ЗАМЕНА МУЗЫКАНТА В ПОСЛЕДНИЙ МОМЕНТ: ЧТО ДЕЛАТЬ?
Эта статья появилась на сайте www.discmakers.com. Автор Майкл Гэллант.
В музыке (как и в жизни) случается так, что даже самые идеально построенные планы ломаются в последний момент. Что если за несколько часов до вашего концерта года барабанщик попадает в больницу или гитаристу срочно нужно ехать домой из-за каких-то семейных проблем? С чем бы ни были связаны обстоятельства - здоровьем или погодой, работой или семьей - жизнь может вмешаться в любой момент, и один из ключевых участников просто не сможет оказаться там, где он должен быть, именно тогда, когда его ждут.
Как лидер группы, я иногда оказывался в подобных ситуациях. Конечно, всегда хочется выступать с теми, кого ты любишь и к кому привык (и кто идеально знает материал), но временная потеря одного из ключевых участников коллектива не должна быть “поцелуем смерти” для вашего концерта или сессии записи. Вот несколько советов, которые помогут вам справляться с подобными неприятностями.
1. БУДЬТЕ НА КОРОТКОЙ НОГЕ СО СВОИМ ОКРУЖЕНИЕМ
Ваш барабанщик застрял за океаном, потому что отменили все трансатлантические рейсы? Найти в последнюю минуту крутого барабанщика - того, кто бы за секунду выучил ваш материал, хорошо понимает вашу музыку и вдобавок свободен в следующий вечер - это задача не из легких. Именно поэтому надо заранее думать о том, что в последний момент что-то может пойти не так, и быть готовыми к экстренным ситуациям.
Прежде всего, записывайте в свой контакт-лист настолько много хороших музыкантов из окружения, насколько это возможно. Если вы идете с кем-то поджемить, и вас впечатляет трубач во время репетиции, познакомьтесь с ним и возьмите его телефон. Также и с концертами: если вы видите, что басист на сцене уделывает всех своим исполнением, представьтесь ему после выступления и сохраните его контакты.
То же самое и с вашими собственными выступлениями и музыкальными проектами. Чем больше вы вовлечены в дела вашей локальной сцены, чем с большим количеством людей вы взаимодействуете, тем больше потенциальных замен вы имеете для экстренных ситуаций. Когда вы заносите в контакт-лист того чудесного парня, который поиграл с вами на акустической гитаре на прошлой неделе, не забудьте дописать инструмент рядом с его именем. И в следующий раз, когда вам понадобится замена для акустического шоу, вы будете знать, кому позвоните первым делом. Каждый раз, встречая крутого исполнителя, старайтесь быть с ним на связи после этой встречи.
2. ПРОСИТЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Если вы не можете самостоятельно найти замену в последний момент, просите о помощи. Если ваш басист или барабанщик по какой-то причине не могут попасть на концерт, наверняка у них найдется какая-то рекомендация для вас. И уж особенно, если участник вашей группы участвует в еще нескольких проектах и целыми днями имеет дело с другими музыкантами.
Старайтесь спрашивать о тех, кому близок ваш стиль музыки и с кем приятно работать. Если у вас есть такая роскошь, как какое-то количество времени, связывайтесь с потенциальными заменами онлайн и просите прислать вам их материал, чтобы понять, насколько вы сможете сработаться в такие сжатые сроки.
3. У ВАС ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАПИСИ ВАШЕГО ПОЛНОГО СЕТА
Каждый раз, когда мне приходилось искать замену участнику в последний момент, у меня был заготовлен е-мейл со всеми нашими треками. Даже если ваши треки представляют из себя грязное демо, записанное на смартфон, это может помочь вашему новому приятелю скорее понять материал.
Пусть все ваши треки будут в доступе, четко пронумерованы и понятно озаглавлены. В прошлом я использовал приватные плейлисты на SoundCloud или YouTube-видео, доступ к которым осуществлялся только по ссылке - для того, чтобы иногда делиться материалом, который я не хочу публиковать.
Вне зависимости от того, как вы привыкли делиться своим материалом, убедитесь, что у вас есть все, что может понадобиться, в одной папке на компьютере. Последнее, чем вам захочется заниматься, чтобы поскорее ознакомить вашего временного клавишника с вашей музыкой - это за несколько часов до концерта в попыхах разыскивать треки в отосланных сообщениях или разных папках на компьютере, гадая, какие из версий песен вам лучше послать.
4. ВСЕ ПЕСНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАПИСАНЫ НА БУМАГЕ
Когда у вас появляется замена на вечер, очень сильно поможет записанная на бумагу музыка - это может быть простой word-документ с аккордами или композиции, полностью разложенные по нотам со всеми необходимыми акцентами.
Некоторые музыканты, которых я звал сыграть, просили аккорды или ноты - так им было комфортнее, другим было достаточно только аудиозаписей, к которым они сами делали собственные пометки. Лучше всего иметь полный набор ресурсов для экстренного изучения вашей музыки - никогда не знаешь, что именно может понадобиться музыканту.
Если вы сами не владеете нотной грамотой, попросите более осведомленного товарища о помощи. Можно также заплатить какие-то деньги преподавателю, чтобы он разложил вашу музыку по нотам. Также как и с записями, ноты должны храниться в PDF, а каждая песня должна быть озаглавлена.
5. ЕСЛИ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ - ПЛАТИТЕ
Для многих музыкантов, если вы не близкие друзья и не привыкли друг другу помогать в передрягах, молниеносное изучение нового материала и выход на сцену - это довольно непросто. И это причина того, почему я, приглашая нового участника, всегда предлагаю заплатить. Столько, сколько смогу. Для меня предложение компенсации - это выражение благодарности и должного уважения к человеку. Концерт - это профессиональное событие, и я не прошу просто об услуге или джеме.
Если вы можете предложить лишь 20 баксов или ужин после концерта - делайте это. Так вы показываете свою серьезность относительно концерта.
6. ИГРАЙТЕ САМЫЕ СЛОЖНЫЕ ЧАСТИ НАЕДИНЕ С НОВЫМ УЧАСТНИКОМ
Даже если на “акклиматизацию” вашего спонтанного товарища по группе есть всего несколько часов перед концертом, используйте каждую минуту для того, чтобы пройтись по самым сложным отрывкам. Может быть, есть момент, где ваша размеренная баллада переходит в глубокий R’n’B грув? Убедитесь, что вы прошлись по этому моменту хотя бы несколько раз прежде, чем выйти играть перед толпой. Представьте, что ваш временный гитарист не стоит где-то позади, поддерживая вас, а находится в самом центре сцены в свете софитов - сделайте все возможное, чтобы он выглядел круто, когда поднимется условный занавес.
На некоторых концертах, где нам приходилось играть с “запасными игроками”, нам предоставлялся длинный саундчек, где у нас была возможность сыграть чуть ли не весь сет-лист полностью. Были и другие ситуации - пять минут на чек, пять минут на бэкстейдж - и выход на сцену. Даже если у вас есть время проработать один или два трека, пропеть пару своих партий, используйте каждый ничтожный момент - и на сцене будет одной ошибкой меньше.
7. БУДЬТЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫ
Если ваш замечательный контрабасист за несколько часов до концерта во что бы то ни стало должен ехать домой и решать проблемы, что вы будете делать, если единственный из окружения доступный музыкант - виолончелист? А что если саксофонист, который должен был играть душещипательные соло на протяжении вашего шоу, попал в госпиталь, а рядом есть только ваши старые жаждущие приключений приятели, которые в консерватории изучали джазовый вокал?
Ответ короткий - используйте это. Смиритесь с хаосом и посмотрите, что из этого получится. Вполне возможно, тот вокалист с джазового отделения может сымпровизировать некоторые вокальные соло в тех местах, где должен играть саксофон. А вибрации виолончели смогут добавить плотность, за которую обычно отвечает контрабас.
Чем более подвижными вы будете в экстренных ситуациях, тем больше интересных решений вы сможете найти в поисках новых людей, которые смогут правильно презентовать вашу музыку. И тем легче вам будет даваться навигация в хаосе в будущем.
8. СМОТРИТЕ НА СИТУАЦИИ КАК НА ВОЗМОЖНОСТИ
Даже если ваш звездный вокалист застрял в метели за пять штатов от вас, а концерт уже через несколько часов, сохраняйте спокойствие. Это может быть нежданным “благословением”.
Возможно, тот, кого вы позовете на замену, проделает отличную работу и совершенно по-новому интерпретирует ваш материал, что заставит вас посмотреть на собственную музыку с нового угла. Или, если вы не можете найти подходящего человека, вам самому придется отбросить смущение, ступить к микрофону и сыграть совершенно новое шоу, полностью отличающееся ото всех тех, что вы привыкли играть.
Независимо от того, адаптации какого рода требует от вас ситуация - это всегда возможность для музыкального роста. И подобные эксперименты закаляют вас и дают вам возможность играть непривычные концерты, которыми вы тоже сможете гордиться.