Кажется, будто запись за границей – до сих пор привилегия хорошо зарабатывающих артистов, которые имеют контракты с лейблами, и которым не нужно заниматься чем-то еще помимо музыки. Но это совсем не так. Почти любой исполнитель с обыкновенным доходом от ежедневной работы может себе это позволить. В то время как ситуация со звукозаписывающими студиями в России медленно исправляется, можно придумать себе развлечение и поехать записать альбом куда-нибудь далеко-далеко.
Мы опросили нескольких российских музыкантов, у которых есть опыт записи в других странах.
Глеб Шапрынский (WELOVEYOUWINONA)
Как вы пришли к мысли о том, что нужно записываться за границей?
Мы делали достаточно много попыток найти подходящую студию в России. У нас ничего не получилось. Главным образом, нам не нравились не только профессиональные качества сотрудников, но и отношение к музыкантам. Я не хочу сказать, что в России нет хороших профессиональных звукорежиссеров, просто за границей их больше, гораздо больше.
Как вы искали студию?
Дело в том, что ту студию в Лондоне, Strongroom, мы не искали. Она сама нашла нас. Дункан Миллс предложил нам сотрудничество в качестве саунд-продюсера и соответственно он же выбрал студию. А сам Дункан нашелся с помощью наших друзей из группы "Парк Горького", которые передали ему наш демо-диск.
Учитывая то, что по всему миру появляются люди, которые способны сделать суперкачественную запись в собственной спальне (и наверняка они есть и здесь), почему вы все же предпочли сделать запись за границей?
На тот момент мы ХОТЕЛИ записаться на крутой студии, да и год-то на дворе был 2011, мы просто бы и не смогли сделать все в "спальне". И еще по поводу спален. Все зависит от поставленных целей. К примеру, вся электроника пишется именно в домашних студиях, в основном. Слушали последний альбом Афекс Твина? После его релиза он перечислил ту тонну аналогового оборудования, которое он использовал при записи, и в сети случились столкновения типа аналог/цифра, железо/программы. Кто знает, может этот альбом - некий апофеоз эры аналога, может он - смешная шутка Афекс Твина, может, через 10 лет обнаружится, что при записи на самом деле не было использовано ни одной живой железки. А вообще я думаю, что то, что есть сейчас нового в музыке и делается по-новому. "Новый" рок (если так можно сказать) типа St. Vincent тоже не стыдится использовать большое количество сэмплов. Весь современный хип-хоп делается из сэмплов. Чаще всего используются сэмплы барабанов, так как именно их записать качественно сложнее всего и, конечно, синты, струнные… У Mac DeMarco есть документальное видео, где он показывает свою «студию». Там стоит дешевый компрессор, конденсаторный микрофон, комп и инструменты. Цена такой студии примерно 1500-2000 баксов (не считая гитар), притом последний альбом Мака был во всех топах за прошлый год, также как и St.Vincent.
Правила игры изменились, большие мэйджоры банкротятся, дорогущие студии простаивают. Я считаю, что музыканту сейчас необходимо уметь работать с DAW–программами. Но, как и всегда, самое главное это талант и труд.
На какой студии/студиях вы записывались? Что запомнилось больше всего?
Студия называлась Strongroom, располагалась она в райне Шордич, в Лондоне. Для молодого человека это был просто сумасшедший этап в жизни. Поэтому запомнилось все. Можно сказать, каждый кирпичик стал родным.
К каким тратам нужно себя подготовить в подобном случае?
Если вы едете записываться на свои деньги, то надо готовиться к тратам. Особенно в наши дни. Хотя самые большие деньги уходят именно на саунд-продюсера, цены на саму аренду студий до известных событий не сильно отличались от цен на аренду студий в столице, все зависит от уровня студии. Но там же еще дорога, проживание, визы... В сумме, конечно, набегает устрашающая цифра.
Что бы вы посоветовали тем, кто тоже хочет уехать куда-то записаться? Как искать, с чего начинать?
Сегодня есть десятки сайтов (типа soundbetter.com), где представлены самые разные студии мира, саунд-продюсеры и инженеры. Просто пишите им и выбирайте. Спрашивайте. Не стесняйтесь общаться и выходите на контакт. Вы офигеете, когда напишете человеку, сводившему Пинк Флойд, а на следующий день получите от него развернутый ответ и готовность с вами поработать за довольно символическую сумму. При этом будьте внимательны, остерегайтесь мошенников, будьте уверены в человеке, если собираетесь отправлять ему предоплату.
Как вы оцениваете то, что предлагают российские студии?
Российские студии сегодня очень выросли. На днях мы выпустили наш новый альбом "Домой", он русскоязычный, и мы его записывали главным образом в России, на Хьюман Рекордс. Эта студия действительно не уступает студиям с мировым именем. Кто не верит, можете просто послушать песни с альбома "Домой".
Куда бы вы хотели поехать еще?
Я бы хотел попробовать записаться, например, в каком-нибудь аутентичном местечке в Исландии. Для меня сегодня преобладает уже не столько поиск супер крутой студии в плане аппаратуры, сколько получение вдохновения от того места, где будет расположена студия.
Виталий Зимин (POBEDA, GOSPODA HOROSHIE)
Как вы пришли к мысли о том, что нужно записываться за границей?
Это вышло довольно спонтанно. Мы общались с другом-музыкантом из Германии по Скайпу, он рассказал, что построил свою студию неподалёку от г. Эрфурт (Германия), пригласил меня в гости. Сначала я записал там всего один трек - в последствии он стал первым синглом с моего дебютного сольного альбома. Мне настолько понравилась атмосфера, царившая на этой студии, расположенной практически в лесу, что в итоге я решил записать почти все свои песни, написанные много лет назад.
Как вы искали студию?
Когда мы были в Лондоне с моим троюродным братом Энди (у нас с ним гаражный дуэт под названием Gospoda Horoshie), мы решили записать альбом живьём за день до отъезда - спросили у знакомых про самую дешевую студию, которую они знают. Позвонили туда, сразу же забили ближайшее свободное время, приехали и за 3 часа записали лонгплей. В Хельсинки же мы наоборот спросили у знакомых про самую дорогую и крутую студию и поступили аналогичным образом. У нас импровизационный проект, нам интересны любые эксперименты. С моей более серьёзной группой Pobeda мы записывались в пригороде Будапешта - там раньше работал наш вокалист, он и привёз нас именно на эту студию. Вся поездка вместе с перелётами, записью и проживанием обошлась нам в несколько раз дешевле, чем стоит просто запись альбома на московской студии подобного уровня.
Учитывая то, что по всему миру появляются люди, которые способны сделать суперкачественную запись в собственной спальне (и наверняка они есть и здесь), почему вы все же предпочли сделать запись за границей?
Я - музыкант, я не звукорежиссер и не саундпродюсер. У меня просто нет времени на изучение всего этого. Поэтому мне проще приходить на чью-то студию и делать своё дело, где опытный звукорежиссер сделает своё.
На какой студии/студиях вы записывались? Что запомнилось больше всего?
См. ответ 2.
+ Однажды я записывал барабаны для группы Lost Weekend в Риге на студии с огромной барабанной комнатой. Потолки были метров 10-15. Вот это было действительно впечатляюще.
К каким тратам нужно себя подготовить в подобном случае?
За границей, как и здесь, можно записать альбом как за 200 баксов, так и за 10 тысяч. Трудно сказать, на какую сумму надо рассчитывать. Всё зависит от ваших требований, уровня игры музыкантов и желаемого результата. Могу лишь посоветовать отрепетировать материал так, чтобы во время записи не делать много дублей. Чем больше будет цельных фрагментов, тем проще будет довести дело до конца, получив сочную качественную запись.
Как ты оцениваешь то, что предлагают российские студии?
Сейчас ситуация выглядит куда лучше, чем, скажем, лет 10 назад. Появляются новые студии, где у звукачей совсем другое видение музыки и самого процесса записи. Начинающим музыкантам можно спокойно записывать свои первые релизы здесь. Опять же, я не могу рассуждать обо всей стране, но в Москве точно есть места, где тебя запишут со вкусом и качественно (и даже не испугаются, скажем, слова "шугейз").
Куда бы вы хотели поехать еще?
Конечно же, объездить весь мир. А если ещё и с концертами - так вообще можно смело будет сказать, что жизнь удалась.
Ксения Кирста (EL MONSTRINO)
Как вы пришли к мысли о том, что нужно записываться за границей?
У нас был готов материал, сначала шесть песен, и мы хотели сделать EP. Потом очень быстро добавилось еще пару песен, и мы решили сделать полноценный альбом. Мы какое-то время ходили к совершенно разным людям, разговаривали с ними. Все было не то: то очень дорого, то интуитивно чувствовали, что не стоит работать с конкретным человеком. Кому-то было просто любопытно с нами поработать, типа "Ооо, девки с гитарами". Это любопытство и доброжелательность льстили, но мы понимали, что ни у кого из них нет большого опыта работы с этим стилем музыки, с нашей эстетикой. Дело даже не в том, что человек должен был непременно быть нашим фанатом. Но хотелось, чтобы он умел работать с подобным материалом.
Как вы искали студию?
Один наш московский друг записывался на студии в Германии, и другой друг из Германии тоже записывался на той же студии. Оба они были в полном восторге. Я написала звукоинженеру письмо, мы очень быстро нашли общий язык. Недолго думая, мы занялись подготовкой к поездке. Помимо музыкальных преимуществ, было еще одно, довольно важное. Записываясь в Москве, ты находишься в привычном пространстве - семья, работа и т.д. И запись - лишь часть ежедневных дел, даже если и главная, но все равно найдется то, что может тебя отвлечь. А поездка - это приключение, полное погружение в немного другую реальность.
На какой студии/студиях вы записывались? Что запомнилось больше всего?
Студия называется Atomino Records. Она находится в маленькой деревне, 250 км от Берлина. Несмотря на отдаленность от шумного мира, она является неким местом силы - туда приезжают со всей Европы. Хозяин этой студии когда-то купил пустующее здание школы, сначала на нижнем этаже оборудовал там студию, затем на втором этаже сделал квартиру для себя и своей семьи, а потом, в другом крыле, и отдельную квартиру для гостей-музыкантов. Помимо самого процесса записи, который превратился в абсолютный праздник, запомнилась атмосфера любви, которую создали люди, живущие там. Туда хочется возвращаться просто так. Например, в этот новый год я съездила туда опять, чтобы купить гитару и просто хорошо провести время.
К каким тратам нужно себя подготовить в подобном случае?
Необходимо потратить время на то, чтобы досконально изучить все возможные варианты: какие-то студии берут плату за час, кто-то за день. Вполне приличные студии в разных городах Европы за день берут от 200 до 600 евро. В нынешней ситуации это, конечно, гораздо больше, чем было год назад. Также лучше, чтобы материал было идеально отрепетирован. Кому-то для записи трех песен нужно две недели, а кто-то целый альбом может сделать за три дня. С проживанием даже в самых дорогих городах типа Лондона и Парижа можно легко разобраться с помощью каучсерфинга (ну и, конечно, хостелов).
Куда бы вы хотели поехать еще?
Мне бы хотелось побывать везде. На данный больше всего притягивает Нью-Йорк из-за того, что он кишит множеством абсолютно разных студий. В городе с мощнейшей музыкальной историей, разумеется, можно найти что-то для себя. Да и знакомых у нас там много. Так что, когда подготовим новый материал, поедем туда.