ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МИКРОФОНЫ

Неважно, относитесь вы к сторонникам «громкой» или «тихой» музыки, а с проблемой озвучивания инструментов в зале любых, иногда и самых небольших размеров, все сталкиваются постоянно. Нужно думать, что проблема качественного съема сигнала с акустических барабанов и перкуссии, а равно и духовых инструментов никуда не денется и в ближайшую эпоху, а потому инструментальные микрофоны были, есть и будут являться вечной ценностью технического арсенала любого музыкального коллектива.
 
Идея создания микрофона для озвучивания музыкальных инструментов восходит к концу 1920-х годов, когда собственно микрофоны сократились до нормальных габаритов и массы — чтобы, падая, не разбить тот самый инструмент. Ну и, конечно, обрели нужные характеристики в смысле чувствительности к максимально широкому частотному спектру и широкую диаграмму направленности. Работы по миниатюризации микрофонов и улучшению их характеристик продолжались и далее — в 1937 году инженер компании Shure Бен Бауэр (Ben Bauer) разработал микрофон Unidyne с первым в мире неразборным картриджем, обладающий кардиоидной диаграммой направленности. Работы над универсальным инструментальным микрофоном были продолжены Shure в 1959 году: начались многолетние испытания созданного Эрни Силером (Ernie Seeler) микрофона Unidyne III, который его создатель видел как инструмент студийной работы с симфоническими оркестрами. После необходимых модификаций этот микрофон был запущен в серийное производство в 1965 году под отлично всем знакомым обозначением SM57, где SM означало «студийный микрофон» (Studio Microphone).
 
В настоящий момент Shure выпускает обновленную модель микрофона SM57 — модель SM57-LCE, позаимствовавшую все лучшее у своего знаменитого предшественника. Диапазон передачи звуковых частот — 40–15 000 Гц, и нет таких инструментов, с которыми не мог бы работать этот микрофон. Механические шумы значительно снижены за счет использования встроенного демпфера картриджа, а встроенная ветрозащита с фильтром отсекает все внешние шумы. И даже при высоких уровнях звукового давления SM57-LCE обеспечивает невероятно низкий уровень звуковых искажений. Этот микрофон задает и стандарт механической прочности, столь необходимой в сценической работе: металлический корпус выполнен посредством литья, а усиленная стальная сетка картриджа конической формы обеспечивает надежную защиту рабочего органа микрофона. Разъем — стандартный балансный XLR. Этот микрофон знаком каждому человеку в музыкальной индустрии, и неудивительно что именно с ним сравнивают универсальные микрофоны любого бренда.

Не менее известен и микрофон Shure Beta 57A, идеально соответствующий задаче озвучивания гитарных усилителей и деревянных и медных духовых инструментов. При озвучивании барабанов этот микрофон рекомендуется ставить на томы. Главные отличия от предыдущей модели — суперкардиоидная диаграмма направленности и немного поднятый вверх диапазон передачи звуковых частот, 50–16 000 Гц. От всяческих звуковых неожиданностей микрофон защищен, помимо внешней стальной сетки и ветрозащиты, еще и встроенным поп-фильтром. А микрофон Shure Beta 56А с укороченным корпусом был разработан специально для озвучивания барабанов (в том числе ведущих) и инструментальных усилителей, хотя он также хорошо работает с медными и деревянными духовыми. Его отличительной чертой является очень точная звукопередача в диапазоне 20–10 000 Гц и возможность работы при огромных уровнях звукового давления. Согласно данным производителя, максимальное значение этого параметра составляет 174 дБ на частоте 1 000 Гц.

Конденсаторный микрофон кардиоидной направленности Shure SM94 чрезвычайно рекомендуется для озвучивания всех струнных инструментов, деревянных духовых и тарелок в ударной установке, однако и с прочими инструментами, а равно и инструментальными усилителями он работает хорошо. Диапазон передачи звуковых частот — 40–16 000 Гц. Фантомное питание — 11–52 В постоянного тока, возможно автономное питание от обычной щелочной батареи 1.5 В типоразмера АА.

Одним из конкурентов микрофонов Shure является на сегодняшний момент инструментальный микрофон Sennheiser e906 суперкардиоидной направленности, весьма привлекательный из-за своих малых габаритных размеров, позволяющих использовать его даже, как говорится, в дебрях ударной установки. Именно этот микрофон классическим образом вывешивается за кабель для озвучивания инструментальных усилителей сверху по корпусу последних — это способ пригоден даже для студийной работы с ним. Данная модель также рекомендуется для озвучивания перкуссии и духовых инструментов, в том числе саксофонов. Отличительной особенностью этого микрофона является наличие трехпозиционного переключателя режимов «Presence» (Boost / Cut / Flat), очень помогающего в отстройке гитарного звука и весьма естественное звучание: насыщенное и без пронзительности в высокочастотном диапазоне, чему способствует применение схемы подавления помех. Диапазон передачи звуковых частот — 40–18 000 Гц.

Микрофон AKG C1000S заслуженно получил у профессионалов звание ультимативного микрофона, одинаково пригодного и для концертной, и для студийной работы. Чтобы подобная конвертация была максимально простой, в комплект микрофона входит насадка РРС 1000, при помощи которой его диаграмма направленности меняется между суперкардиоидной, предпочтительной при сценической работе, и кардиоидной, больше подходящей для студии. Это — конденсаторный микрофон с картриджем типа Back-electret, то есть электретный материал размещен только на задней поверхности картриджа, а диафрагма остается незаряженной. Благодаря применению такого картриджа микрофон очень достоверно и безо всякого «захлёбывания» передает высокочастотный диапазон, а в целом его звучание очень теплое и наполненное. Диапазон передачи звуковых частот — 50–20 000 Гц, а адаптер РВ 1000 обеспечивает подъем 3–5 дБ в области 5 000–9 000 Гц. Фантомное питание — 9–52 В постоянного тока, возможно питание от батареи 9 В — причем профессиональное качество звукопередачи от этого не страдает. Исключительно прочный металлический корпус изготовлен частично из алюминия и частично из латуни.

Одной из самых оригинальных разработок бренда AKG является миниатюрный (вес — всего 18 г) даже и не инструментальный микрофон, а вибрационный конденсаторный преобразователь для акустических инструментов C411PP, одинаково хорошо работающий как с акустической гитарой, банджо и мандолиной, так и струнными инструментами. За счет сверхмалого веса он совершенно не изменяет весового баланса инструмента, а полное удобство работы с ним обусловлено применению не повреждающего поверхность креплению на жидкой резине. Отмечается, что данный преобразователь совершенно не окрашивает звучание за счет подбора частотной характеристики под особенности акустических инструментов. Фантомное питание — 9–52 В постоянного тока. Коммутация — через кабель длиной 3 м с балансным разъемом XLR, причем кабель намертво прикреплён к корпусу устройства. Не просто преобразователь, а полноправный элемент современного оркестра.
Всеволод Баронин
Предыдущая Следующая