Юбилей Gibson Nighthawk
В этом году исполняется 20 лет со дня появления на свет первой гитары Gibson Nighthawk. Легендарный производитель рок-инструментов решил хоть и скромно, но отметить этот юбилей, приготовив специальную модель. Это 20th Anniversary Nighthawk Standard, который в точности повторяет спецификации оригинальных инструментов 1993 года.
Вообще изначально выпускалось намного больше моделей. Было три ценовых категории (special, standard, custom), в каждой из которых по паре вариантов: c двумя датчиками и с тремя. Плюс была еще и гитара с Floyd Rose. Однако в наше время Gibson не рассчитывает на успех семи моделей и решает ограничиться одной.
Когда-нибудь в будущем, когда гитаризм охватит все человечество поголовно, а конкретные модели гитар будут разбирать на специальных учебных курсах по гитарному маркетингу, то, я уверен, Nighthawk был бы классическим примером, на котором бы люди разбирали те или иные действия компаний на гитарном рынке.
Изначально в создании линейки Nighthawk было две цели.
Первая - это великая мечта сотен гитарных производителей по всему миру - родить инструмент, воплощающий в себе лучшее от Gibson и Fender. Кто только этой утопией не грезил! Максимум, что получилось на этом поприще у наиболее талантливых - это родить PRS Santana и Jackson Soloist. То есть самостоятельные инструменты со своими лицом. То же самое можно сказать про Nighthawk. Это хорошая гитара, но по большому счету она не заменит вам ни Fender и ни классический Gibson - это просто еще одна краска в коллекции.
Вторая цель была попроще - сделать более современную и соответствующую духу времени версию Les Paul. И тут, с одной стороны, можно сказать, оно получилось - сделать модерновую версию, но с другой стороны, что толку то, если оказалось, что такая гитара не нужна народу? Людей вполне устраивал обычный Les Paul образца 50-ых, который и до сих пор едва ли не самый популярный инструмент в роке.
Фендеровская мензура, фендеровского стиля бридж "струны сквозь корпус", звукосниматели, которые не налезут ни на один Les Paul, тонкий уменьшенный корпус - вот вещи, за счет которых Gibson превратили Les Paul в Nighthawk. В результате инструмент звучал хорошо и был удобен, но при этом он не выглядел так же хорошо (а может и просто привычно), как старый добрый Les Paul. В результате - низкие продажи и снятие с производства.
Потом уже в новом веке были регулярные попытки вернуть Nighthawk в строй. Типа, может быть, просто времена изменились и новые молодые исполнители с иными представлениями о моде. Но, увы, опять "двойка"... Этой модели всегда не хватало эндорзмента. На нее пожалели денег. Казалось, ввалите финансов, дайте ее в руки Joe Bonamassa, Angus Young или еще какой худой звезде блюз-рока, и дело будет сделано. Однако Gibson шел другим путем. Они просто пытались сделать модель "обратно леспольной". В результате появлялись гитары с классическими хамбами, выпускались инструменты с традиционными "тюноматиками". Популярными они, к сожалению, так и не стали. И не станут.
Мы живем в такое время, когда в некоторых отраслях индустрии, и в гитарной как нигде более, рынок не нуждается в новых продуктах. Людям вполне хватает того, что уже было сделано и придумано. Поэтому для того, чтобы вывести новый товар на рынок, и не просто вывести, но и закрепить его там, нужна реклама и больше никак.
Почему в свое время стали популярными те гитары, что до сих пор любимы в народе? Очень легкий ответ. Fender стали первыми электрогитарами, на них все играли, других не было. А потом, когда изобрели дисторшен, то все стали играть на первых гитарах с хамбакерами - так народ подсел на Gibson - ничего другого с хамбакерами просто не было в те годы.
А потом все, что мы видели в руках звезд на концертах, фото и видео, - это и было самой действенной рекламой. В музыке и гитаре очень просто все. Лучшие инструменты всегда в руках звезд. Мы начинаем играть, наслушавшись чужой музыки. И гитары мы покупаем точно такие же. И поэтому Washburn N-series и EVH Wolfgang всегда будут покупать намного меньше, нежели Gibson Explorer или Fender Telecaster. Потому что при всей крутизне Nuno или Van Halen, на их моделях играет всего одна звезда.
Посмотрите в концов концов на шредерские модели Ibanez - это самое крутое пришествие гитар, что было со времен Fender/Gibson. Японцы поступили очень просто - придумав вместе с Vai этот модельный ряд, они двадцать лет назад подписали на эндорзмент кучу народу - Paul Gilbert, Steve Vai, Joe Satriani, Frank Gambale, Jennifer Batten, Vinnie Moore, Alex Skolnick, Reb Beach, John Petrucci, Andy Timmons и прочих мастеров. С каждым из этих людей была проведена менеджерская работа, результатом которой был "Ibanez в руках хорошего человека". То есть взлет произошел совсем не просто так. Ибо сделать приличную гитару в наше время давно не сверхзадача. А вот заставить ее покупать - намного более сложное дело. У Gibson это не получилось с моделью Nighthawk. И оно крайне расстраивает. Ибо, будем честны, помимо хороших гитар, в мире навалом и, откровенно говоря, инструментов, без которых человечество могло бы прожить (не будем показывать пальцем). Но вот Nighthawk - это реально очень продуманный и хорошо спроектированный агрегат для рока. Можно сказать, что это один из шедеров гитарной индустрии. Но, увы, Gibson не хотят тратить денег на то, чтобы сделать эту гитару классикой. Трагедия в стиле блюз. Ну или история для Золушки, чей час еще придет когда-нибудь в будущем, когда в менеджменте Gibson что-то поменяется. Или когда кто-нибудь прочитавший этот текст купит себе Nighthawk и станет с ним звездой. И я тогда буду считать, что сделал полезное дело и прожил не зря. Помогите Nighthawk - он хороший.
Автор текста: Сергей Тынку