В ПОИСКАХ ИДЕАЛЬНОГО ЗВУКА: КАК ПРАВИЛЬНО СОБРАТЬ ПЕДАЛБОРД

В ПОИСКАХ ИДЕАЛЬНОГО ЗВУКА: КАК ПРАВИЛЬНО СОБРАТЬ ПЕДАЛБОРД

Как выразился однажды бывший гитарист группы Оззи Осборна (Ozzy Osbourne), большой руки стилист Закк Уайлд (Zakk Wylde): «сколько у тебя педалей не будет раскидано по полу, играть от этого лучше ты не станешь». Так-то оно так, однако не будем забывать о том, что в современном высокотехнологичном мире набор гитарных обработок определяет индивидуальный звук музыканта ненамного меньше, нежели гитара и используемые усилитель и кабинет. Методы формирования цепи гитарных обработок окружены ореолом таинственности и какого-то аппаратурного мистицизма, но всё, что требуется от молодого гитариста в такой ситуации — прислушиваться к авторитетам и немного разбираться в принципах построения сигнальных цепей с наименьшими искажениями. И собрать свой собственный набор обработок в полноценный педалборд.

Сразу же отметим, что наша публикация не имеет никакого отношения к рэковым гитарным обработкам и наборам эффектов — в подобных устройствах проблема коммутации отдельных обработок решена аппаратно. Музыканту ни о чём в этом случае думать не надо — за него всё придумали разработчики. В ряде подобных рэковых обработок можно изменять порядок следования эффектов — соответственно, будет меняться и характер гитарного звука на выходе.

Мы будем говорить именно о той ситуации, когда «по полу раскидано много педалей» — и заодно о том, как их не раскидывать. Если говорить в очень общих выражениях, построение цепи обработок должно подчиняться единому правилу: сигнал, полученный с предыдущей обработки в цепи обязан нормально и без непредусмотренных искажений обрабатываться последующей. Таким образом в цепи суммарно достигается минимальный уровень искажения обработанных сигналов. Нужно помнить и о том, что жесткой, канонической последовательности обработок (как и их набора) не существует — всё зависит от того, какую музыку вы собираетесь исполнять и каким именно составом инструменталистов; да и от ваших личных предпочтений в гитарном звучании многое зависит. Единственное непреложное правило: если вы используете в цепи обработок гитарный тюнер в формате педали, он обязан стоять в этой цепи первым, стразу же после гитары. Понятно, что тюнер должен получать с гитары неискажённый в максимальной степени сигнал.

Первой же собственно обработкой в цепи рекомендуется ставить компрессор-сустейнер, производящий сжатие динамического диапазона входного сигнала. В результате на его выходе мы получаем сигнал с практически неизменной амплитудой. Идеология именно такого размещения компрессора-сустейнера объясняется тем, что после подобной обработки сигнала другим устройствам (в первую очередь перегрузу — см. ниже) в цепи будет легче работать с ним, отсюда следует и лучшее качество сигнала на выходе всего каскада обработок. Плюс большинство гитарных эффектов делают частотную характеристику сигнала весьма неравномерной, а применение компрессора к такому уже обработанному сигналу сгладит эту характеристику и уменьшит окраску сигнала. В начале цепи место и бустеру — обработке, поднимающей без искажений уровень сигнала для, допустим, гитарного соло, либо применяющийся для выравнивания сигнала с разных гитар — допустим, с разными системами звукоснимателей. А за компрессором и / или бустером будет следовать ваша основная обработка, формирующая перегруженное или, в общем случае, искажённое звучание гитары. Неважно, как она будет называться — овердрайв, дисторшн, Tube Screamer или фузз, мы же будем применительно к такой обработке применять понятие перегруз.

Одним из проклятых вопросов построения цепи эффектов является место размещения в ней педали квакушки (Wah-Wah). Схемотехнически квакушка является параметрическим эквалайзером с перемещаемой рабочей частотой — в данном случае частота смещается глубиной нажатия педали. Теоретически эквалайзер может быть размещён в любом месте цепи обработок (также см. ниже), однако классическая модель подразумевает размещение квакушки после перегруза ради лучшего контроля над сигналом и большей динамичности звучания этого эффекта. Конечно, зачастую в пример ставят великого Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) и его непосредственных последователей вроде Фрэнка Марино (Frank Marino) или Рэнди Хансена (Randy Hansen) — все они ставили квакушку впереди фуз-педали. Но мы говорим о временах в лучшем случае 35-летней давности, и, само собой, эксперимента никто не отменял. Можете следовать заветам Джими — вы строите цепь эффектов под свой собственный, индивидуальный звук, а в этом смысле никто вам не судья.

Возвращаясь к месту эквалайзера в цепи обработок нужно заметить, что в силу его универсальности использование эквалайзера допустимо практически в любом месте цепи, где нужна коррекция частотной характеристики. Но нужно помнить о том, что пики на определённых частотах могут перегружать отдельные обработки, работающие с временной задержкой, то есть хорус, флэнжер и фэйзер. Допустимо использование двух эквалайзеров (или одного стереофонического) на входе и выходе перегруза — раздельная регулировка частот в каналах входа и выхода помогает в формировании плотного звучания без избытка «жужжащих» частот.

После квакушки можно смело размещать обработки в следующей последовательности: октаверы / октавные делители (Pitch Shifter), лучше работающие со сжатым сигналом; модуляторы (как раз хорусы, флэнжеры и фэйзеры); педаль громкости (она нужна для выравнивания уровня сигнала при разных комбинациях обработок) и прочие подобные обработки (гейт, лимитер и тремоло), затем шумоподавитель, дилэй и ревербератор. Далее путь сигнала лежит на вход усилителя.

Отдельно следует оговорить использование маршрутизаторов, также выполненных в форм-факторе гитарной педали, и служащих для перераспределения отдельных цепей обработок или эффектов по каналам, а также для согласования сигналов в отдельных каналах. Рекомендуемым устройством является здесь педаль BOSS Line Selector LS-2, работающая с 2 линейными петлями и 6 циклическими режимами. С вопросом маршрутизации смыкается и вопрос коммутации обработок в цепи. Для коммутации обработок обычно применяются короткие (6", 152 мм) инструментальные кабели, они же патч-кабели (patch cables) c угловыми L-образными разъемами TRS 1/4". Малая длина кабеля помогает избежать сигнальных потерь в нём и попутно ликвидирует возможность перекруток. Понятно, что на качестве подобных кабелей экономить не следует. Отдельно надо оговорить, что такие кабели предназначены в первую очередь для работы в составе педалборда, то есть жесткой конструкции, на которой закреплены и скоммутированы все педальные обработки и блок, или блоки питания. Существуют и готовые жёсткие корпуса и рамы для педалбордов, также можно собрать или заказать собственную конструкцию. Блоки питания не случайно упомянуты не в единственном числе — вполне возможно, что для отдельных эффектов вам понадобятся особые блоки питания: как говорится, внимательно читайте инструкции. Но в любом случае правило построения цепи обработок и, в конечном счёте, педалборда, должно основываться на простом и понятном правиле: вся система создается для получения конкретно вашего гитарного звучания и должна быть максимально удобной в сценической и студийной эксплуатации. Не вы для педалборда, а педалборд для вас, причем созданный по вашим собственным правилам.

Продолжаете искать свой звук? Тогда вас точно заинтересуют другие статьи из нашей рубрики «В поисках идеального звука»:

Предыдущая Следующая