ВОСЕМЬ ВЕЩЕЙ, ВРЕДНЫХ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ

ВОСЕМЬ ВЕЩЕЙ, ВРЕДНЫХ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ

Когда речь заходит об обучении игре на инструменте, концентрация – это самая важная вещь, помогающая добиться успеха. Восьмичасовое пребывание в репетиционной комнате не дает никаких результатов при условии отсутствия фокуса. К сожалению, жизнь – это не «Матрица», и нет никаких навыков, закачанных в наш мозг изначально. Необходимы старания.

Наверняка это далеко не новая информация для тех, кто занимается музыкой. Нам всем известно, что постоянные и осмысленные практики должны быть частью ежедневной рутины. И если в этих практиках нет достаточной концентрации, то они превращаются в простую потерю времени. Просто сидеть и бездумно повторять всякие упражнения не так уж и сложно, но это совершенно не помогает информации задерживаться у нас в голове. Настоящее обучение зависит от фокуса, и следовать этому правилу немного сложнее, чем просто о нем говорить.

У всех у нас бывают эти моменты, когда просто невозможно сконцентрироваться. Это может быть лишь пицца, подогревающаяся в микроволновке, дела, связанные с предстоящим концертом, или же эмоциональное истощение. Есть множество факторов, отвлекающих нас и удерживающих от достижения результатов. Здесь мы поговорим о восьми из них и подумаем о том, как с ними бороться.

1. НЕДОСТАТОК ИНТЕРЕСА

Вспомните свои школьные годы. По каким предметам вы успевали лучше всего? Наверняка по тем, которые были интереснее всего. Ничего удивительного, людям свойственно получать удовольствие от того, что интересно. И соответственно добиваться успеха в этих делах.

С музыкой дело обстоит ровно так же. Если вы пытаетесь отрепетировать песню, которую ненавидите, сконцентрироваться очень тяжело. Бывает довольно трудно уговорить своих товарищей по группе, сказать им, что вам не нравится конкретная песня, когда все от нее в полном восторге. То же самое с репетициями каверов, когда кто-то один из участников или несколько просто не чувствуют никакого вдохновения. Старайтесь прямо заявлять о своих предпочтениях, а не тянуть до последнего, тратя свое и чужое время.

2. НЕДОСТАТОК НАВЫКОВ

Давайте представим себе ситуацию. Вы идете по улице, едите очень вкусный сэндвич и видите своих бывших однокурсников, играющих в футбол. Они зовут вас немного поиграть с ними. Вы, в общем-то, в футбол никогда не играли, но у вас свободный день, светит солнце, настроение отличное, да и ребят вы давно не видели. Однако отсутствие необходимых навыков не делает из вас хорошего игрока. Спустя лишь несколько минут вы теряете всякий интерес к игре. В то время, как ваш приятель, который привык гонять с четырех лет, очевидно, наслаждается процессом.

Мораль истории в том, что навыки подогревают интерес и помогают концентрации. Чем больше вы умеете, тем больше вам хочется делать и изучать. Поэтому в любой момент, когда вы не знаете, чем заняться, или не дается сочинение новой партии, просто откройте уроки на ютьюбе и изучите новый прием, которым никогда до этого не пользовались.

3. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

Ум некоторых людей гораздо более подвижен, чем умы других. Они прыгают от одной задачи к другой, по-настоящему не решая ни одной из них. Им кажется, что они живут подвижной жизнью, однако это очень спорное мнение. Зачастую слишком сильная подвижность не очень-то полезна.

Иногда слишком быстрое движение – это лишь признак тревоги, зачастую подавленной, и совершенно неочевидной. Как только вы придете к выводу, откуда берется эта повышенная подвижность, стоит направить всю энергию на то, чтобы сконцентрироваться. Если вокруг происходит очень много вещей, стоит просто взять и записать их. И не перепрыгивать от одной к другой, пока предыдущая задача не будет решена.

4. ФРУСТРАЦИИ ПО ЛЮБОМУ ПОВОДУ

Нам всем нравится идея о том, чтобы все получалось с первого раза. Но, к сожалению, она очень далека от реальности. Да, мы можем расстраиваться, видя, как наши любимые музыканты играют какие-то партии, не прикладывая, казалось бы, никаких усилий. Но это не должно нас обескураживать. Это должно мотивировать.

Фрустрация по поводу недостатка навыков или отсутствия прогресса только нарушает концентрацию и затрудняет движение вперед. Вы сами прокладываете маршрут для своих разочарований. И это хорошие новости, потому что, по крайней мере, вы понимаете, что способны контролировать происходящее. Терпение – это враг фрустрации, все зависит от вас и вашего куража.

5. ОТСУТСТВИЕ ЭНЕРГИИ

Вы не особо далеко продвинетесь в попытках сконцентрироваться, если у вас попросту нет энергии на ее удержание. Музыканты живут напряженной и загруженной жизнью, поэтому не так-то просто найти где-то дополнительное количество энергии. Но все же есть несколько способов.

Если вы внимательно понаблюдаете за тем, как проходят ваши дни, то обнаружите, что есть определенные моменты, когда вы наиболее собраны. Если вы научитесь пользоваться этими моментами, то сможете использовать энергию во благо своим музыкальным целям.

Если вы понимаете, что ужасно устали и просто не способны сфокусироваться, лучше всего просто ничего не делать, потому как все попытки будут пустой тратой времени. Не нужно «высасывать из пальца» ноты или мелодии, или изображать удовольствие на репетиции. Один-два дня отдыха помогут достигнуть куда лучшего результата.

6. «ОТКЛЮЧЕНИЕ»

Иногда попадание в «поток» может быть перепутано с простой эмоциональной отключкой. Пребывание в потоке – это чистая концентрация, приходящая без особых усилий. И она не может быть достигнута путем простого созерцания пространства, когда вы думаете о чем-то совершенно другом. Точно так же, как репетиции без энергии могут быть контрпродуктивными, так и репетиции в этой самой отключке никуда вас не приведут. Крайне важно по-настоящему слышать себя и других во время игры, отмечая ошибки и думая о том, как улучшить звучание.

7. ОТСУТСТВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Плыть по течению – это может казаться неплохой концепцией для сочинения нового материала, для импровизаций и т.д. Но это может быть очень вредно для процесса работы над песнями, обработки. Для того чтобы сфокусироваться, лучше всего иметь план, касающийся, как репетиций, так и концертов. Этому плану необязательно быть очень жестким, но хоть какое представление о ближайшем будущем быть все-таки должно. В конце концов, во время репетиций и шоу вы будете думать больше о самой музыке и звуке, а не о том, что нужно сделать в следующую секунду.

8. ЖИЗНЬ ВНЕ МУЗЫКИ

Даже у самых увлеченных музыкантов в жизни есть множество вещей, не касающихся музыки. Как бы вы ни старались, избежать этого конфликта невозможно. Иногда, когда только что прошла отличная вечеринка со старыми друзьями или вы посетили какую-то сногсшибательную выставку, очередная рядовая репетиция может не казаться такой уж вдохновляющей частью жизни.

Умение концентрироваться приходит с выработанными привычками. Такие привычки как отключение телефона на некоторое время, избавление от ненужных черновиков, упражнения в месте, в котором нет никаких отвлекающих факторов – все это помогает достигать нужного уровня фокуса. Жизнь будет на том же самом месте, когда вы будете возвращаться в нее после репетиции. Как и ваш инструмент будет там же, где и был, когда вы придете практиковаться. Они всегда будут соседствовать, и не нужно пренебрегать своими обязанностями. Однако музыку и все остальное лучше всего держать в разных «помещениях». И тогда концентрация будет приходить быстрее и легче.

Предыдущая Следующая