ЯРОСТНЫЕ ГИТАРЫ МАЭСТРО МАСТЕЙНА
Один из главных штампов рок-н-ролла: настоящий рок-герой – это поющий гитарист, принимающий героические позы у микрофона, а длинные волосы при этом по искусственному ветру развеваются! Можете удивляться, но лидер всеми нами любимой группы №2 или №3 из «большой четвёрки трэш-метала», Megadeth, Дэйв Мастэйн (Dave Mustaine) до сих пор хранит и лелеет этот имидж. Однако даже подобный имидж непредставим без качественного шестиструнного инструмента в руках, а уж про инновативное звучание группы что и говорить. К тому же гитара для Дэйва – это всегда больше, чем просто музыкальный инструмент, это оружие в борьбе как минимум за важные новации в нелёгкой музыке.
Это может показаться невероятным, но именно правильный выбор инструментария группы Megadeth – и, следовательно, её звучания – помог Дэйву и его коллегам решить вопрос превращения трэш-метала из музыки сердитых малообеспеченных подростков в мэйнстрим. Понимание того, что трэш-метал обязан взрослеть вместе со своим слушателем (и обращаться в материал, часто называемый экспертами «трэш-н-роллом»), а не оставаться экзотикой в рамках дозволенного для запугивания мало в чём разбирающегося широкого слушателя, основан именно на постепенной модификации звучания Megadeth с 1990 года и по наши дни.
И эта модификация началась с самых первых дней профессиональной деятельности Дэйва – многие наверняка слышали байку о том, как при начале работы с Metallica в 1981 году юный музыкант прежде всего сообщил своим коллегам, что «у меня имеется два десятка гитар!» Возможно, что никак не 20, но парой очень хороших инструментов Дэйв уже владел – прежде всего, это до сих пор не атрибутированная копия Gibson Les Paul. Это была, по-видимому, вообще его первая электрогитара, на которой он играл ещё в своей группе Panic до прихода в Metallica. Следующий инструмент куда больше известен поклонникам музыканта по немалочисленным фотографиям первых составов Metallica и Megadeth (которая, чего доброго, тогда называлась ещё Fallen Angels) – это популярная в Америке тех лет благодаря использованию её Джо Перри (Joe Perry) из Aerosmith гитара B.C. Rich Bich Perfect 10 в натуральной расцветке. Не самый обычный инструмент со сквозным грифом был разработан как десятиструнная гитара – колки четырёх дополнительных струн располагались в V-собразном вырезе в нижней части корпуса гитары. Однако, судя по имеющейся информацией, Дэйв использовал свой Rich Bich исключительно как нормальный шестиструнный инструмент – он просто не устанавливал четыре дополнительных струны. Эту гитару с двумя звукоснимателями-хамбакерами Seymour Duncan приобрёл еще в 1980 году. Примерно в 1984 году она оказалась перекрашена в чёрный цвет, а звукосниматели были заменены на Bill Lawrence L500, и Дэйв играл на ней до зимы 1986–1987 годов, пока полностью не перешёл на использование инструментов бренда Jackson – то есть можно утверждать, что эту гитару можно слышать на первых двух альбомах Megadeth. Гитара была продана коллегой Дэйва Крисом Поландом (Chris Poland) неизвестно кому, в результате чего Крис поплатился своим местом в группе, а где находится сейчас этот инструмент – неизвестно. Также Дэйв играл на новой гитаре Ibanez Destroyer II D400 1981 года в окраске «вишнёвый санбёрст» выпуска с корпусом из махогани и верхней декой и грифом из клёна – но крайне недолго. На этом инструменте были установлены звукосниматели Ibanez Super 58 и Ibanez v2.
Затем последовал длительный период (фактически – 1986–2003), когда Дэйв использовал, во всяком случае публично, исключительно электрогитары бренда Jackson, являясь его эндорсером. Началось всё с белой гитары Jackson King V, на которой музыкант играл с 1986 по 1989 год. На этой гитаре была сошлифована обратная сторона грифа и установлено тремоло Kahler 2300, плюс это был первый инструмент Дэйва с тремя звукоснимателями – одним хамбакером и двумя синглами. Гитару можно увидеть в видеоклипе к кавер-версии Элиса Купера (Alice Cooper) “No More Mr. Nice Guy” (1989). Уже в 1986 году Jackson выпускает первую кастомную гитару для Дэйва, подобную King V, но с корпусом чёрного цвета, без тремоло и с двумя звукоснимателями-хамбакерами – бриджевым Seymour Duncan JB и нековым Bill Lawrence 500L. На гитаре также был установлен среднечастотный активный бустер JE-1200. Этот инструмент использовался музыкантом минимум до 1992 года и стал основой весьма успешной именной серии Jackson Dave Mustaine Signature Series King V, пошедшей в серийное производство в 1988 году. Гитар этой серии у Дэйва было, похоже, несколько десятков – однако он постоянно дорабатывал многие из них, экспериментируя с шлифовкой грифа и заменой как минимум одного звукоснимателя. В период сотрудничества с Jackson для Дэйва было изготовлено несколько двухгрифовых King V, которые в основном использовались для сценического исполнения пьес “Mary Jane” и “In My Darkest Hour” с альбома Megadeth “So Far, So Good… So What!” (1988). Очередной же именной гитарой Дэйва стала Jackson KV1, выпускавшаяся с 1996 по 2001 год конкретно для нашего героя со звукоснимателями Seymour Duncan TB-4 и SH-4.
В 2003 году Дэйв подписывает новое эндорсерское соглашение с компанией ESP Guitars, и его основным инструментом становится ESP DV8, созданный по спецификации Jackson KV1 с теми же звукоснимателями и 24-ладовым грифом с длиной мензуры 25½" (648 мм). Совершенно аналогичную спецификацию и геометрию грифа имела модель ESP Axxion, выпущенная в 2004 году к 20-летию группы Megadeth с корпусом, созданным по эскизам самого музыканта.
Наконец, в декабре 2006 года Дэйв стал эндорсером компании Dean Guitars, и теперь основой его личного гитарного арсенала являются именные гитары линейки Dave Mustaine Signature VMNT Series, известные также под названием Dean V Dave Mustaine. Эти инструменты выполнены в форм-факторе «стрела» с корпусом и вклеенным грифом из красного дерева и накладкой грифа из чёрного дерева. 24-ладовый гриф имеет длину мензуры 25½" (648 мм) и радиус скругления 16" (406 мм). На модели Dean VMNT F с корпусом чёрной окраски установлено тремоло Floyd Rose 1000 и активные звукосниматели-хамбакеры Seymour Duncan Dave Mustaine Live Wire; такими же звукоснимателями комплектуется модель VMNT Fear. В свою очередь, на гитарах VMNT Terminate и VMNT Max Wheel устанавливаются звукосниматели Seymour Duncan ‘59 и Seymour Duncan Mustaine Thrash. Все модели серии VMNT комплектуются транспортировочным кофром.
Как мы уже знаем, в своё время Дэйв отдавал, пусть и очень недолго, предпочтение гитаре Ibanez Destroyer, и теперь запоминающаяся форма корпуса этого инструмента нашла своё воплощение в ещё одной именной серии – Dean Guitars Dave Mustaine Signature Zero XO с аналогичным серии VMNT грифами. К сожалению, эти гитары состаренной белой окраски с более резкими обводами корпуса, чем у классического Destroyer, были выпущены ничтожно малой серией – всего 50 экземпляров. Дэйв пользуется струнами Cleartone (комплекты .011–.054 и .010–.052) и медиаторами этого же бренда (0.73 мм).
А вот электроакустические гитары Dean Guitars Dave Mustaine Signature Mako точно не станут редкими – они выпускаются крупносерийно. Корпус этого инструмента выполнен из махогани, а верхняя дека – из массива ели (модель Mako Glory) или огненного клёна (модель Mako TBK). Гриф со специально разработанным Дэйвом профилем “D” с радиусом скругления 12" (305 мм) также изготовлен из махогани, а его накладка – из чёрного дерева. На грифе длиной 25¼" имеется 24 лада. «Бортовая электроника» – пьезоэлектрический звукосниматель и предусилитель с фиксированным эквалайзером Fishman Isys+ (ISY-301 / A3TY) и встроенным тюнером. Особенностью этой модели является возможность её коммутации как стандартным небалансным кабелем TRS ¼" (джек), так и балансным XLR. На этих гитарах устанавливаются струны D'Addario EXP16 комплекта .012–.053.
Гитарное усиление Дэйва на сегодняшний день – это предусилитель Fractal Audio Axe FX II, четырёхканальный усилитель Marshall JVM410H (100 Вт) и сдвоенный моноблок Marshall (100 + 100 Вт) с оконечным каскадом на лампах Marshall EL34. Кабинеты – именная модель Marshall 1960DM Dave Mustaine с динамиками Celestion G12 Vintage 30. Озвучивание кабинета производится в студии микрофонами Shure KSM 32/CG и KSM 32/SL, а на сцене – классическим Shure SM 57; вокальные микрофоны у музыканта – такая же классика в облике Shure SM 58. Гитарные обработки – рэковые, кроме именно педали-прцессора Zoom G2.1DM с памятью на 100 предустановленных и 100 пользовательских обработок. На сцене также используется, но в роли предусилителя, рэковый процессор DigiTech GSP1101, плюс оборудование бренда Rocktron – шумоподавитель HUSH и переключатель MIDI Raider. Общее управление – напольный MIDI-контроллер Rocktron All Access. Даже этот финальный список гитарных обработок Дэйва показывает, насколько тонко лидер Megadeth подходит к формированию гитарного звучания и позволяет ему эволюционировать вместе со своим коллективом. Подобной эволюции при наличии в руках серьёзной гитары можно пожелать каждому рок-музыканту.
Всеволод БАРОНИН