ВСЯ СЦЕНА – В ВАШИХ УШАХ
Можно смело сказать, что внедрение технологии персонального мониторинга (in-ear) – один из самых важных шагов в деле совершенствования сценического звука музыкальных коллективов со времён, наверное, распространения собственно сценического мониторинга на грани 60-х и 70-х годов. Нынче такие системы совсем не редкость даже на клубных сценах, широк и их ассортимент – но, как всегда, перед музыкантами стоит вопрос: какую конкретно in-ear систему выбирать и какими правилами при этом руководствоваться?
Каждому практикующему музыканту известны трудности качественной мониторной озвучки, причём неважно, на концерте или на репетиции. Ограниченное число мониторных каналов на пульте, не самая лучшая мониторная акустика и, что греха таить, не лучшие навыки у ряда FOH- или мониторных (если они вообще есть, вместе с мониторным пультом) инженеров – да вы и сами об этом знаете. Плюс физическое пространство, которое занимают мониторы, а также увеличение числа коммутационных кабелей… Всё это не ново, но самое главное, что обеспечивает персональный мониторинг – это создание качественного мониторного звука, обеспечивающего контроль вашего индивидуального звучания, будь вы певец или инструменталист и сбережение слуха за счёт низкого звукового давления в наушниках. Да, к системам персонального мониторинга должен прилагаться и как минимум хороший инженер-звукооператор, но сегодня мы говорим о технической стороне дела.
Прежде всего, постарайтесь не собирать систему самостоятельно по принципу «передатчик + приемник(и) + наушники» а, как говорится, доверьтесь профессионалам. И не забывайте о том, что система персонального мониторинга в идеалу должна быть пригодной одновременно для репетиций и концертов – хорошим примером такой универсальной системы начального уровня является Shure P3TER112GR M16, имеющий рабочий диапазон частот 686–710 МГц (М16) и радиус действия 90 м. В комплекте системы – рэковый передатчик P3T (одноканальный), поясной приемник P3R и вкладные наушники Shure Sound Isolating SE112-GR, а также блок питания, крепёж для монтажа передатчика в рэк и вся необходимая коммутация, в том числе антенная. В системе применяется технология Audio Reference Companding, позволяющая максимально отстроиться от помех и цифровых артефактов в звуковом канале, а технология MixMode допускает микширование сигнала посредством регулировки уровня сигналов на обоих каналах в монорежиме. При работе в стереорежиме возможна регулировка баланса, а громкость сигнала осуществляется на приёмнике. Длительность работы приёмника от комплекта из 2 батарей типоразмера AA – не менее 6 часов, причем при отключенных наушниках задействуется экономный режим энергопотребления. Аналогичен данной системе комплект Shure P3TER M16, однако в нем отсутствуют наушники. Комплект Shure P3TERA M16, в свою очередь, имеет в своём составе передатчик P3T и приёмник P3RA в металлическом корпусе. А система Shure P3TERA215CL M16 отличается от своей предшественницы исключительно тем, что в ней используются наушники модели Shure Sound Isolating SE215-CL.
Кстати, о наушниках. Мы прекрасно понимаем финансовые ограничения, однако необходимо стремиться к тому, чтобы и наушники были одного бренда как минимум с приёмником – понятно, что в такой ситуации вы обеспечите лучшее качество звучания всей системы. В целом на наушниках не следует экономить – они должны гарантированно обеспечивать реалистичное звучание микса без частотного дисбаланса. Плюс персональный мониторинг должен обеспечиваться в оба уха сразу, либо тогда уж лучше обходиться вовсе без него, поскольку работа с одним наушником потребует увеличения его громкости, либо подключения дополнительной линии для напольных мониторов – что опять приведёт к увеличению громкости на сцене. И еще важный признак серьёзного подхода – обязательный заказ индивидуальных ушных вставок из силикона: они не только обеспечивают понятную свободу передвижения музыканта, но и фактически абсолютный контакт вставки наушника с ушным каналом, что позволяет дополнительно снизить громкость в мониторной линии и улучшить качество сигнала.
Пока мы говорили о системах персонального мониторинга, предназначенных в первую очередь для полупрофессиональных составах, а теперь – несколько моделей, могущих быть рекомендованными и для настоящих профессиональных музыкантов. В первую очередь, это рэковая система Sennheiser EW 300 IEM G3-G-X, в стереофоническом приёмнике которой (модель EK 300 IEM G3) применяется технология Adaptive Diversity, когда соединительный кабель наушников используется как вторая антенна, что предотвращает выпадения сигнала при самых неблагоприятных условиях. Передатчик (модель SR 300 IEM G3) имеет два сквозных выхода, позволяющий направлять входной сигнал на иные звуковые компоненты, и пятиполосный параметрический эквалайзер. Имеется Ethernet-порт, по которому возможно управление персональным мониторингом посредством программы Wireless Systems Manager. Рабочий диапазон радиочастот – 566–608 МГц, в системе используются наушники модели IE 4.
Аналогичное высокое качество звука обеспечивает рэковая модель Shure P9TERA L6E, оснащенная функцией CueMode, которая поддерживает прослушивание миксов для 20 передатчиков. Возможно объединение каналов в группы, а работа допускается в режимах Stereo или Mono-MX, то есть двухканального стереофонического микса либо суммарного микса на оба канала. У передатчика P9T имеются разъёмы Neutrik XLR / TRS 1/4" для коммутации с микшером или внешним усилителем, а также выходы с обратной связью Loop Out для подключения аналогичных дополнительных систем либо иных аудиоустройств. Диапазон радиочастот системы – 656–692 МГц (L6E), а наличие прецизионного входного РЧ-фильтра гарантирует чистый и уверенный радиосигнал. Радиус действия системы – до 90 м. В комплект системы входит приёмник P9RA, совместимый со всеми моделями наушников Shure SE. Время непрерывной работы приёмника – до 10 часов. Также в комплекте идёт набор крепежа, необходимого для установки передатчика в рэк. В свою очередь система Shure P10TER L9E предназначена для работы сразу по двум радиоканалам при диапазоне радиочастот 670–742 МГц (L9E). В её комплект входят два передатчика P10R и рэковый приёмник P10T. Данная система допускает полную интеграцию с ПО Shure Wireless Workbench 6 / WWB.
Коль скоро технические характеристики и возможности вышеперечисленных систем весьма высоки, невозможно не упомянуть некоторые хитрости для работы с персональным мониторингом. Прежде всего, необходимо помнить о том, что в данной ситуации безусловно предпочтительным является стереофонический мониторный микс. Но не какой попало, а именно реалистичный, с панорамой, соответствующий расположению музыкантов на сцене, что выстраивает правильную звуковую сцену. Такое панорамирование даёт возможность разделения тембрально схожих инструментов, к тому же эффект реверберации значительно лучше звучит в стереорежиме. А вокалисты просто точнее интонируют, если их голос расположен «на 12.00», то есть в середину звуковой панорамы. Также нельзя забывать об эмбиентных микрофонах – большинство музыкантов физически не могут работать в «звуковой пустоте», не слыша естественной реверберации зала и реакции слушателей. Плюс не стоит забывать об отдельном сценическом микрофоне для сценической коммуникации. Такой микрофон назначается только на мониторы и абсолютно облегчает общение музыкантов при индивидуальной акустической изоляции. Конечно, в идеальных условиях у каждого музыканта должен быть отдельный микрофон для подобной цели, но будет же реалистами. Тем более, что реализм – это именно то, для чего созданы системы персонального мониторинга.
Всеволод Баронин