Когда ты играешь экспериментальную музыку, ты, скажем так, испытываешь своих слушателей. В этой музыке ты исследуешь нетронутые территории и не боишься выходить за пределы зоны комфорта, как своей, так и слушателей. В музыке и во всех остальных видах искусства авангард-артисты – это те, кто создают новые жанры и движения.
Однако каждый из тех, кто занимается подобным, согласится с тем, что с экспериментальной музыкой гораздо труднее вписаться в мэйнстрим и быть услышанным массами. Вместе с тем, как ваша музыка отходит от стандартов, сокращается количество людей, готовых и способных понять ее. Тем не менее, играете вы пространный эмбиент как Тим Хекер или фриджаз как Сесил Тейлор, у вас есть все шансы добиться успеха в самом простом его понимании. Такие исполнители как Бьорк и Radiohead потратили годы на то, чтобы расширить границы того, что принято считать поп-музыкой. И даже в то время, когда на вершине находятся хиты Адель или Coldplay, вам не стоит отчаиваться. Некоторые «сложные исполнители» все же добились успеха и пристального внимания масс, и вот несколько признаков их отличия от тех, кто безуспешно пытается вылезти за рамки маргинального сообщества.
1. ПОП-СТРУКТУРА ПЕСЕН
Исследование структуры хороших поп-песен – это хитрый способ привлечь внимание большой аудитории. Простой пример: куплет, припев, куплет, припев, бридж, припев, аутро. Даже если в ваших песнях нет текстов, музыка сама может двигать структуру композиции. В дополнение к мелодии ритм так же может отвечать за строение – самое главное, чтобы в песне встречались узнаваемые повторяющиеся эпизоды, за которыми может «следовать» слушатель.
Англичанин Уильям Бивэн, более известный как Burial, создает темный, мрачный эмбиент с инопланетным вокалом. Его треки очень далеки от того, что вы можете назвать мэйнстримом, однако он вдумчиво структурирует их, сверяясь с законами большого мира (послушайте композицию «Archangel» с повторяющимся и динамичным построением). Одна из самых смелых песен Radiohead “Everything is in its Right Place” полна тревожных звуков, вокал проигран наоборот, ритм очень абстрактный. Том Йорк в общей сложности пропевает лишь четыре строчки, но обратите внимание – он обращается с этими четырьмя строчками так, будто они принадлежат поп-песне, и любому слушателю довольно легко вникнуть в песню.
Разумеется, не всегда экспериментальным исполнителям стоит следовать правилам поп-музыки (где бы мы были без 15-минутных треков Pink Floyd). Но если вы хотите устроить презентацию себя для масс, то стоит выбрать или написать какие-то песни, которые будут укладываться в 4-5 минут и будут некими проводниками в ваш мир.
2. ОБЩЕДОСТУПНЫЕ ТЕМЫ И ПОНЯТНЫЕ ТЕКСТЫ
Британская исполнительница FKA twigs – на данный момент один из самых любопытных примеров среди экспериментальных музыкантов, попавших в мэйнстрим. Если вы посмотрите на тексты ее песен на экране компьютера, то едва ли сможете отличить их от тех текстов, которые пишут самые простые для восприятия поп-музыканты. Бьорк – это еще один хороший пример для подражания для тех, кто крайне странен, но страшно хочет вырваться на большую сцену. Да, важная часть успеха Бьорк – это то, что она принадлежит к загадочному миру Исландии, и то, что очень и очень «странная». Но посмотрите, чему посвящены ее песни. Многие из них повествуют о любви, вожделении и одиночестве. Например, в песне «Pagan Poetry» - “…This time I'm gonna keep me all to myself / She loves him, she loves him…”. Бьорк поет о простых вещах, любви и потере, которые понятны любому человеку на свете. В то же время ее музыка остается очень сложной и математически выверенной с помощью, казалось бы, внеземного разума.
3. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПОМИНАЮЩИЕСЯ РИТМЫ
Ритм – еще одна важная вещь, которую можно использовать для связи с аудиторией. Венесуэльский продюсер Arca, который работал с Канье Уэстом и Бьорк, а также сделал довольно успешную сольную карьеру, умеет очень ловко использовать ритмы. Множество ритмов в его треках звучат так, как будто он достал их из модных хип-хоп композиций. Он берет современные ритмы и поверх них накладывает свои экспериментальные полотна – попробуйте убрать барабаны из его инструментальных треков, и получите месиво из звуков, через которые будет очень сложно продираться. Верните эти барабаны обратно, и вот вы уже покачиваете головой в такт и проникаете все глубже в музыку.
4. ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ
Возвращаясь к Burial, расскажем историю его пребывания в медиа-пространстве. Когда продюсер набирал обороты, он предпочел оставаться анонимом. Никто не знал, кто он такой, и он никогда не играл живых сетов. Спустя некоторое время выяснилось, кто он и как его зовут, и он сразу подтвердил это. Но даже в тот момент, когда его номинировали на премию Mercury в 2007 году, мир не знал его имени. Было ли это стратегией и продуманным маркетинговым ходом? Или же Уильям Бивэн просто хотел оставаться в тени? Неважно. Важно то, что это сработало. И с тех пор некоторые исполнители последовали его примеру.
Во время продвижения своего альбома "Syro" Aphex Twin пролетел на дирижабле над Нью-Йорком. По всему городу появились граффити с артворком альбома. Его музыку можно называть как угодно, но только не мэйнстримом, однако стиль продвижения укладывался в каноны рекламных кампаний поп-исполнителей. Множество критиков и слушателей поместили "Syro" в свои списки лучших релизов 2014 года, а количество разговоров об ожидании этого альбома зашкаливало на форумах в интернете.
5. ОПЫТ ПРОДЮСИРОВАНИЯ ИЗВЕСТНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
У исполнителей экспериментальной музыки зачастую бывают потрясающие идеи, которые могут пригодиться поп-музыкантам, и мэйнстриму довольно сложно самостоятельно до них додуматься, учитывая то, что приходится существовать внутри очень жестких рамок. Но с каждым днем расцветающей популярностью электронной музыки все чаще встречаются примеры того, как известные артисты обращаются за помощью к андеграунду. В свою очередь андеграунд пользуется возможностью представить свою работу более широкой аудитории.
Экспериментальный музыкант Evian Christ – один из наименее известных людей, работавших над альбомом "Yeezus" Канье Уэста. Канье искал особенный, андеграундный, индастриал-звук, и с этим отлично умел управляться Эвиан Крайст. С тех пор Крайст стал довольно популярен. Другой пример – Клемс Казино, пишущий биты для A$AP Rocky. Работая с популярными артистами, он продвигает свою вдохновленную нойзом, мрачную музыку.
В заключение стоит отметить, что движение к публике вовсе не означает того, что вы продаетесь или делаете что-то в угоду радиостанциям. Вы просто ищете путь к новым слушателям и заставляете их открываться новой музыке. Да, разумеется, с помощью музыки вы выражаете себя, ищете ответы на вопросы о себе же и о мире вокруг, но в то же время, музыка – это часть культуры, и культура призвана объединять людей и искать новые способы связи. И если вы можете написать простой текст или вставить простые для восприятия биты в свои треки – то это вовсе не значит сдаться, это значит просто проложить людям дорогу к своей музыке, которую в итоге они могут полюбить, и в дальнейшем пускаться вместе с вами в самые увлекательные приключения и исследования.