УТОМЛЯЕМОСТЬ СЛУХА ПРИ ЗАПИСИ: КАК ЕЕ ИЗБЕЖАТЬ
Усталость в ушах - одно из тех неоднозначных состояний, которые могут возникнуть во время записи - скорее всего, во время сведения. Вот вы в студии, и вечером думаете, что получается отличный микс – вы пробовали делать и так, и сяк, крутили ручки право и влево, вверх и вниз, и, кажется, наконец, все на своих местах. Наступает следующий день, вы переслушиваете результат и поражаетесь: «Чем, черт возьми, мы занимались вчера? Как это вышло?».
Вероятно физически вы даже не заметите усталости в ушах, которая начинается с того, что вы перестаете распознавать звуки в среднем диапазоне. Все начинает смешиваться, и становится трудно определить, что в миксе правильно, а что – нет. Вы немного подтягиваете вокал, и он звучит слишком громко, вы делаете его тише, и он, кажется, исчезает вовсе. А это, между прочим, верный признак того, что ваши уши устали, и им полагается заслуженный отдых.
Лучший способ избежать подобной ситуации – это контролировать то, что вы делаете до, во время и после сеанса записи; научиться распознавать признаки усталости; принять меры для того, чтобы не перегружать уши.
ДО И ПОСЛЕ ЗАПИСИ/СВЕДЕНИЯ
Защищайте уши накануне, утром перед и в перерывах между сеансами в студии. Беруши и вообще минимизация количества звуков, которые вы слышите за несколько часов до сеанса – это неплохая идея. Конечно, это не всегда возможно, но решение не пойти в шумный клуб или на вечеринку за день до сеанса в студии - хороший первый шаг. Также обратите внимание на психологический фактор. Например, вы отправляетесь в студию в своей машине, в которой нет сабвуфера, и слушаете по дороге музыку. Естественным желанием по прибытии будет выкрутить бас на полную. То же касается и обратной ситуации, когда сабвуфер в машине есть.
Или, например, по дороге вы слышите вой сирен, отбойный молоток, шум экскаватора. Все, что издает много шума, может повлиять на ваш слух, поэтому нужно всеми силами избегать таких ситуаций. Некоторые из этих вещей необязательно физически влияют на ваше ухо, они не вызывают утомляемости, но они меняют ваше восприятие - то, как вы интерпретируете звук и различные частоты, когда вы садитесь за консоль.
Речь идет не только о том, чтобы давать ушам отдых, но и о вашем общем состоянии здоровья перед сеансом. Отдых, много сна, хорошее питание и достаточное количество воды перед тем, как вы войдете в студию - все это в сумме делает вас настолько физически готовым к записи и сведению, насколько это возможно. И не забывайте, что это настолько же важно не только в начале, но и на протяжении всех дней записи. Обычно день заканчивается поздно, а следующий начинается раньше – поэтому ночью лучше всего спать в тихом месте или с берушами в ушах.
ДЕЛАЙТЕ РЕГУЛЯРНЫЕ ПЕРЕРЫВЫ
Частые перерывы - это самый простой способ свести к минимуму вероятность утомления до той степени, что вы не можете правильно различать частоты. Тут не существует какого-то жесткого правила. В какие-то дни вы сможете спокойно работать часы напролет и не чувствовать никаких побочных эффектов, в другие же будете сомневаться в каждом движении и своей способности различать звуки.
Самое простое правило – это 15-минутные перерывы каждые два часа. Встаньте из-за стола, выйдите из комнаты, выпейте кофе, съешьте снек. Дайте своим ушам отдохнуть. Если вы испытываете искушение увеличить громкость, вам следует сделать перерыв. И вообще, если у вас есть хоть призрачное ощущение, что ваши уши устали, вероятно, так оно и есть.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ РЕФЕРЕНСЫ
Вы не ошибетесь, если будете под рукой иметь референсы – другие песни, которые, по-вашему, звучат идеально и в которых все на своих местах. Если вы в процессе сведения, то периодическое сравнение своих миксов и “эталонных” треков – отличный способ находить ошибки. Этот способ помогает даже тогда, когда и ваши уши, и все остальное ваше тело и мозг уже устали и не могут трезво реагировать на происходящее вокруг.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ РАЗНЫЕ МОНИТОРЫ И ПЕРЕМЕЩАЙТЕСЬ ИЗ ОДНОЙ ТОЧКИ В ДРУГУЮ
Переключение между маленькими и большими мониторами даст вашим ушам возможность сконцентрироваться на разных частотах в течение сеанса. Также если вы выйдете за пределы комнаты или просто переместитесь в другую точку внутри нее, это поможет вам услышать то, что вы упустили, сидя за консолью.
МЕНЯЙТЕ ГРОМКОСТЬ
Прослушивание микса на умеренной громкости – это хорошая привычка, которую стоит приобрести. Когда он все время слишком громкий, уши устанут слишком быстро. Когда он слишком тихий, вы будете постоянно напрягать слух, чтобы услышать разные частоты, на которых нужно сосредоточиться для принятия правильных решений.
Тем не менее, делать очень тихо иногда полезно. Это позволяет обратить внимание на определенные элементы микса. Если вокальный трек, рабочий барабан или бас заметно выделяются, когда микс звучит на низкой громкости, это может быть признаком того, что они неправильно сидят в миксе.
УЧИТЕСЬ ВОВРЕМЯ ЗАКАНЧИВАТЬ СЕССИИ
Если вы умеете распознавать время, когда сессия должна быть закончена, когда вы и ваши товарищи и коллеги устали, это может помочь сэкономить массу энергии и денег. Иногда лучшее решение - оставить микс незавершенным и потрудиться над ним на следующий день.
Наверняка, многие из вас бывали в ситуации, когда и уши, и мозг просто отказываются работать и никак не помогают в принятии решений. В таких случаях вы уже не думаете о том, что хотите достигнуть лучшего звука или получить лучший из возможных результат. Вы думаете: «Я устал/а/и, я просто хочу закончить и скорее уйти отсюда». А подобное никогда не ведет к достижению лучших результатов.
Научитесь распознавать признаки усталость на ранних этапах записи или сведения. Пусть ваш рабочий день немного сократится, но за результаты потом не придется стыдиться.