VOX – ЭТО ГОЛОС. ГОЛОС ГИТАРЫ

VOX – ЭТО ГОЛОС. ГОЛОС ГИТАРЫ

Что является символом британской рок-музыки? В первую очередь, это те группы, чей звук, имидж, в том числе звуковой, и подача материала являются истинно английским по духу – The BeatlesLed ZeppelinQueen… Но даже вышеназванные коллективы создавали своё звучание при помощи ещё одного символа британского рока, а именно - гитарных усилителей бренда Vox.

Но почему именно Vox стал одним из самых важных технических символов британской рок-музыки? Конечно, усилители Vox – точнее, классические модели Vox AC15 и Vox AC30 – оказались «в нужное время и в нужном месте». К моменту начала первого Британского вторжения (а именно прорыва британских рок-групп на американский рынок в 1964 году после тамошнего успеха The Beatles) эти усилители находились в серийном производстве уже шесть и пять лет соответственно. Естественно, что практически все британские группы начала 60-х использовали именно их – ведь достаточно вспомнить труднодоступность импортного музыкального оборудования в Великобритании вплоть до середины 70-х годов. Но главное -  усилители Vox имели специфическое звучание в высокочастотном диапазоне, повсеместно описываемое как «бренчащее» – именно такой гитарный звук и стал, наряду с вокальными гармониями, фирменным знаком групп первого британского вторжения.

По существу, этот звук стал следствием работы разработчика усилителей Дика Денни (Dick Denney) в роли гитариста с эстрадными биг-бэндами. Ведь в 50-е системы подзвучки электрогитар были еще не столь хороши, чтобы вытащить звучание гитары вверх на фоне духовых инструментов оркестра, отсюда и тяга к резким высоким частотам у гитарного усилителя. И, самое главное, по состоянию всё на тот же 1964 год звучание гитар, подключенных к Vox, не имело ничего общего со звуком, культивировавшимся тогда за океаном. Первые настоящие американские рок-группы, The Beach Boys и инструментальный состав The Ventures, склонялись к сёрфовому гитарному звучанию с упором скорее на среднечастотный диапазон. Так что британское вторжение – это не просто, как говорится, «единственная в мире революция, случившаяся за счёт громких вокальных гармоний». Ну и, конечно же, звук усилителей Vox сыграл в песнях тех же The Beatles не меньшую роль.

Не совсем понятно, кто кого прославил – усилители Vox звучание The Beatles или наоборот: с какой стороны не посмотри – всё верно. Дело в том, что эндорсерский контракт с компанией Jennings Musical Industries (JMI), являющейся разработчиком и производителем усилителей, был подписан менеджментом группы на заре её карьеры. Этот контракт предусматривал исключительное использование группой усилителей Vox в процессе сценической работы. Но это соглашение таило в себе небывалый резерв для развития собственно усилителей – музыканты The Beatles постоянно требовали от компании увеличения мощности усилителей. Ведь по тем временам в отсутствие сценических мониторов и высокомощных систем озвучки (PA) кумирам миллионов нужно было хотя бы слышать собственную игру на сцене. Для JMI это было не впервой – шаг от Vox AC15 к Vox AC30 был сделан в 1959 году по непосредственной просьбе гитариста группы The Shadows Хэнка Мэрвина (Hank Marvin): ему, как и позже The Beatles, нужно было слышать себя через рёв толпы на концертах Клиффа Ричарда (Cliff Richard), которому тогда аккомпанировали The Shadows. Именно по причине запросов The Beatles на свет появился Vox AC30 со встроенным бустером, а затем – не самая удачная, склонная к постоянному перегреву модель транзисторного усилителя T60 (с кабинетом с динамиками диаметром 12" и 15") для бас-гитары и, самое главное, голова Vox AC100 и кабинет того же наименования с конфигурациями динамиков 2×15" и 4×12". Во второй половине 60-х наблюдалась крепкая привязка усилителей Vox к пожеланиям музыкантов The Beatles: именно для величайшей рок-группы всех времен и народов были созданы усилители 4 и 7 серий с гибридными схемами (транзисторы и лампы): гитарные Vox 730 (с кабинетом 2×12") и Vox 7120 и басовый Vox 430, являвшийся модификацией 730-й модели.

Сэр Пол Маккартни (Paul McCartney) хранит верность усилителям Vox до сих пор – основой его сценического усиления являются две головы Vox AC100 плюс две головы Vox AC30 Custom с кабинетами Vox 4×12BN. Подобные комплекты следовали за сэром Полом всю его профессиональную жизнь, в том числе и в группе Wings, и на протяжении сольной карьеры.

Не менее, чем сэр Пол, привязан к усилителям Vox фактический лидер группы Queen, гитарист Брайан Мэй (Brian May). Работа Брайана с Vox началась, с поиска, по выражению музыканта, «глубокого и горлового звучания гитары» и одновременно максимального упрощения сценического сета за счет отказа от максимально возможного количества обработок. В результате гитарист ещё во времена существования группы Smile сменил 60-ваттный транзисторный усилитель Burns и ВЧ-бустер Rangemaster на два комбоусилителя Vox AC30. На этом поиск легендарного звучания группы Queen в целом завершился: у Брайана уже имелась его легендарная самодельная кабельная линия задержки. Работа с двумя усилителями позволила музыканту избежать применения нелюбимых обработок и даже играть сдвоенные партии: на один усилитель подавался чистый сигнал с гитары, на второй – обработанный задержкой. Впоследствии количество AC30 и их модификаций у Брайана на сцене возросло до трёх – для чистого сигнала (центральный усилитель) и двух (боковые) для линий задержки на время 800 и 1 600 мс. Подобная комбинация усилителей Vox в сочетании с личными умениями Брайана и рэковой «квакушкой» Dunlop Cry Baby Custom и обеспечивает ныне симфонический звук гитары Queen. Плюс особая схема установки небольших комбо даже не на самой обширной сцене – для должной изоляции гитарного звука и отстройки от нежелательных искажений в акустическом канале Vox AC30 разворачиваются примерно на 135° лицевой стороной относительно края сцены. Брайан также использует усилители Vox AC30TBX, а его мнение о работе с усилителями Vox можно услышать по данной ссылке.

Но было бы преувеличением сказать, что среди эндорсеров усилителей Vox – только ветераны рок-музыки. Всякий гитарист, кому нужен чистый сценический и студийный звук, ни в коем случае не должен пренебрегать возможностями комбоусилителей этого бренда в смысле сочетания чистых тонов и звуковой мощи при должном микрофонном подзвучивании. Так, по словам гитариста одной из самых модных рок-групп современного мира, The Foo Fighters, Криса Шифлетта (Chris Shiflett), комбоусилитель AC30HW2 ручной сборки (Hand-Wired), оказался его выбором как раз в силу сочетания громкого звучания и возможности передачи даже тончайших нюансов игры. Причем данное сочетание одинаково хорошо зарекомендовало себя при работе музыканта и с The Foo Fighters, и с собственным составом Dead Peasants.

Такого же мнения придерживается и еще один эндорсер Vox, гитарист группы Florence And The Machine Роб Акройд (Rob Ackroyd), использующий комбо Vox AC30 Custom – он считает, что данный усилитель обладает исключительной чистотой звучания как безо всяких гитарных обработок, так и с применением гитарных педалей. По словам Роба, Vox – единственный усилитель, способный передать любой звук, который гитарист задумал и воспроизвёл на инструменте. Плюс играют роль небольшие габариты усилителя и его невеликая масса – Роб полагает, что «AC30 – это усилитель, который всегда может быть вместе со мной».

И если ваша стихия – та музыка, где необходимо сочетание «света и тени», то не задумывайтесь и выбирайте Vox. Раз уж мы говорим про «свет и тень», всегда нужно помнить о том, что Vox AC30 был основным усилителем Джимми Пейджа (Jimmy Page) при записи самого технически совершенного, финального альбома Led Zeppelin «In Through The Out Door» (1979). Какие еще нужны гимны во славу усилителей Vox? Они почти уже все сыграны, но и вы можете прибавить к ним свои.

Предыдущая Следующая