Когда меня просят высказать мнение относительно лучшего гитарного усилителя для дома, то, как правило, я погружаюсь в задумчивость. По мне, совершенно невозможно выбрать для дома не то, что один лучший усилитель, но даже один лучший тип усилителя. Это все равно, что определиться с лучшей гитарой для для дома. Люди играют абсолютно на всем, и у каждого есть свои причины для выбора тех или иных моделей. Таким образом универсальных рецептов не существует, и вам в любом случае придется думать, прикидывая те или иные параметры на предмет соответствия вашим вкусам и целям.
Начнем с того, что дома, в которых живут гитаристы, бывают очень разными. Конечно, если вы живете в одном из тех милых частных котеджей, что десятками тысяч раскиданы по сельским районам Подмосковья, то стек EVH 5150 абсолютно точно не будет лишним в хозяйстве. Возможно, даже несколько таких стеков еще лучше скрасят ваши серые вечера в условиях тоскливой российской зимы.
Совсем иной усилитель вам понадобится в тесных коробченках студенческого общежития, где вас могут поселить в одну комнату с тремя другими бедолагами. Возможно вам усилитель вообще не понадобится, и гитару вы будете слышать исключительно в наушниках через какой-нибудь карманный Vox amPlug.
Надо сказать, что в большинстве случаев, если вы не живете совсем один (без родственников и соседей), то скорее всего для вас будет очень важным такой параметр как громкость. Окружающие почему-то не любят слушать вашу гитарную игру и как правило желают вам таких усилителей, которые кроме вас никто другой не слышит. В общем, на
Fender Hot Rod Deville засматриваться скорее всего не стоит. Другое дело
Vox AC4, который без проблем впишется в любое жилище.
Важнейшим из вопросов покупки домашнего усилителя является то, насколько домашним вы предполагаете его сделать? Тот же
Peavey Classic 50 прекрасно стоит и звучит в квартире (причем может и вполне негромко). Но вот, таскаться с ним на выступления - не самое приятное дело даже при наличии автомобиля. Тяжеловат он, знаете ли, для рук большинства обычных гитаристов. В отличие от, например,
Marshall MG2FX, который вы без проблем сможете запихнуть в рюкзак ради долгого увлекательного путешествия общественным транспортом.
Но даже если вы не планируете поездки с усилителем, скорее всего размеры его будут для вас весьма важным фактором. У кого-то в доме может оказаться совсем немного свободного места, и даже небольшой
Mesa Boogie Recto-Verb 25 с трудом найдет себе пространство для парковки. А в некоторых домах можно обнаружить такие просторы, где и пара
Fender ’68 Custom Twin Reverb затеряются среди ансамбля из диванов и кресел.
Если мы говорим о доме, то скорее всего для вас важен внешний вид практически всего находящегося в жилище. В том числе усилителя. Разумеется, все они совершенно по разному вписываются в интерьеры. И если, допустим вам не подходит яркий позитивный облик
Orange TH30C, то возможно более сдержанный и спокойный имидж Line6 DT25 112 будет более гармоничным вариантом.
Но мебель - это не единственное, чему должен соответствовать усилитель. Многие люди уверены в важности того, как он будет сочетаться с гитарой. Согласитесь, что было бы несколько странным играть на Gibson Custom Shop через, например,
Yamaha THR10, который стоит примерно как пара датчиков для этого Gibson. Также весьма необычно смотрелось, если бы вы использовали Squier с Mesa Boogie Mark V. Все таки, гитара и усилитель обычно стараются подобрать одного класса. То есть такие понятия о схеме усилителя как “лампа”, “транзистор”, “цифра”, “гибрид” - вам нужно будет в них разобраться, и понять почему они рассчитаны на самые разные типы гитар.
Большой вопрос, какие вещи, помимо гитары вы собираетесь использовать с усилителем. Для кого-то вполне можно хватить прозрачного чистого звука
Fender Blues Junior, а другому нужен будет хайгейн и два набора примочек (один “до усилителя”, второй “в разрыв”), для которых намного лучше подойдет
Marshall DSL40C. Соответственно, в процесс выбора вмешивается аспект оборудования усилителя разными каналами и гнездами.
Ну и, пожалуй, один из наиболее важных вопросов - это, собственно говоря, саунд самого усилителя и набор его звуковых возможностей (эффектов, регуляторов). Если вы играете серфовую музыку, то не сможете не насладиться Vox AC15, в то время как любителям металла по достоинству оценят Marshall JVM205. Все усилители очень разные.
Конечно, как ни крути, все мы существуем в рамках каких-либо бюджетов. Совсем небольшая часть людей может себе позволить не обращать внимание на ценники в магазинах. Соответственно, можно долго восхищаться прекрасным во всех отношениях
Mesa Boogie Transatlantic TA30, но при этом весьма интересный
Ibanez TSA30 Tubescreamer будет намного более доступным и близким для большинства гитаристов.
Моя лично самая свежая “усилительная покупка” в дом - это
Marshall DSL15H, взятый год назад. Требования были просты: недорогой, небольшой, темного цвета, тихий, ламповый, с хайгейном. Ревер или гнезда send/return для внешних мне не нужны были, более того их наличие наверняка бы повлияло на размеры и цену усилка. Я пилю на этом аппарате без примочек исключительно с дисторшен, даже не переключаюсь никогда на канал чистого звука, лишь изредка “прибирая” громкость на гитаре чтобы довести содержание гейна до минимума.
P.S. Все до одного усилители, упомянутые в этом тексте, взяты не с потолка. Они либо в разное время жили у меня дома, либо встречались мне в гостях у знакомых любителей гитары.
Автор статьи: Сергей Тынку