства.



“Вы можете научить играть быстро даже обезьяну. Но бесполезно будет пытаться поместить душу в ту музыку, где ее нет”, - говорит Томми. “Когда я слушаю Чета - я слышу душу. А когда слушаю, что они вдвоем с Jerry Reed делали, то это поражает меня, потому что музыка по-настоящему жива в их сердцах”.

Томми акцентирует внимание на этом пункте. И это удивительно для человека, который известен своим виртуозным владением инструментом во множестве самых различных стилей. “Музыка - это прежде всего чувства, а виртуозность вторична. Мир полон гитаристов, которые могут круто играть и делать море впечатляющих фокусов. У них потрясающие гитары, великолепные микрофоны и здорово снятые видео, но при этом во всем, что они делают нет души. Они слишком парятся о том, чтобы выглядеть продвинутыми, но при этом они теряют возможность сказать что-то по-настоящему глубокое”.

Все это подводит к мысли Томми о том, что “Чувства находятся вне времени и пространства. Великий альбом, особенно если речь идет об акустической гитаре, - это отпечаток какого-то момента во времени, нечто особенное, к чему ты пытаешься возвратиться и прочувствовать заново. Эти записи похожи на крутые фотографии, которые не стареют с возрастом - они также эффектны как и в тот день, когда их сняли.”

1. Chet Atkins & Merle Travis 
The Atkins-Travis Traveling Show (1974)

Это “Альбом №1” во всем списке. И вы просто обязаны его иметь в своей коллекции. Если бы я был на необитаемом острове и у меня был бы всего один альбом, чтобы слушать его остаток жизни, я бы предпочел, чтобы это был именно этот альбом.



Конечно, оно далеко от совершенства, но тут столько прекраснейших идей и аранжировок. Одна из вещей, которая по настоящему меня цепляет является звук Чета. Вы не очень часто услышите его игру на акустической гитаре с металлическими струнами, но зато когда оно случалось, то это была просто классика - чистый звук настолько фантастический, что вам становится жалко от того, что его нет на каждом из его альбомов.

Игра Чета на этом альбом - это фирменный стиль того, к чему я хотел прийти как гитарист. Мерл Трэвис на этом альбоме также очень хорош. Всего по полной.

2. Chet Atkins & Jerry Reed 
Me And Jerry (1970)

Тут в каждой песне есть чему поучиться. Соло Джерри захватывают, а Чет играет на разных инструментах от нейлоновых струн до электрогитары на нескольких треках.



Отличный пример инструментального альбома, являющегося настолько разнообразным и интересным, что я слышу в нем что-то новое каждый раз когда слушаю. Не хочется ничего дополнительно выделять или наоборот урезать - все здесь сделано в меру. Аранжировки очень изящны, но при этом во всем есть некий элемент спонтанности, который выглядит очень натуральным. Это просто красота из под пальцев Чета, чьи отпечатки находятся на всем протяжении записи.

3. Jerry Reed & Chet Atkins 
Me and Chet (1972)

Это продолжение совместной работы мастеров, но оно больше чем просто продолжение. Ощущение, конечно, что они просто продолжают делать то, что начали раньше, гитарный разговор. Это в любом случае неплохо со всех точек зрения - того, что они начали на первом альбому уже достаточно для карьеры.



Джерри делает классические обороты, поверх которых Чет солирует. В то время так никто не играл как они. Это больше похоже на дуэт рояля и банджо. Добавьте к этому немного Fats Waller и Ray Charles и вот у вас получится Jerry Reed.

Еще одна вещь, которой мне нравятся эти два альбома - это работа звукоинженера. Если вы послушаете их в наушниках, то прийдете к выводу, что все на своих местах. Вы не услышите никаких эквалайзеров - просто натуральные инструменты в процессе игры.

4. Chet Atkins & Doc Watson 
Reflections (1980)

Это самая прекрасная встреча этих двух гитаристов и их уникальных стилей. Док просто жжет на этом альбом, да и Чет тоже. Я думаю, во время этого сотрудничества, оба они были просто пике своей карьеры



Это великолепный пример олдскульного кантри-звукоизвлечения Дока в сочетании с действительно блестящей пальцевой работой Чета. И опять так, все очень хорошо стоит на своих местах внутри песен, и при этом в музыке столько чувства.

5. Andres Segovia 
Centenary Celebration (1994)

Просто прослушивание множества ранних записей Сеговии может очень много дать вам для понимания звука и динамики. При этом надо понимать, что те записи были сделаны просто в комнате где перед микрофоном сидел человек с гитарой и больше не было ничего. У него не было даже наушников - он просто играл на гитаре.



На свете есть очень много альбомов Сеговии, которые я мог бы рекомендовать, но в этой подборке дисков, есть все его ранние записи. На четвертом диске он говорит о своей жизни, и это моя любимая часть коллекции. Фактически я просто люблю слышать звук его голоса.

6. John Williams 
John Williams Plays Bach (2002)

Это действительно одно из самых великих гитарных творений, из всех музыкантов, что имели способности и смелость для того чтобы играть Баха на гитаре. И, парни, он это сделал!



Его звук невероятно правильный для этого типа музыки. Я бы, например, такой звук не смог бы использовать ни для чего другого. Но тут оно работает. Джон знает каждую миллисекунду этой музыки. Он знает когда надо сдержаться, когда рвануть вперед, когда добавить сустейна в ноты, и когда, наоборот, сыграть стакаттно. Фантастическое исполнение от начала до конца.

7. Stephen Bennett 
Ten (2002)

Этот парень из Вирджинии. И в дополнение к традиционной акустической гитаре, он еще и играет на арфа-гитаре. Я обожаю то, что он делает на этом альбоме. Исполнение великолепное, все очень красиво записано и композиции просто огромны.



Его стиль очень чистый - он просто сидит с гитарой перед микрофоном. И ему больше ничего не нужно. Послушать этот альбом - это как получить еще один урок на тему того как мелодии и аккорды работают вместе. В его игре есть одна потрясающая фишка - я люблю тишину в его левой руке, он очень тих когда играет

Пара песен на этом альбоме настолько захватывают меня, что каждый раз когда я слушаю альбом, то повторяю эти треки по три-четыре раза.

8. Don McLean 
American Pie (1971)

Это, конечно, вокальный альбом. Но послушайте игру на гитаре, аранжировки, и что, более важно, вступления к песням. Это настолько прекрасно. У Дона есть классический “мартиновский” звук шестидесятых - саунд настоящего фолк-музыканта.



Я люблю и эти песни и гитарную игру в них - все просто фантастически. Все знают заглавную песню альбома - она стала большим хитом. Также почти всем известен трек “Vincent”. Но послушайте еще и “Empty Chairs” с “Sister Fatima” - они великолепны. Послушайте гитары и то как Дон расположил ее по отношению к вокалам. Просто блестяще.

9. James Taylor 
Dad Loves His Work (1981)

Выбрать какую-то одну запись Джеймса очень сложно, но я реально очень люблю этот альбом. У него настолько свой гитарный стиль. Думаю он тогда много экспериментировал с разными гитарами ручной работы. Звук не сносит башню, но то как он играет - это весьма своеобразно.



Очень нравится слышать сколько пространства создает Джеймс своим аккомпаниментом. Он удивительный гитарист, который знает всех входы и выходы в каждой джае небольшой части песни, знает где чего прибавить, и где придержать. Плюсы подобного сочинительства в абсолютно правильном подходе, когда Джеймс точно знает, что нужно делать.

10. Django Reinhardt 
The Best Of Django Reinhardt (1996)

Все, что сделал Джанго, буквально сносит крышу, поэтому по хорошему надо бы сразу хватать бокс-сет с несколькими дисками, чтобы получить как можно больше музыкального материала.



Он тот гитарист, которого я слушаю когда мне нужно вдохновение, чтобы ощущать себя полным энергии и готовности играть. Все его работы полны высшего класса. У него были ограничения по работе левой руки, но это сделал его музыкальность еще более впечатляющей. А ты сидишь и думаешь “Как он, черт побери, все это смог сделать?“.

В его игре всегда есть какой-то сильный удар и при этом некий элемент комичного. И это при том, что он отец жанра. Я до сих пор люблю все, что он сделал во Франции во время войны, хотя его более поздние Лондонские вещи также весьма удивительны.


Перевод: Сергей Тынку

Предыдущая Следующая