ЧТО ТАКОЕ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ?

ЧТО ТАКОЕ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ?

Гениальность в преподавании музыки – редкая вещь, поэтому столкнуться с блестящим учителем – это всегда большая удача. И хоть не существует конкретных предписаний с четким набором требований относительно того, из чего должно состоять преподавание, есть несколько качеств, наблюдая за которыми можно распознать по-настоящему хорошего преподавателя. Если вы выбираете репетитора или ищете школу для вашего ребенка, внимательно присматривайтесь к людям, которые будут его учить. А может быть, вы читаете эту статью, потому что сами хотите преподавать?.. Вот несколько подсказок.

1. ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СВЯЗЬ СО СВОИМИ УЧЕНИКАМИ

Мы все помним, как мы чувствовали себя рядом с учителями, которых по-настоящему уважали. Мы помним учителей, которые увидели в нас что-то особенное, и как по-дружески с ними можно было обсудить какие-то проблемы. До того, как начать непосредственно учить, преподаватель должен показать заботу и внимание. В первую очередь, как бы забавно это ни было – именно юмор помогает преодолеть трудности знакомства и первого контакта с учениками. Второе – это предельное внимание к особенностям каждого ученика. Блестящие учителя справляются с такой задачей, даже если перед ними 25 совершенно разных детей.

2. ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ НЕ ПОСВЯЩАЕТ ВСЕ СВОЕ ВРЕМЯ ТОМУ, ЧТОБЫ ВСЕМ УЧЕНИКАМ БЫЛО КОМФОРТНО

Учителя в школах часто стремятся лишь к тому, чтобы каждый успел на уроке сыграть свою часть, чтобы каждый чувствовал себя хорошо и комфортно. В то же время такие учителя стараются обучить конкретному отрывку абсолютно всех своих учеников. Хороший же учитель будет допускать возможность дискомфорта и прорабатывать трудные детали с каждым, кто в этом действительно нуждается. Даже если это будет значить, что на одном конкретном уроке кто-то останется без дела – он обязательно найдет ему работу на другом уроке.

3. ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ УМЕЕТ ПЕРЕДАВАТЬ ЗНАНИЯ БЫСТРО

Едва ли мы зайдем в класс к крутому учителю и услышим длинные речи. У него есть собственная концепция обучения, а объяснения он старается давать короткие и предельно понятные. Хороший учитель знает, куда он ведет своих учеников, и делает это максимально эффективно. В большинстве случаев самая полезная информация дается за несколько секунд в перерыве между действием (в нашем случае, это создание звуков).

4. БЫТЬ ИНОГДА «НАПУГАННЫМ» СВОИМ УЧИТЕЛЕМ – НЕ САМАЯ СТРАШНАЯ В МИРЕ ВЕЩЬ

Конечно, мы не имеем в виду, что ученики должны жить в страхе, а учителя должны специально их запугивать. Хорошие и строгие учителя – не самый привычный для юного поколения случай. Если он по-настоящему хорошо играет, дает интересную и полезную информацию и навыки, много требует и вызывает уважение, то нет ничего страшного в том, чтобы иногда его побаиваться.

Некоторые учителя хотят казаться приятелями своим ученикам. Но на самом деле, хороший учитель должен держать дистанцию, тем более в том случае, когда добивает доверия и уважения от своих подопечных. Ученикам должно быть стыдно являться на урок неподготовленными. Помните фразу Флетчера из «Одержимости» о том, что худшее слово на свете – это «молодец»? Конечно, не каждый выдержал бы работу с настолько деспотичным преподавателем, однако слова «Нормально, пойдет» должны отсутствовать в лексиконе требовательного наставника. Также он всегда должен быть в состоянии сказать горькую правду о положении дел, и своими словами четко показать, что в них нет ничего личного. Привычка слышать конструктивную критику очень полезна для неокрепшего организма.   

5. ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ ПОНИМАЕТ, ЧТО АБСОЛЮТНО КАЖДОГО РЕБЕНКА МОЖНО НАУЧИТЬ ХОРОШО ИГРАТЬ

Мы довольно часто пишем о мифе врожденного и безусловного таланта. Хороший учитель отлично понимает, что научить можно абсолютно каждого. Конечно, в любом случае найдутся дети, у которых все будет получаться хорошо и быстро, однако, несмотря на личные пристрастия, для учителя это не будет поводом концентрироваться только на очень способных учениках. Он будет знать, как объяснить неуспевающему, что постоянной практикой он способен добиться невероятных высот.

6. ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ СОЗДАЕТ СРЕДУ ДЛЯ ПРОЦВЕТАНИЯ

Он понимает, что в какой-то момент его услуги могут перестать быть нужны. Он не стремится быть центром внимания и абсолютным примером для учеников. В задачи хорошего преподавателя входит создание среды, целой культуры, в которой ученики захотят продолжать заниматься музыкой и после конкретного курса, возглавляемого им самим.

7. У ХОРОШЕГО УЧИТЕЛЯ РАЗВИТА САМОРЕФЛЕКСИЯ

Хорошие учителя не считают себя великими мастерами. Они – вечные студенты своего ремесла, и постоянно спрашивают сами себя, как им быть лучше. Для того чтобы увлекать учеников, нужно постоянно самостоятельно двигаться. Если вы выбираете преподавателя для своего ребенка, обязательно расспросите, каких личных успехов он достиг за последнее время, какие вещи, которые не удавались ему еще недавно, теперь у него получаются? Если вы видите, что преподаватель застрял на одном уровне, который позволяет ему учить детей, то, вполне возможно, он и даст ребенку кое-какие знания -но гораздо увлекательнее занятия будут именно с тем человеком, который сам постоянно растет в своем деле. 

Предыдущая Следующая