BEHRINGER VC340: ВОЗВРАЩЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ВОКОДЕРА
Популярность, в том числе и коммерческая, ретро-рока и иных неновых форм поп-музыки может быть осознана и понята даже теми, кто не следит за музыкальными новостями. Каталоги брендов музыкальных инструментов и оборудования пестрят ныне гитарами, являющимися перевыпусками популярных моделей с 50-х по 80-е годы, и такое же движение заметно и на рынке клавишных инструментов. Еще одно доказательство клавишной ретро-волны – выпуск брендом Behringer классического вокодера VC340, своим внешним видом и функционалом доказывающим пользователю, что с таким инструментом 80-е не закончатся никогда.
Так уж случилось, что в России вокодер в силу своей понятной нераспространённости на внутреннем рынке во времена своего «первого пришествия» в начале 80-х, воспринимался и публикой, и музыкантами как своего рода клавишный ток-бокс (Talk Box), то есть устройство для работы исключительно с вокальными эффектами в духе «с вами разговаривает или вам поёт робот». Но в тогдашнем «большом мире» вокодер прославился не столько как вокальная обработка, а как самостоятельный своеобразный клавишный инструмент с весьма модным для, скажем, 1979 года, звуком. Конечно, для некоторых тембр струнного и условно вокального синтезаторов в классическом вокодере кажется резким, слишком искусственным и в конце концов противным – но нельзя забывать, что именно такому клавишному звучанию в немалой степени обязан своей возродившейся популярности в роли героя «новой волны» Дэвид Боуи (David Bowie) начала 80-х, а популярнейшие группы тех времён от Duran Duran до Asia вообще зачастую строили своё клавишное звучание вокруг этих мнимо противных струнных и псевдовокальных тембров.
Вокодером с большой буквы той эпохи была не самая распространённая и, соответственно, дорогая модель Roland VP-330, пошедшая в серию как раз в 1979 году. Именно на основе этого инструмента в Великобритании разработана новинка Behringer VC340, позиционируемая производителем как классический вокодер. В модели VC340 воссозданы схемотехнические решения и вся функциональность той легендарной клавиатуры, в том числе те самые инструментальные опции “Human Voice” и “Strings”. Не менее важно, что механическая конструкция VC340 со стильным ретро-корпусом на металлической раме очень прочна и гарантирует сохранность инструмента во время всех концертных приключений. Клавиатура – трёхоктавная (37 клавиш), клавиши полноразмерные, полувзвешенные и чувствительные к скорости нажатия. Учитывая в общем-то вспомогательную роль вокодера в клавишном инструментарии музыкантов и его параллельную нацеленность на DJ-рынок, три октавы достаточны и при игре аккордами, и при исполнении сольных партий. Фактически вы получает три инструмента в одном корпусе – вокодер и струнный и голосовой синтезаторы. Современная технология позволяет работать с ними одновременно либо делить клавиатуру для раздельного использования. Органы управления в облике 32 слайдеров и переключателей могут показаться кому-то техническим нафталином, но такой набор гарантирует прямой доступ ко всем основным параметрам вокодера в режиме реального времени. VC340 поддерживает всю современную коммутацию – они имеет MIDI-вход и выход и USB-порт для сопряжений с иными клавишными инструментами и компьютерами Mac и PC. Еще одна важная особенность VC340 – также из былых времён: это многоступенчатый хорус, работающий на основе технологии пакетной обработки данных BDD (Bucket Brigade Delay) в аналоговой линии задержки.
Ну а что же собственно «голос робота»? Behringer VC340 оснащён расположенными на задней панели выделенными разъёмами XLR и TRS 1/4", куда и включается вокальный микрофон. Микрофон сопрягается с рабочей схемой через матрицу входных и выходных соединений, в которой также наличествуют выход на наушники, внешний вход для клавишных и аудиовыход (моно или стерео) с трёхпозиционным переключателем уровня сигнала. На эту же матрицу выведены входы и выходы MIDI и сквозной канал, работающий с разъёмом MIDI и портом USB. Специалисты отмечают, что VC340 – это реальный ответ пользователям на все те запросы, которые долгие годы адресовались классическим производителям подобной техники, причём ответ, практически не теряющий качества звука по сравнению с исходными аналоговыми инструментами.
Всеволод Баронин