ЗАБЫЛИ, КАК ПРОВОДИТЬ САУНДЧЕК? НАПОМИНАЕМ!

ЗАБЫЛИ, КАК ПРОВОДИТЬ САУНДЧЕК? НАПОМИНАЕМ!

Если когда-то саундчек был привычным делом, то за долгое время отсутствия концертов это снова превращается в волнительный ритуал перед началом концерта. Помните ли вы, как нужно готовиться, какие песни играть, как вести себя со звукорежиссером и персоналом площадки? Если совсем забыли, вот несколько самых важных советов:

1. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДОМА

«А голову ты дома не забыл?» - стандартный, никогда не выходящий из моды клич школьного учителя вполне применим в ситуации, участниками которой порой становятся музыканты и звукорежиссеры. Барабанщик забыл барабанные палочки – а почему бы и нет? Прежде чем явиться на площадку, убедитесь, что упаковали все необходимое, что все кабели, которые вы взяли с собой, исправно работают, что вам не придется просить тюнеры или струны у звукорежиссера (который, к слову, совершенно ничем вам не обязан) или других музыкантов. Наверняка, у вас дома валяется множество вышедших из строя шнуров, и очень важно не смешивать их с теми, которые должны быть в вашем рюкзаке в день концерта.

2. ВЕДИТЕ СЕБЯ ВЕЖЛИВО СО ЗВУКОРЕЖИССЕРОМ

Вроде это должно быть в порядке вещей, но иногда после долгой дороги на площадку, проблем с организацией бэклайна, порванной струны музыканты вымещают свое негодование на человеке за пультом. Важно относиться к нему, как к участнику коллектива – он ваш союзник на сегодняшний вечер, и он может улучшить или погубить ваш звук с помощью лишь пары кнопок. Поставьте себя на его место, и представьте себе группу хамов, которые отвратительно себя ведут с вами – насколько велик будет ваш соблазн отомстить им во время концерта? Разумеется, в интересах всех то, чтобы вечер прошел хорошо, но уважительное отношение к звукорежиссеру может мотивировать его сделать больше, чем от него ожидают.

Не забывайте, что от желания сотрудничать с персоналом площадки и вашего хорошего поведения напрямую зависят ваши дальнейшие отношения с этими людьми – кто захочет снова звать играть людей, с которыми неприятно иметь дело?

3. ГОТОВЬТЕ ЗАРАНЕЕ ПЕСНИ

Разумеется, у вас есть сет-лист для концерта. Но также вы должны знать, какие песни вы будете играть на саундчеке. Обычно звукорежиссер начинает с того, что просит что-то сыграть каждого по отдельности, а затем начать играть вместе. Выбирайте самые динамичные и сложные песни для этого момента – где есть максимальное количество эффектов и перепадов (например, несколько педалей, задействованных одновременно, а также изменение в плотности песни – например, когда все инструменты резко замолкают, а вокалист продолжает петь).

Когда вы играете 2-3 песни во время саундчека, обязательно играйте их настолько же интенсивно и эмоционально, как если бы это уже был концерт – так, чтобы сила удара в бочку или струнам не стала сюрпризом для звукорежиссера позднее.

4. НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ЧЕТКО ГОВОРИТЬ О ТОМ, ЧТО ВАМ НУЖНО

И лучше будет, если изначально вы последуете совету №2. Каким бы опытным ни был звукорежиссер, если он слышит вас впервые, ему понадобится ваша помощь – именно вы знаете, как вы должны звучать – помогите ему, чтобы он мог помочь вам. Если вы должны что-то перенастраивать посреди выступления, меняться инструментами и т.д., сообщите об этом заранее и не ждите молниеносной реакции на то, о чем вы не предупредили.

5. ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЙТЕ СОВЕТЫ ЗВУКОРЕЖИССЕРА

Он знает оборудование и площадку, и у них всегда есть свои особенности – оборудование звукорежиссер сможет максимально подстроить под вас, но и вам придется тоже подстраиваться. Никто не говорит, что вам нужно менять последовательность песен в сете, но если вам говорят петь ближе к микрофону, старайтесь следовать советам.

6. ДОБИВАЙТЕСЬ ХОРОШЕГО ЗВУЧАНИЯ В МОНИТОРАХ

На какой другой инструмент вы больше всего ориентируетесь во время концертов? Для басиста это могут быть барабаны, для барабанщика – вокал, и т.д. Просите выводить в ваш монитор больше звука того инструмента, который вам помогает. Внимательно следите за миксом и не стесняйтесь просить что-то добавить или убрать. Полагаться на звук помещения довольно сложно, когда оно наполнится людьми, и реверберации станет меньше.

Разумеется, не забывайте о том, что важнее всего в миксе вам слышать вас самих. Даже если мышечная память вас не подводит и вы легко можете играть «вслепую», если во время концерта вы будете отчетливо слышать только всех остальных, вы рискуете в какой-то момент потерять равновесие.

7. ВСЕГДА НОСИТЕ БЕРУШИ

Защита слуха должна быть одним из главных приоритетов музыканта. Некоторые музыканты вставляют беруши только во время самих концертов, но их ношение во время репетиций или саундчека помогает привыкнуть к приглушению звуков, что улучшает понимание динамики между вами и вашими товарищами по группе.

Опытный звукорежиссер всегда будет носить беруши, а в последнее время эта тенденция распространяется и среди посетителей концертов – информация, предупреждающая об опасности громких звуков, становится все более доступной, и многие стремятся защищать свои уши. Привыкайте к этому опыту и учитесь слышать тонкости в своей музыке через этот небольшой барьер – так вы сохраните свои барабанные перепонки, которые вам будут очень нужны в будущем (если вы хотите продолжать заниматься музыкой).

8.  ОТНОСИТЕСЬ К САУНДЧЕКУ СЕРЬЕЗНО

Возможно, вы отлично отрепетировали свою новую программу – все отскакивает от зубов, и последние двадцать репетиций прошли без единой помарки. Но не забывайте о том, что вы знаете свою репетиционную студию, как свои пять пальцев, вы привыкли самостоятельно настраивать инструменты и отлично знаете оборудование, которое там предлагается. Любая же новая площадка может привнести что-то совершенно новое в ваше звучание, и иногда в виде не очень приятных сюрпризов.

Используйте короткое время саундчека для того, чтобы понять звучание помещения, найти максимальное взаимопонимание со звукорежиссером, узнать, какие нюансы вас могут ждать во время выступления. И старайтесь играть так, как играли бы, если бы помещение было наполнено людьми – и для того, чтобы понять все самим, и для того, чтобы, как было упомянуто выше, избавить от лишних сюрпризов вашего звукорежиссера. 

Предыдущая Следующая