Слово «перфекционизм», на первый взгляд, не вызывает никаких негативных эмоций. В классическом его понимании – это тяга к доведению своего дела до идеала, предельное внимание к деталям и высокие стандарты. Однако все не так просто, и зачастую мы его используем в те моменты, когда потеряны и понятия не имеем, как закончить песню или довести до ума запись. Мы затронули тему перфекционизма в нашей прошлой статье о любительстве и профессиональном отношении к музыке и творчеству в общем, а в этом тексте разовьем идею опасности того, что зовется «стремлением к идеалу».
Как бы мы себя не убеждали, но перфекционизм – это не о высоких стандартах и тщательной проработке. Это больше обо всем том, что тормозит наше творческое развитие, разборках с нашими собственными страхами и защите нашего хрупкого эго. Можно вспомнить о том, как некоторые из нас во время собеседования на вопрос, какие у нас есть негативные черты, кокетничая, отвечали: «Ну, вы знаете, я - перфекционист». Да-да, именно так, теша свое самолюбие и показывая, что мы много работаем и умеем предельно фокусироваться, мы стараемся впечатлить окружающих.
ЧТО ПЛОХОГО В ТОМ, ЧТОБЫ СТРЕМИТЬСЯ К ИДЕАЛУ?
Ничего. Высокая планка и упорство в движении к идеалу – это очень круто. Однако перфекционизм – это проблема, потому как само понятие дает нам ложное чувство уверенности в том, что именно такими мы должны быть. Понятие раздуто и популяризировано рассказами и биографиями великих людей, которые достигли сногсшибательных успехов. То же самое и с работой в режиме многозадачности – звучит круто, а на деле такое положение лишь удерживает нас от продвижения к результату.
Мы думаем, что мы перфекционисты, потому что желаем только самого лучшего результата и не хотим создавать что-то среднего качество – но это просто ловушка для разума. В погоне за лучшим результатом мы постоянно заставляем себя думать, что можно (и нужно) сделать что-то еще. Нам нужно переслушать все записанное в период с 77-го по 79-ый год, нам нужно купить еще несколько примочек, нам нужно освоить новую технику и т.д. Нам нужно пересмотреть и подвергнуть жесточайшему экзамену простую демо-запись и переделывать ее до тех пор, пока она не будет такой, какой нужно.
Это не только задерживает нашу текущую работу, но и тормозит приближение новых проектов. Мы постоянно находимся в процессе догадок, принимаем решение за решением и просто-напросто теряем понимание того, где есть ошибка в работе, а где ее нет.
Идея перфекционизма предполагает то, что мы сами себе хозяева и прекрасно знаем, что лучше для нашего творчества и для нас самих. Другими словами, у нас создается ложное впечатление, будто мы единственные, кто знает, чего не хватает в нашей работе. А в реальности – это роль окружающих, так как мы не живем в вакууме, и сколько бы ни рисовались, все же создаем музыку далеко не только для себя.
Такой тип самооценки, с одной стороны, подтверждает наличие высоких стандартов, но с другой лишь тормозит нас и не дает двинуться вперед. В итоге все заканчивается творческим параличом, мы упираемся носом в стену и не видим никаких выходов из ситуации.
КАК РАСПОЗНАТЬ В СЕБЕ НЕЗДОРОВЫЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМ?
1. Мы ждем идеальных условий или ситуации для того, чтобы начать работать.
Перфекционистам нравится осознавать, что у них достаточно навыков и инструментов под рукой для того, чтобы начать работать. Это как с приготовлением еды – тому, кто готовит, перед началом процесса необходимо быть уверенным в том, что у него есть все ингредиенты, необходимые для блюда. Однако есть огромная разница между приготовлением тальятелле с белыми грибами и написанием песни. Когда мы готовим конкретное блюдо, мы точно знаем, что нас ждет впереди, и вероятность отклонения от курса очень невелика. Когда же мы беремся за гитару или наносим несколько мазков на холст, зачастую мы очень смутно представляем себе результат. И единственный способ выяснить, что же будет в конце – это, прежде всего, начать.
В общем, можно сказать, что перфекционизм – это переодетая в благие намерения прокрастинация. Он дает нам оправдание того, почему мы никак не можем начать.
2. Мы теряемся в деталях.
Один из трюков перфекционизма состоит в том, что мы постоянно обманываем себя: у нас всегда есть еще несколько пунктов, которые мы должны выполнить перед тем, как начать или закончить работу. И эти пункты не заканчиваются. Очень легко потеряться в кроличьей норе под названием «исследование». Нам нужно больше информации, больше деталей, больше бэкграунда. Как же приняться за запись, пока не переслушаешь 18 576 альбомов и не перечитаешь все интервью Стива Альбини и Рика Рубена. И кто нас будет винить за то, что мы лишь стараемся сделать всё возможное для идеального результата? Никто нас не остановит и не скажет: «ты знаешь достаточно для того, чтобы наконец начать».
И дело не только в том, что исследования, предваряющие нашу работу, задерживают старт самого процесса. Они могут очень сильно перегрузить нас и запутать до такой степени, что мы потеряем фокус. После всех часов, дней или месяцев, проведенных в чтении и прослушивании музыки, мы можем обнаружить то, что совершенно забыли, куда, собственно, мы направлялись. Не забывайте о том, что умение вычленять важную информацию из огромного ее количества – это особый навык, который дает очень непросто. И в большинстве случаев, перегрузив себя сведениями, мы заканчиваем, стоя перед огромным количеством возможностей, которыми мы не знаем, как пользоваться. И в итоге, предпочитаем не делать вообще ничего.
3. Мы не заканчиваем проекты.
Как много раз мы говорили себе: «ну, лишь еще один тэйк», «лишь еще один штрих». И в поисках этого финального штриха проходили годы. Всегда есть эта самая одна призрачная деталь, которая не дает нам поставить в своей идеальной работе точку.
Перфекционизм – отличная «отмазка» от того, чтобы громко заявить о том, что работа окончена, вынести ее ну суд общественности и, возможно, получить не самый приятный фидбэк. Таким образом, мы откладываем результат, мы пересматриваем, мы редактируем, мы не двигаемся с места.
Мы не хотим подводить итоги, не хотим, чтобы нас кто-то вынуждал это делать, мы не хотим выпускать свое творчество на волю, где оно встретится с критикой (или всеми теми, кто не понимает нас и наше творчество), туда, в эти опасные дали, где наше эго будет поглощено и безжалостно пережевано. Как настоящие дипломированные перфекционисты мы привыкли говорить: «мы сами себе худшие критики». Это, может быть и правда, однако, худшие – далеко не значит, единственные. Нам просто нужно посмотреть в глаза собственным страхам и принять тот факт, что критика и непонимание неизбежны. Какими бы ни были наши работы, они всегда найдут как поклонников, так и противников.
КАК СПРАВЛЯТЬСЯ?
1. Определять критерии «идеала»
Идеал – эфемерное понятие. Все, что о нем известно – это то, что никто и никогда до него не добирался. Сколько бы корабль ни плыл к горизонту, горизонт будет ровно там, где и был неделю назад. Поэтому нужно просто научиться выбирать идеальный берег, к которому вы хотите причалить. А сделать это можно. Никто не знает, как будет в итоге звучать ваш альбом, включая вас. И вы нигде не найдете примера, потому как вашего альбома еще никогда не было в истории. Тем не менее, примеры звучания гитар, барабанов и всего прочего можно всегда найти на YouTube, узнать, какие эффекты использовали ваши любимые исполнители, можно в интервью и т.д. Сделайте собственную шкалу того, что для вас является хорошим примером. И шкалу эту храните не только в голове: пусть все самое любимое будет записано, чтобы в любой момент, когда вы потеряны, вы могли вернуться к своим записям.
2. Устанавливать дедлайны
Полезная привычка, о которой мы писали не раз. Дедлайны мотивируют и заставляют выжимать из себя все возможное в конкретный отрезок времени. Разумеется, лучше потратить два месяца на хорошую песню, чем наклепать за месяц три посредственных. Просто найдите подходящие для вас временные рамки, понаблюдайте, сколько времени у вас уходит на работу над тем, что вам нравится. И в последующем пользуйтесь этими временными рамками.
3. Записывать все идеи
Идеи забываются или уходят к кому-то другому – вот, что с ними происходит, если их вовремя не записать. Они забываются даже если их записывать… Но польза зафиксированной и забытой идеи в том, что к ней всегда можно обратиться во время ступора и поблагодарить себя за то, что не поленился вовремя сделать заметку или голосовую запись.
4. Делать паузу между работой и редактированием
Если вы закончили микс и совершенно им недовольны, потеряны и понятия не имеете, что с ним можно сделать, то не нужно возвращаться к нему даже на следующее утро. Если есть возможность, дайте себе неделю, не прикасайтесь к файлам, слушайте музыку и смотрите кино, гуляйте и общайтесь с друзьями. Вернитесь к результату после того, как воспоминания о нем хоть немного выветрятся из вашей головы. Давать себе пространство и отдыхать от работы крайне важно для хорошего результата.
5. Делиться черновиками с друзьями
Вы спросите – ну кто же делится черновиками? А с другой стороны, это очень неплохой способ приучить себя к критике. Если окружающие (друзья и близкие) знают, что вы потратили огромное количество сил на свою работу, вложили туда всю душу, не ели и не спали, то едва ли кто осмелится вам сказать что-то плохое. А если вы приучите себя легко и ненавязчиво спрашивать мнение по поводу набросков, то люди, зная, что сочинение не составило для вас особого труда, будут более откровенны в своих суждениях. Постоянное получение фидбэка – это лучший способ привыкнуть к тому факту, что без мнений не обойтись и что от них не нужно отгораживаться. И когда придет время выпустить в мир продукт долгой и упорной работы, вы будете готовы и закалены.
6. Не относиться к себе слишком серьезно
Согласитесь, слишком серьезные люди (окей, слишком серьезно выглядящие) вызывают уныние. Не забывайте, что музыка – помимо всех громких определений вроде «миссия», «способ познания себя и вселенной» и т.д. – это просто веселье и удовлетворение. А вы – люди, а не древнегреческие боги. 99% творческих людей в какой-то момент кому-то кажутся полными идиотами – семье, коллегам, другим людям, и ничего страшного в этом нет. Хорошая порция самоиронии, смелость и уверенность в своем деле – все, что нужно, чтобы побороть нездоровый перфекционизм.