Наверно, у всех из вас случались те самые неудачные и совершенно бесполезные репетиции. Когда вы репетируете с коллективом, то каждый из участников посвящает репетиции время, готовится и приходит для того, чтобы создать что-то, найти нужные решения и, в конце концов, начать звучать лучше. Это то, к чему нужно стремиться. С другой стороны, если вы делаете что-то неправильно, то репетиция может превратиться не просто в потерю времени, но и испортить настроение и, в худшем случае, отбить желание играть на какой-то период. Следуйте этим пяти правилам и забудьте про непродуктивные репетиции.
1. УБЕДИТЕСЬ, ЧТО ВСЕ ОБОРУДОВАНИЕ РАБОТАЕТ, ЕЩЕ ДО НАЧАЛА РЕПЕТИЦИИ
Существует старое изречение о том, что наша идентичность складывается не из того, что мы сами о себе думаем, а из того, что мы открываем другим людям. Так и здесь – мы можем думать о том, какие мы гении, а в реальности быть королями поломанных педалей, севших батареек, жужжащих проводов и массы других неприятных мелочей, которые затягивают начало творческого процесса на репетициях.
Для любого, кто считает себя серьезным музыкантом, это совершенно очевидная вещь. Но если вы замечаете за собой подобные недочеты, то самое время с ними расправляться. Нужно понимать, что любая незначительная поломка съедать общее время на репетиции и портит другим настроение. Если у вас нет денег на то, чтобы починить что-то, то сообщайте товарищам заранее и ищите решение. Что-то можно взять на базе, что-то у друзей, и без чего-то можно и обойтись вовсе, например, если сломалась педаль, но вы в данный момент не ищете общее звучание каких-то песен, а просто думаете над структурой и сочиняете мелодию.
2. В ДЕСЯТЫЙ РАЗ ПОВТОРЯЕМ: ПРИХОДИТЕ ВОВРЕМЯ
В мире профессиональных музыкантов закрепилось вот такое правило о времени: «Заранее – это вовремя, вовремя – это поздно, поздно – это неприемлемо». И сейчас, пока все математики и философы ищут опровержения этому правилу, мы все же скажем: явка на репетицию заранее и подготовка инструментов и оборудования до официального начала должны быть аксиомой для музыканта.
Самое начало репетиции задает ее тон. И любое, даже десятиминутное опоздание, затягивает ее на 20 минут, а то и больше – а это уже 1/9 часть репетиции, что не так уж и мало. И, опять же, портит настроение особо чувствительным участникам процесса. Будьте вежливы друг к другу и не опаздывайте, если вас не похитил инопланетный звездолет или не схватил спецназ.
3. НЕ ПРОПУСКАЙТЕ ОШИБКИ – ЛУЧШЕ ИГРАТЬ ПО КРУГУ ТОТ МОМЕНТ, КОТОРЫЙ НЕ УДАЕТСЯ
Если не исправлять ошибки сразу, начинаешь к ним привыкать, и они поселяются в песне, как кариес – с каждым днем все сложнее их не совершать. Если вам упорно не удается хорошо сыграть какой-то отрывок, то, очевидно, лучшим решением будет отрепетировать его дома. Однако довольно часто случается, что неправильность скрывается в общем звучании или же сочетании каких-то конкретных инструментов, и тогда ее нужно исправлять на репетициях. И нет лучшего решения, чем безжалостно зациклить проблемную область. Начинайте с тех самых инструментов, сводите проблему к нулю и подключайте остальные.
Не забывайте следить за этими трудными моментами и после того, как их исправили. Если они смогли проявиться в самом начале, то они способны прокрасться в песню снова и снова. Не давайте ошибкам спуску!
4. БУДЬТЕ КРАЙНЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К ТЕМПУ И ГРОМКОСТИ
Иногда какие-то не доведенные до ума части песен не являются вопиющими ошибками. Если вы хотите звучать как надо, самое главное быть гиперкритично настроенными относительно темпа и громкости всех инструментов. В начале репетиции лучше выбрать отдельный кусок песни, где звучат все инструменты и вокал, и поиграть его по кругу, пока вы не поймете, что слышите себя и всех остальных. В динамиках нет никаких магических опций, которые показали бы вам идеальный вариант, поэтому нужно пользоваться своими ушами. И не забывайте следить за вашими товарищами.
Что касается темпа – здесь лучшим решением, как всегда, будет метроном. Выставьте его на желаемую скорость, начните играть под него, и путь один из участников выключит его громкость после начала игры, вступит со своей партией, а потом остановится и выведет его громкость снова. Это поможет понять, насколько вы отклоняетесь от темпа по ходу песни, нужно ли сбавить или наоборот ускорить темп.
5. ОСТАВЛЯЙТЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА ПРОГУЛКУ ПОСЛЕ РЕПЕТИЦИИ
Никому не хочется слушать ваши склоки с другом/противником прямо посреди репетиции. Конечно, это смешно и кажется чем-то не достойным упоминания, однако многим из вас отлично знакомы эти моменты. Творческое и открытое пространство, коим является деятельность независимых групп – это рассадник всяких чувств, страхов и переживаний, которые выходят наружу, как только соприкасаются чьи-то эго. Тем не менее, волевым усилием лучше приходить к какому-то соглашению – из уважения к остальным участникам группы (и к себе заодно) – о том, что все персональные вопросы вы решаете ПОСЛЕ, а не ДО и, тем более, не ВО ВРЕМЯ репетиции. Вы собираетесь вместе, чтобы делать проект, и даже если он очень тесно связан с вашими личными обстоятельствами и взаимоотношениями, их обсуждать лучше всего вне стен репетиционной комнаты. Проект – это здесь ключевое слово. И если двое или более людей обладают пылающими неугомонными эго, то склоки на репетициях только отодвигают результат. Уважительное отношение ко всем участникам коллектива – одна из важнейших вещей, которая указывает на профессионализм и помогает репетициям проходить наиболее эффективно.