“ГЛУБОКОЕ СЛУШАНИЕ”: УРОКИ ОТ ПИОНЕРА ЭЛЕКТРОННОЙ МУЗЫКИ ПОЛИНЫ ОЛИВЕРОС
Эта статья вышла на сайте Soundfly в конце 2015 года, автор - музыкант и преподаватель Макс Элпер.
Звук - это звук, и каждый звук может быть музыкой. В музыке есть добродетель и учение, но этого не слышим. Мы слушаем, но не слышим.
Как музыканты и фанаты, мы привыкли формировать некие образования. Мы собираемся в клубах, на каких-то площадках онлайн, мы встречаемся с ребятами, которые любят ту же музыку, что и мы. Мы присоединяемся к людям, которые “такие же, как мы”. И эти образования, не так важно, насколько они авангардны, обязательно диктуют нам правила и ограничения, которым мы должны следовать. Сегодня мы видим нойз-музыкантов и критикуем их за излишние ритмичность и мелодичность, нам не нравятся блэк-метал группы, которые слишком много играют в мажоре, нас раздражают MC, которые предпочитают ор, вместо того чтобы читать рэп. Мне даже приходилось сидеть на семинарах, где некоторые меня обвиняли в том, что ноты в моем музыке слишком узнаваемы.
Сегодня мы наблюдаем все больше аудиофилов, которые с удовольствием копаются в жанрах и поджанрах, и даже подподжанрах. Мы не даем звуку шанса определить себя - мы сразу вешаем ярлыки. И когда ярлык повешен, мы слышим звук, но слушаем ли мы? Когда мы стоим в первом ряду на концерте, наш взгляд сфокусирован на педал-борде гитариста - что он делает? как это соотносится с записью, которую мы слышали неделей раньше? Мы перманентно анализируем. И возникает вопрос: мы вообще слушаем музыку или нет?
Для непосвященных, Полина Оливерос - это американский музыкант и композитор, проделавший огромный путь в электронной музыке в послевоенное время. Она была одним из основателей Центра Пленочной Музыки в Сан-Франциско, где она работала вместе с Рамоном Сендером и Мортоном Суботником.
На фоне бушующих событий контркультуры 60-х она с товарищами создала абсолютно новое движение в музыке, которое сейчас называется очень просто - Школа западного побережья. На почве этой школы появились “праотцы” минимализма - Терри Райли и Стив Райх.
Начиная со своих самых первых дней в Сан-Франциско, Оливерос проповедовала философию “глубокого слушания”, идею, которую она использовала в своих импровизациях и композициях, а также то, что мы, любители музыки и музыканты, должны принять и интегрировать в свою повседневную жизнь. Это идея, которую мы должны научиться использовать, слушая то, что происходит вокруг нас; мы должны снять наушники и научиться воспринимать звуки, которые нас окружают. Это как медитативная практика - “глубокое слушание” диктует мне правила, благодаря которым я должен слушать всё, и понимать, что то, что я слышу - важно и нужно. Я должен услышать перед тем, как начать реагировать.
Критики, говоря о музыки Оливерос, привыкли давать следующие определения: “эмбиент”, “свободная импровизация”, “камерная музыка”, “нойз”, “минимализм”, “максимализм” и т.д. Мне нравится представлять, что в ее словаре этих слов просто не существует, и, надеюсь, в один прекрасный день мы будем в таком же состоянии ума, когда будем сочинять что-то.
Мы можем часами говорить о монументальности музыки Оливерос, но то, чему нам действительно нужно поучиться у нее - это чувству процесса. Процесса восприятия и утилизации всех звуков - это единственный путь, с помощью которого мы могли бы создать некую новую школу. В наше время у нас есть невероятное количество ресурсов, где мы можем знакомиться с новыми звуками. Однако, несмотря на обилие информации, мы склонны образовывать “дивизии”, сбиваться в кучки. Мы устанавливаем ограничения относительно того, как мы должны звучать и где нам нужно выступать. Я думаю, пора перестать думать о том, что “кошерно” для нашей сцены, а что - нет, и начать слушать то, что говорят люди за пределами нашей компании.
Другими словами, КАЖДЫЙ музыкант может поучиться чему-то у Полины Оливерос. Давайте просто попробуем!
Справка:
Полина Оливерос — одна из первых членов Центра Пленочной Музыки Сан-Франциско, который в 60-х годах был важным источником электронной музыки на западном побережье США. Позже Центр был перенесён в колледж Миллз, а Оливерос стала его первым директором. Ныне — Центр Современной Музыки. В своих выступлениях и записях Оливерос много импровизирует с помощью Расширенной Инструментальной Системы (Expanded Instrument System) — разработанной ею электронной звукообрабатывающей системой.
Оливерос ввела в обиход термин Deep Listening (Глубокое Слушание) в 1991 году, и, по аналогии с этим термином, дала название своей группе — The Deep Listening Band и методике Глубокого Слушания, которой обучают в Институте Глубокого Слушания (Deep Listening Institute, Ltd.) (изначально — Фонд Полины Оливерос, основан в 1985 г.). В программу курса включены: ежегодные ретриты в Европе и США — в штате Нью-Мексико и в пригороде на севере Нью-Йорка, образовательные и сертификационные программы. Ретриты посвящены раскрытию творческих способностей через активное слушание звуков окружающей среды и медитативной музыки, написанной преподавателями института Глубокого Слушания. The Deep Listening Band, участниками которой являются Оливерос, Дэвид Гэмпер и Стюарт Демпстер, специализируется на исполнении и записи музыки в пространствах с усиленным резонансом, таких как пещеры, соборы и подземные водохранилища или цистерны. Группа сотрудничала с Элен Фулман — изобретателем инструмента "long string", который представляет собой резонатор с перпендикулярно воткнутыми в него струнами, длина которых варьируется от 16 до 60 метров; а также с бесчисленным множеством других музыкантов, танцоров и исполнителей.