В исключительном многообразии современных клавишных инструментов самых разных назначений и, соответственно, ценовых категорий, синтезаторы для домашнего или, как принято выражаться сейчас, «полевого» музицирования занимают не такое уж незначительное место. Понятно, что серьезные профессионалы относятся к подобным инструментам снисходительно… Мы же говорим о том, как и для чего выбирать подобный клавишный инструмент исполнителю, не ставящему себе задачу покорения самых-самых вершин музыкального искусства — а просто играющему на нем на радость себе и ближним.
Для начала определимся с терминологией: строго говоря, определение «синтезатор» (synthesizer) в настоящий момент времени, будто бы 35–40 лет тому назад, вновь относят исключительно к серьезным инструментам высочайшего профессионального уровня, возможно даже и модульной конструкции (modular synthesizer). Все, что уровнем чуть ниже — это рабочая станция (workstation), еще ниже — просто «клавиатура» (keyboard), а домашний синтезатор в современном мире именуется «портативная клавиатура» (portable keyboard). Знать об этих понятиях необходимо прежде всего для того, чтобы не ошибиться, перепроверяя характеристики избранного инструмента по англоязычным источникам. Тем не менее, мы не будем уходить от отечественного определения «домашний синтезатор», благо оно является давно устоявшимся. Важное замечание: предполагается, что инструмент приобретается для максимально серьезных занятий музыкой в домашних условиях, а также и развлечений не менее серьезного уровня, возможно, даже для выхода на самую маленькую клубную сцену. Таким образом, мы исключаем из сегодняшнего обзора те домашние синтезаторы, что включаются в категорию детских синтезаторов или музыкальных инструментов для детей.
Британский эксперт по клавишным инструментам Эндрю Риджуик (Andrew Ridgwick) указывает, что при всём многообразии предложений от брендов электронных клавишных инструментов домашний синтезатор должен отвечать следующим четырем базовым требованиям: наличие пятиоктавной клавиатуры (61 клавиша), наличие полноразмерных (как у фортепиано) клавиш, динамическая клавиатура и подходящий для конкретного пользователя набор звуков и ритмов. Последний пункт является несколько расплывчатым, однако даже из повседневного жизненного опыта, что домашний синтезатор, не имеющий функции автоаккомпанемента, вряд ли приживется именно дома, а не в студии. Рассуждая логически, потребитель склонен требовать за свои деньги все понятные функции синтезатора, и вряд ли кого-то обидит, если более искушенные в исполнительском отношении люди будут называть ваш синтезатор «самоиграйкой». Повторимся — вы приобретаете его не для чересчур вдумчивой и серьезной, возможно — студийной, работы, а именно для домашнего музицирования. Причем неоднократно оговаривалось, что подобный набор функций, возможно, немного излишен для домашнего синтезатора — но не лучше ли вложиться сразу в инструмент достаточно серьезного уровня, нежели переходить на него с клавишных, совершенно прямолинейно рассчитанных на новичка?
Но при этом не нужно бояться, что вы приобретете какую-то «несовременную» модель синтезатора. Обновление модельного ряда происходит у ведущих клавишных брендов примерно раз в два года, однако наборы базовых характеристик у домашних синтезаторов, как относительно простых инструментов можно считать стабилизировавшимися и не предусматривающими никаких выдающихся технологических прорывов. Посему не бойтесь, что кто-то начнет называть выбранный вами синтезатор «старьем» — часто бывает и так, что под видом новых моделей вам предлагается просто набор изменений внешнего дизайна инструмента. Необходимо помнить, что все современные электронные клавишные инструменты просты в эксплуатации и, как говорится, дружелюбны к пользователю, а потому прослужат вам не год и не два. Вполне возможно, что вы будете приобретать синтезатор для обучения игре — в этом случае надо обращать внимание не на богатство предоставляемых тембров и эффектов, а на общее звучание инструмента и реалистичность физических свойств непосредственно клавиатуры — именно то, что и понимается под определением «динамическая клавиатура». Кроме того, в наше высокотехнологичное время необходимо определиться, будете ли вы сопрягать синтезатор с компьютерами и внешними устройствами для обмена информацией (загрузка-выгрузка готовых музыкальных треков или ритмических паттернов и т.д.) — большинство современных инструментов имеют для этой цели USB-порт. Аналогично надо принять решение об использовании внешнего усиления или активной акустики, хотя представить себе синтезатор без линейного выхода уже не представляется возможным.
Выбирая домашний синтезатор, нельзя забывать об аксессуарах. Если в комплект синтезатора не входит блок питания, обязательно озаботьтесь его приобретением. Да, ряд синтезаторов рассчитан и на питание от батарей стандартных типоразмеров, однако для таких энергоемких инструментов использование батарей неразумно — разве только на природе. Необходимо приобрести и стойку для синтезатора — она может быть любой конструкции и цвета, однако рекомендуется приобретать стойку того же бренда, что и музыкальный инструмент. Несмотря на все понятные рекомендации музыкантов, единого стандарта на расположение крепежных элементов в связке клавишный инструмент-стойка до сих пор не создано, подобные установочные размеры свои у каждого бренда. Нельзя забывать и о наушниках (головных телефонах), хотя домашние синтезаторы комплектуются встроенными динамиками небольшой мощности (обычно от 2 до 6 Вт на канал, некоторые модели имеют фазоинвертор) — но как быть с музицированием в поздние часы? Но все подобные инструменты оснащены разъемом 1/4” для их подключения напрямую или через стандартный адаптер для наушников 1/8” / 1/4”. Лучше приобретать наушники закрытой конструкции — и звучание лучше, и звукоизоляция гораздо надежнее. Лучшие модели домашних синтезаторов допускают подключение внешних педалей (переключателей либо педалей сустэйна), так что вполне возможно, вам нужно будет приобрести и педали. Хотя, вероятно, это произойдет не сразу, но в процессе освоения всех возможностей, заложенных в инструмент. Из представленных на рынке моделей начального и начального-среднего уровня в качестве домашнего синтезатора безоговорочно рекомендуются модели линеек Casio CTK, Supra SKB и Yamaha PSR.
Самыми оптимальными по соотношению «цена — набор функций» являются домашние синтезаторы моделей
Supra SKB-610U и
Supra SKB-617. Оба инструмента имеют пятиоктавную клавиатуру (61 клавиша) и в них реализована 16-нотная полифония. Количество тембров и ритмов — по 100 у SKB-610U и 128 у SKB-617. Банк демонстрационных треков — 10 и 15 треков соответственно. В обоих моделях реализованы все важнейшие функции современных клавишных инструментов, а именно запись и воспроизведение треков, программирование ритма, управление темпом и громкостью и регулировка таких эффектов, как касание, сустейн, вибрато, транспонирование и двойные тембры; также имеется и функция разделения клавиатуры. Виртуальные ударные инструменты управляются в SKB-610U кнопками, а в SKB-617 — перкуссионной панелью. Обе модели имеют стереофонический аудиовыход и выход для наушников, визуальный интерфейс у обоих синтезаторов — жидкокристаллический дисплей. У модели SKB-617 также имеется выход для сопряжения инструмента по профессиональному протоколу MIDI (Musical Instrument Digital Interface).
Линейка пятиоктавных синтезаторов с автоаккомпанементом Casio CTK охватывает весь пользовательский диапазон — от модели начального уровня
CTK-1300 до серьезного полупрофессионального инструмента
CTK-7200. Важной особенностью младших моделей этой линейки (от CTK-1300 до
CTK-4400) является наличие встроенной обучающей системы, что никогда еще не мешало музыканту-любителю. Полифония — от 12 нот на младших моделях до 64 на старших, количество тембров — от 100 до 820 и ритмов от 100 до 260 соответственно. В старших моделях имеются редакторы тембров с возможностью сохранения 100 пользовательских тембров и ритмов (10 пользовательских ритмов), а также 16-дорожечный секвенсор, 32-канальный микшер, а в модели CTK-7200 и эмулятор органа (Drawbar Organ) с 50 тембрами.
И, наконец, нестареющая классика — линейка синтезаторов Yamaha PSR. Все пятиоктавные модели здесь имеют функцию автоаккомпанемента, а большинство из них — встроенную обучающую программу Y.E.S. / Yamaha Education Suite. Старшая модель линейки,
PSR-E443 предлагает в общей сложности 763 инструментальных тембра, а также функцию Pattern, превращающую синтезатор в виртуальный аналог DJ-консоли с возможностью моментального изменения динамических параметров проигрываемого трека. Возможно подключение внешнего плеера или i-устройства по аудиовходу, а также сопряжение с i-устройствами посредством USB-порта для управления MIDI-данными с помощью приложений Yamaha — Scale Tuner, Metronome и Visual Performer. Богатые, фактически профессиональные возможности старших моделей линейки PSR лишний раз доказывают, что в наше время даже домашний синтезатор является серьезным инструментом и отношение к его выбору должно быть таким же серьезным.
Всеволод Баронин