ЗВУКОЗАПИСЬ – ЭТО ПРОСТО. ИДЕОЛОГИЯ, БАРАБАНЫ, ГИТАРЫ.
У любого музыканта или группы рано или поздно наступает тот момент, когда одних только репетиций и концертных выступлений становится недостаточно. Тогда к естественному любопытству «а как я или мы звучим со стороны?» добавляется и желание запечатлеть собственное творчество в вечности, то есть записать если не альбом, то хотя бы демо-программу для себя, друзей и перспективного саунд-продюсера.
Однако, невзирая на доступность соответствующего звукового оборудования до сих пор бытует мнение, что современная звукозапись не всякому музыканту по плечу. Но это вовсе не так!
Не претендуя на всеохватность и не давая совсем уж подробных советов по тонкостям звукозаписи для артиста или коллектива, мы начинаем с советов совершенно общего рода. А именно – для начала нужно определиться, зачем вам вообще нужна подобная запись, от этого вопроса пойдет и ваше собственное представление о её качестве.
Первый вариант – демонстрационная запись, предназначенная либо для оценки собственного уровня со стороны, либо как набросок к будущей настоящей студийной работе, именно что серьёзному альбому, предназначенному для самостоятельного распространения или издания фирмой грамзаписи. Соответственно и требования к ним предъявляются весьма различные – если демо-запись может содержать понятные технические огрехи и даже звучать неидеально, то для полноценного альбома (хорошо – записи для распространения) нужно конкурентоспособное звучание. Поэтому первое, с чем следует определиться – сценарий записи: будет ли это домашняя запись, запись с репетиции, концертная запись или запись в студии, пусть также домашней, но у саунд-продюсера? В случае с тиражируемым материалом крайне рекомендуется домашняя запись – неважно, с продюсером или без. Первое предпочтительнее, но всегда надо помнить, что таким продюсером может оказаться человек с опытом ненамного больше вашего и даже с ненамного лучшим аппаратным комплексом. Записи с концертов или репетиций (live in the studio) рекомендуются для демо-материала – при желании записать именно концертный альбом возникнут требования к подзвучиванию инструментов и зала, а также и сведению сильно возрастают (подробнее об этом – во второй части материала); а репетиционная коммерческая запись потребует хорошей акустики помещения и дотошного подзвучивания не только гитар, но и ударной установки. Сценарий записи зависит и от стиля вашего музыкального материала – живые концертные и студийные записи допустимы для блюза, фанка и частично мэйнстрим-рока, то есть тех стилей, где пойманная в нужный момент личная или групповая эмоция или необычный нюанс исполнения могут быть куда более выразительными, нежели в несколько эмоционально стерильных студийных условиях. И наоборот: если ваша стезя – поп-рок, все субстили хард-н-хэви, электроника или нью-эйдж, то нужно проводить студийная запись с трекингом по отдельным дорожкам инструментальных и вокальных партий.
Основа любой записи – трекинг ритм-секции. Если с записью бас-гитары всё более-менее понятно (см. ниже), то запись барабанов способна озадачить не только начинающего музыканта. Самый достоверный, но и дорогостоящий вариант – запись в специальной барабанной студии с фактически референсной акустической ударной установкой, подзвученной должным числом микрофонов (как минимум отдельные микрофоны на бас-барабаны, малый барабан, томы – по их числу, а также хай-хэт, райд- и крэш-тарелки). Такая запись барабанов может быть самоценной и сама по себе, и как основа для замены реальных звуковых сигналов библиотечными сэмплами – в этом случае возможет съём сигнала с барабанов не микрофонами, а датчиками-триггерами. Аналогично можно писать барабаны на собственной репетиционной базе – но для этого нужно помещение с хорошей, а лучше – отличной акустикой и опять же отличный по звучанию комплект тарелок. Такую запись тоже можно использовать для подстановки с помощью готового программного обеспечения сэмплов ударных инструментов. Но, если мы исходим из принципа, что замены живому барабанщику нет, то лучше всего записываться на калиброванной электронной ударной установке с пластиками пэдов, полностью моделирующими физические данные своих реальных собратьев (отскок и затухание) и зонированными электронными тарелками. В данном случае вы получаете сразу цифровую дорожку, с которой потом на студийном компьютере можете творить любые чудеса, в том числе с вышеупомянутой подстановкой сэмплов. Конечно, никто не отменял записи партий ударных при помощи соответствующих компьютерных программ, в том числе EZ Drummer и Addictive Drums с сэмплами, прописанными лучшими профессионалами мира. Только нужно помнить о том, что все ритмические сбивки и переходы по нынешним временам также нужно брать из библиотек, а не пытаться скомпоновать самому из отдельных ударов – звучание такого «собранного» перехода может оказаться тотально неживым. И не надо забывать о программной возможности небольшого временного рассогласования в пределах ритмических структур – оно только придаёт таким записям более живой, «очеловеченный» характер.
Процесс записи электрогитары и бас-гитары за много лет оброс массой мифов, но реальных опций ровно три: запись в линию с последующей программной обработкой плагинами, традиционная технология записи микрофонами с комбоусилителя или кабинета и набравшая в последнее десятилетие невиданную популярность технология реампинга (reamping), являющаяся синтезом первых двух подходов. На реампинге стоит остановиться подробнее – дело идёт к тому, что этот способ записи гитар вот-вот станет главным по лёгкости и доступности. Суть реампинга в том, что в процессе записи гитарной партии сигнал делиться посредством сплиттера или DI-бокса на чистый, необработанный (dry) балансный сигнал, который идёт в канал записи, и небалансный сигнал, подаваемый на рабочую обработку и далее в мониторный канал для контроля исполнения – по чистому сигналу такой контроль осуществлять невозможно. Кабель для коммутации гитары и сплиттера / DI-бокса должен иметь минимальную длину, не более 1 м, но наилучшее возможное качество. Дорожку с мониторного канала также необходимо записать как референсную, как минимум лично для вас как исполнителя. И далее чистый гитарный сигнал можно обрабатывать любыми способами, то есть как программными плагинами так и физически. Суть реампинга как процесса в том и состоит, что исходная чистая цифровая дорожка декодируется в аналог и воспроизводится через реампер (reamp / reamper) обычным комбоусилителем или головой с кабинетом.
Дальнейшее понятно – сигнал будет сниматься традиционным образом микрофоном или комбинацией микрофонов, причем ничто не мешает воспроизводить рабочую дорожку и снимать звук каждый раз по-новому, всякий раз записывая результат. Необходимо помнить о том, что расстановка микрофонов при одинаковых установках усилителя заменяет работу с эквалайзером при обработке сигнала при сведении, и лучше выполнять такую «эквализацию» в процессе реампинга – число вариантов звучания ограничивается только вашим рабочим временем и бюджетом записи. Ни в коем случае нельзя забывать и об оптимальном для вас звучании конкретного усилителя, на котором выполняется реампинг.
О записи клавишных инструментов, вокала, сведении и мастеринге – в окончании этого материала.