ВОКАЛЬНЫЙ МИКРОФОН: ВАШ ЛИЧНЫЙ ВЫБОР

ВОКАЛЬНЫЙ МИКРОФОН: ВАШ ЛИЧНЫЙ ВЫБОР

Не надо лишний раз напоминать о том, что микрофон – это совершенно индивидуальный инструмент вокалиста, столь же индивидуальный, как и, допустим, гитара у гитариста. Но на пути выбора микрофона существует и несколько важных технических нюансов, вплотную связанных с его рабочей индивидуальностью и нацеленностью на конкретные практические цели. Понятно, что эти нюансы также связаны с особенностями голоса конкретного исполнителя и техникой его пения. И гораздо лучше знать о них с самого начала, чем удивляться и сомневаться после приобретения микрофона, а равно и вновь мучиться вопросом – подходит ли конкретно мне именно эта модель вокального микрофона? Предупреждён – значит вооружён.

Принцип действия: динамический или конденсаторный микрофон?

Сердцем каждого микрофона как отдельного прибора является его картридж, в котором и располагается акустико-электрический преобразователь: на входе – акустический сигнал, то есть звуковая волна в воздушной среде, а на выходе – электрический сигнал. Собственно понятия «динамический микрофон» и «конденсаторный микрофон» относятся именно к тому, кого типа картридж в них установлен.

Динамический микрофон оснащён динамическим картриджем, преобразующим акустический сигнал в электрический посредством фактически обращённого динамика с диафрагмой, как раз и подвергающейся воздействию акустических волн. Диафрагма соединена с катушкой, намотанной тонким проводом и расположенной в магнитном поле постоянного магнита. Дальнейшее понятно – колебания диафрагмы приводят к колебаниям катушки и возникновению в ней слабого тока, который потом усиливается и подаётся на выход микрофона. В свою очередь, в картридже конденсаторного микрофона используется фактически разобранный конденсатор: неподвижная пластина из проводника, рядом с которой на минимальном расстоянии размещена ультратонкая пластиковая плёнка (являющаяся акустической диафрагмой) с односторонним покрытием из никеля или золота. Чтобы конденсатор работал, а не просто представлял собой физический объект, в зазоре между пластиной и диафрагмой должно быть создано электрическое поле – в конденсаторных микрофонах для этого применяется фантомное питание (48 В) или батарея, подвергающие диафрагму поляризующему напряжению. Ёмкость такого конденсатора будет динамически меняться в зависимости от изменения расстояния между проводящей пластиной и диафрагмой; диафрагма же колеблется под воздействием акустических волн. Соответственно меняется и электрический заряд проводящей пластины, и величина напряжения на ней. Очевидно, что в этом случае в микрофоне применяется усилитель по напряжению. Если же мы ведём речь об электретном микрофоне, являющихся разновидностью конденсаторных микрофонов, то в нём роль источника питания играет постоянно поляризованный материал (электрет), из которого собственно и выполнена проводящая пластина или диафрагма.

Динамический микрофон за счет конструкции картриджа одновременно обладает высокой перегрузочной способностью, то есть допускает снятие акустического сигнала с источников с большим звуковым давлением (подзвучивание барабанов или гитары с усилителя «через воздух») без риска повреждения, и одновременно устойчив к внешним механическим нагрузкам вплоть до падения. Таким образом, динамический микрофон незаменим в сценической и репетиционной работе – тому же способствует и относительно малая чувствительность к посторонним шумам и возникновению обратной связи. Однако в то же время динамический микрофон уступает конденсаторному в тембральной чистоте передаваемого сигнала за счет наличия механической связи между диафрагмой и катушкой и обладает меньшим диапазоном передаваемых частот

Конденсаторные микрофоны незаменимы при студийной работе с вокалом и акустическими инструментами – они обладают высокой чувствительностью за счёт лёгкости диафрагмы, что обеспечивает натуральное звучание. Про большую ширину частотного диапазона мы уже говорили, и также необходимо указать возможность создания конденсаторного микрофона любых размеров, вплоть до весьма миниатюрных. Но при этом, как указывалось, они нуждаются в электропитании – а, например, фантомное питание 48 В даже сейчас наличествует не на всех пультах и устройствах. Плюс конденсаторный преобразователь является очень хрупким и чувствительным к перепадам температуры и влажности элементом конструкции микрофона – всем известно, что конденсаторный микрофон лучше никогда не ронять ни с какой высоты. А в студии вокальный микрофон такого типа никогда не обойдётся без защитного экрана, но об этом речь пойдёт чуть позже.


Не всякая диаграмма направленности одинаково полезна

Геометрический параметр, именуемый диаграммой направленности микрофона, демонстрирует зависимость чувствительности к звуковому сигналу от места расположения его источника. Базовыми являются следующие диаграммы направленности: круговая (он же всенаправленный микрофон, одинаково чувствительный к сигналам по панораме 360°), кардиоидная (микрофон почти нечувствителен к звуку, идущему сзади), суперкардиоидная (передняя зона чувствительности несколько уже, чем у кардиоидной, наличествует узкая задняя зона чувствительности), гиперкардиоидная (более узкая зона чувствительности спереди и чуть более широкая сзади) и «восьмёрка» (зоны чувствительности сзади и спереди симметричны). Три последних диаграммы направленности имеют мёртвые зоны по бокам микрофона, нечувствительные к акустическому сигналу.

Всенаправленные микрофоны чувствительны к акустике помещения и обеспечивают акустическую изоляцию лишь при малом расстоянии от источника звука до микрофона, но зато обладают низкой чувствительностью к призвукам дыхания,  а также расширенным НЧ-диапазоном. С ними можно и нужно работать в сильно заглушенном помещении. А если в студии хорошая акустика, то подобный микрофон поможет достоверно передать акустическую атмосферу конкретного помещения. Микрофоны с кардиоидной, супер- и гиперкардиоидной направленностями позволяют произвести отстройку от акустических дефектов конкретного помещения, то есть студии, а их собственно диаграммы направленности позволяют добиться хорошей взаимной изоляции акустических сигналов. Поэтому они пригодны для записи синхронного стереосигнала с одного или нескольких инструментов. Толковая студийная работа с такими микрофонами обеспечивает должный эффект присутствия на финальной записи, плюс они относительно малочувствительны к эффекту обратной связи. А микрофоны с диаграммой направленности «восьмёрка» идеальны для записи вокальных дуэтов, если вокалисты стоят друг напротив друга. Отстройка от акустических сигналов, идущих сбоку от микрофона, также как и в случае микрофонов с кардиоидными диаграммами направленности будет способствовать более простому разделению уже записанных треков, а также работе в режиме синхронного стереосигнала.

Всё вышесказанное лишний раз объясняет, что не существует такого понятия, как «универсальный вокальный микрофон». Каждый микрофон подбирается певцом для себя и сугубо индивидуально, и гораздо лучше будет, если у вас в пользовании окажется личный микрофон и для сценической и репетиционной, и для концертной работы. Не забывайте о том, что помимо общей теории существует и грубая практика, которая сводится к тому, что параметры даже одной и той же модели вокального микрофона могут серьёзно разниться в зависимости от страны и предприятия-изготовителя, а равно и от конкретной партии. Доверяйте в первую очередь себе, своему слуху и чутью.


Что добавить в комплект микрофона?

Первое, что понадобится вашему личному микрофону – это чехол или, что гораздо лучше, жёсткий футляр для его хранения или переноски. Само собой разумеется, что футляр должен быть облицован внутри амортизирующим покрытием в вырезом под микрофон. При транспортировке конденсаторного микрофона такой аксессуар точно будет необходим, да и динамическому микрофону он точно не помешает.

Для динамического микрофона абсолютно необходима ветрозащита – это тот самый поролоновый «колпак», надеваемый на микрофон. Он служит не только для собственно ветрозащиты при использовании микрофона на открытом воздухе, но и предотвращает удары воздушных волн при произношении взрывных звуков «б», «п», «т» и «г». Столь же необходимым аксессуаром для конденсаторного микрофона является поп-фильтр – это сетчатый экран, устанавливаемый между певцом и микрофоном. Вопреки распространённым легендам, ни ветрозащита, ни поп-фильтр не влияют на на частотную характеристику микрофона и звучание свистящих и шипящих согласных.

Если же вы собираетесь записывать вокал самостоятельно в домашней студии, то при работе с конденсаторным микрофоном вам не обойтись без держателя типа «паук» для микрофона. Как говорилось, подобные микрофоны обладают высокой чувствительностью, и даже само собой подразумевающееся наличие в студии хорошей и устойчивой стойки под микрофон не снимает вопроса о его виброизоляции. Безусловно рекомендуемые держатели такого типа – это AKG H85, AKG SH100 и Shure A27SM, обеспечивающие полную виброразвязку микрофона от внешних механических возмущений. Но и в этом случае надо идти путём проб и эксперимента, и помнить о том, что не исполнитель должен адаптироваться под микрофон и аксессуары, но напротив – микрофон под исполнителя.

Предыдущая Следующая