Тёплый ламповый звук. Выбираем правильный усилитель.

Тёплый ламповый звук. Выбираем правильный усилитель.

Наш сегодняшний обзор посвящен теме винтажных гитарных усилителей, которые по праву могут считаться легендами, определившими звучание эпохи. Каждый усилитель из этого списка имеет свою историю и внушительный список известных музыкантов, игравших на нем, а также поклонников характерного звучания. Оригинальные модели этих усилителей сегодня являются предметом зависти коллекционеров, производители же предлагают современные переиздания легендарных моделей. В нашей статье мы вспомним историю этих, не побоимся этого слова, культовых комбиков и попытаемся разобраться, насколько современные их версии по звучанию соответствуют легендарным прародителям.

Fender Bassman©

История этого усилителя интересна и достаточно запутана. Впервые модель с таким названием была представлена в 1952-м году в качестве комплекта к Fender Precision Bass. По замыслу Fender это должен был быть усилитель именно для бас-гитары, причем самая первая версия была не слишком удачной. В дальнейшем компания из года в год предлагала обновленные версии Fender Bassman, поэтому довольно непросто определить, какая именно версия является той самой легендарной. Хотя большинство музыкантов и экспертов музыкального рынка считают, что «тот самый Bassman» это твидовый усилитель образца 1959-го года с панелью управления, расположенной сзади. В этой версии усилитель выпускался всего три года, после чего на рынке была представлена следующая модель с расположенной спереди панелью управления и черным покрытием Tolex. Несмотря на то, что усилитель был изначально предназначен для бас-гитары, он сразу же понравился гитаристам. Он обеспечивал мягкий перегруз, теплый звук и очень характерную зернистость, которую нельзя спутать ни с чем. Ирония истории заключается в том, что характерный и узнаваемый звук был порождением, по словам представителей Fender, «не самой совершенной схемы». Последующие же, «более совершенные» модификации, хоть и были прекрасными усилителями, звучали все же иначе. Именно поэтому такие известные музыканты как Бадди Холли, Брюс Спрингстин, Эдди Кокран и многие другие любят именно модификацию 59-го года.

Поэтому логичным шагом Fender стало переиздание модели 59-го года под названием Fender ’59 Bassman© LTD, Этот усилитель максимально приближен по звучанию и внешнему виду к модели 59-го года, хотя твидовое покрытие из соображений износостойкости было решено не использовать, а заменить его более долговечным материалом «под твид». Усилитель имеет мощность 45 ватт, кабинет из массива сосны ручной сборки, 4 входа (по два на каналы Bright и Normal). Усилитель двухканальный с раздельными регулировками громкости и общими настройками высоких, средних и низких частот. Также имеется ручка регулировки расширенных высокочастотных гармоник „Presence“. Так как Fender ’59 Bassman© LTD призван максимально соответствовать своему прототипу, здесь вы не найдете ни разрыва для петли эффектов, ни отдельной регулировки уровня перегруза. Все как положено, характерный фендеровский мягкий перегруз появляется сам при увеличении громкости, как это и было на самых первых усилителях. Четыре динамика Jensen 10” P10R c Alnico магнитами звучат очень аутентично. В секции усилителя используются лампы 6L6.

Что можно сказать про звучание этого усилителя? За неимением под рукой оригинальной модели 59-го года, автору данной статьи пришлось сравнивать звучание двух моделей посредством роликов в интернете. И надо сказать, переиздание звучит очень похоже. Конечно, на гитарных форумах найдется немало противников новой версии, существует немало бутиковых контор, которые готовы предложить «настоящую, полностью аутентичную копию», но следует понимать, что в рамках пусть и ограниченной, но заводской версии – Bassman ’59 LTD очень хорош, а бутиковые поиски максимальной идентичности это уже совсем другие деньги. Кстати, существует еще более современная версия той же винтажной модели под названием Fender FSR ’59 Bassman «Blondeman»

Marshall 1962-01 Bluesbreaker

Эта модель обязана своим названием и появлением на свет Эрику Клэптону. Однажды музыкант заказал у Джима Маршала усилитель, который был бы достаточно мощным для игры на большой сцене, и Джим предоставил модель 1961-го года с динамиками 4х10”, которую, впрочем, потом предложил поменять на более современную модель 1962го года с динамиками 2х12”. Эрик использовал этот усилитель во время работы с John Mayall & The Bluesbreakers, и записи исторических «Blues Breakers with Eric Clapton», после чего для развития коммерческого потенциала усилитель тоже стал называться Marshall Bluesbreaker. Для понимания звука Marshall Bluesbreaker достаточно сказать, что этот усилитель определил звучание британского блюз-рока в 60-е годы. Можно добавить, что наиболее близким по звуку к Bluesbreaker считается не менее классический усилитель Marshall JTM-45

Выпускаемый сегодня Marshall 1962-01 Bluesbreaker имеет 4 входа для подключения инструментов с разным уровнем входного сигнала, два канала (Clean и Overdrive), трехполосный эквалайзер, раздельную регулировку громкости каналов и встроенный аналоговый эффект тремоло, повторяющий винтажное звучание 60-х годов. Весь функционал полностью повторяет оригинальный усилитель. Специально для переиздания были воссозданы динамики Celestion Greenback T1221 12”, так что звучание переизданного усилителя максимально близко к звучанию оригинального усилителя Клэптона.

Fender Deluxe Reverb’65

Этот комбоусилитель относится к поколению усилителей Fender, обладавшим революционным на тот момент пружинным ревербератором. Слово Reverb в названии, подчеркивает наличие именно этого эффекта. Родственными усилителями являются Fender Twin Reverb и Fender Super Reverb, они отличаются друг от друга в первую очередь по мощности, при этом Fender Deluxe Reverb является самым «маломощным» из них, обладая мощностью «всего» 22 ватта. Мы намеренно взяли в кавычки эти слова, так как усилитель тем не менее звучит очень громко, в домашних условиях вам вряд ли захочется вывернуть ручку громкости больше чем на 2, при этом запаса громкости вполне хватает для игры в небольших и средних по размерам клубах. На усилителях этого семейства играли многие известные блюзмены, достаточно вспомнить хотя бы культового SRV. Именно эти усилители породили такие понятия как «blackface» и «silverface», которые относятся к цвету панели управления усилителя, а не сетки, закрывающей динамик, как думают многие.

Переиздание Fender Deluxe Reverb’65 получило одобрение поклонников блюзового звучания по всему миру, особенно после того как модель стала комплектоваться динамиками Jensen (до этого ставились динамики Eminence). Традиционные четыре входа (по два на каждый канал) являются скорее данью истории, чем современной необходимостью. Два независимых предусилителя на каждый канал, раздельная регулировка уровня громкости, эквалайзер, эффект vibrato (который работает только при подключении футсвича) и скрупулезно воссозданный пружинный ревербератор образца 1963-го года – вот фактически весь функционал данного усилителя. Однако благодаря очень тонкой реакции на настройки вы можете добиться очень разного по характеру звучания. Также следует отметить, что усилитель довольно «дружественно» реагирует на подключение различных педалей (даже при отсутствии разрыва) и особенно хорошо себя проявляет при работе с так называемыми «грелками», педалями типа Tube Screamer, позволяющими сделать звучание еще более объемным и певучим.

VOX AC30

Любой рассказ о ламповых винтажных усилителях был бы неполным без упоминания классической модели VOX AC30, определившей звучание эпохи так называемого «британского вторжения». Описывать нюансы звука нет смысла, вы можете найти множество примеров на youtube и сами составить представление о возможностях усилителя, однако следует упомянуть, что несомненно удобной опцией является наличие разрыва цепи для подключения эффектов, которую, впрочем, приверженцы «правильного звукового тракта» могут отключить. (Модели АС30С2 и АС30C2Х) Предлагаемые сегодня усилители VOX Custom имеют два канала, Normal и Top Boost, пружинный ревербератор и ряд значительных отличий друг от друга. Например, модель АС30С2 комплектуется динамиками Celestion G12M Greenback, а АС30C2Х динамиками Celestion Alnico Blue. Приятным дополнением является возможность подключения внешнего динамика с переключаемой нагрузкой 8/16 ОМ. Кстати, следует упомянуть современный этап развития классического AC30 – усилитель VOX AV60, имеющий ламповую секцию усилителя и цифровые эффекты chorus, delay и reverb. Значительно более доступный по цене, этот усилитель станет хорошим выбором для поклонников винтажного звучания.

В заключение хочется обратить внимание на один важный момент, который относится ко всем усилителям, подвергающимся переизданию. Очень часто можно встретить людей, утверждающих, что новые усилители звучат слишком резко и недостаточно винтажно по сравнению с оригинальными моделями. Здесь важно понимать, что любой новый динамик звучит несколько резко и остро. В процессе «разыгрывания» его звучание меняется и становится более мягким. В среднем при регулярной игре этот процесс занимает около полугода, так что ваш новый винтажный усилитель преподнесет вам сюрприз, став со временем еще лучше!

Предыдущая Следующая