КАК СЭКОНОМИТЬ, ЗАПИСЫВАЯ АЛЬБОМ В СТУДИИ?

КАК СЭКОНОМИТЬ, ЗАПИСЫВАЯ АЛЬБОМ В СТУДИИ?

Мир звукозаписи очень сильно поменялся за последние годы, и особенно это повлияло на положение дел у независимых музыкантов. Но одно остается неизменным по сей день: записываете ли вы свой первый или десятый альбом, это все равно будет стоить денег. Где-то запись альбома будет стоить сотни тысяч долларов, где-то – всего лишь сотни долларов. Тем не менее, это все деньги, которых очень часто у многих не хватает.

Сегодня мы поговорим о том, какие затраты вас ожидают при записи, и как минимизировать эти затраты. Имейте в виду, что речь идет только о записи – ведь еще вам придется заниматься упаковкой, маркетингом и дистрибуцией.

СТУДИЯ

Если вы записываете профессиональный альбом или EP, расходов на студию не избежать. Разумеется, есть огромное количество доступных программ и оборудования, с помощью которых можно сделать все дома, но пока вы не имеете опыта работы на студии и не умеете идеально управляться с этим оборудованием, звук будет не лучшего качества.

Однако вовсе не обязательно обращаться на те топовые студии, где записывались ваши 40 любимых исполнителей со всего мира. Скорее всего, в округе или соседнем городе найдется несколько вполне приличных студий, которые безболезненно влезут в ваш скромный бюджет. Вам просто нужно потратить время и хорошенько все разузнать. Послушайте песни и альбомы, которые были записаны на этих студиях, и подумайте, соответствует ли их звучание вашим личным стандартам качества. Большинство студий позволит вам зайти и посмотреть на оборудование, которым они располагают. Осматривая вокальные микрофоны, не забывайте о следующей опции: можно выбрать большую студию с комнатой, где можно записать все инструменты живьем, а затем в более маленькой студии или даже дома прописать вокал.

Традиционно студии берут плату за час, в некоторых случаях за день, так что если вы хотите сэкономить деньги, вам нужно заранее понимать, сколько времени уйдет на запись вашего материала. И это не значит, что нужно ставить себе нереальные задачи, торопиться и не доводить альбом до ума - это значит, что просто нужно тщательно готовиться.

Прежде чем переступить порог студии, вам нужно быть уверенными в том, что вы готовы на 100 процентов. Сочинение каких-то партий прямо на месте выглядит как прекрасная романтическая идея, но если вы записываете, например, самый первый альбом, то нервы, скорее всего, заблокируют всю вашу творческую энергию. Запишите демо дома или на репетиции, выявите проблемные места, с которыми позже можно будет обратиться за помощью к продюсеру, и заранее отошлите ему эти записи. Это всем сэкономит время и деньги.

ПРОДЮСЕР И ИНЖЕНЕР

Еще одна неизбежная трата – это продюсер/инженер. Даже если вы сами отлично разбираетесь в навигации по студии и знаете, что для чего предназначено, попытки сделать все самостоятельно выльются в итоге в гораздо большее количество денег. Ваша задача – идеально все сыграть, предоставьте заботу о записи вашей игры кому-то иному.

Представьте себе, что продюсер – это независимый кинорежиссер. Он работает с артистом, направляя его творческое видение и предлагая аранжировки, он работает с инженером, следя за звуком и миксом, и в то же время он является проджект-менеджером, следя за сроками и бюджетом. Инженер же ответственен, непосредственно, за запись – он устанавливает оборудование, уровни, осуществляет сведение и т.д. Оба, продюсер и инженер, обычно принимают почасовую оплату, иногда за проект. Но всегда можно обговорить какие-то особые условия – зависит от ваших личных отношений с персонажами и конкретной ситуации.

Если вы собираетесь записывать свой первый альбом, лучше всего найти инженера с хорошим опытом продакшна, с «хорошими ушами». Если вы действительно собираетесь отказаться от услуг продюсера, в студию нужно идти с полностью сформированным видением того, каким должен получиться ваш альбом. Конечно, инженер, как новый слушатель, может дать вам какие советы, но лучше всего быть на 200 процентов уверенными в направлении, в котором вы собираетесь двигаться на студии, и иметь четкое представление об аранжировках.

Без продюсера во главе процесса, в ваши задачи входит создание максимально комфортных условий для инженера. Во-первых, это демо (хотя оно нужно и продюсеру), обширное количество референсов (песен других исполнителей, на чей звук вы ориентируетесь), список инструментов, которыми вы пользуетесь, и желаемый список для записи. Все это должно быть отослано инженеру заранее.

СВЕДЕНИЕ И МАСТЕРИНГ

Сведение и мастеринг – две совершенно разные вещи. Ответственный за сведение возьмет все записанные вами дорожки, найдет лучшие тэйки, соединит их воедино и постарается сделать так, чтобы они звучали как нельзя лучше – с помощью внесения правок, выравнивания, добавления эффектов (компрессия и реверберация). То, кто занимается мастерингом, возьмет все миксы и сделает из них «внятный» альбом: выровняет громкость песен, найдет правильный динамический диапазон, добавит паузы между песнями – в общем, подготовит альбом к выпуску.

Сведение и мастеринг чаще всего оплачиваются за каждую песню. Если вы хотите, чтобы ваш альбом звучал профессионально, рекомендуется сделать и то, и другое. Здесь не так много способов сэкономить деньги, потому что от вас самих в этих процессах зависит уже не так много. Некоторые инженеры, возможно, сделают вам скидку, если вместо стандартных одного-двух треков вы отдадите им на мастеринг немного больше. Существуют автоматические онлайн-системы для мастеринга, вроде LANDR. Это очень классная вещь, но подойдет вам лишь в том случае, если вы натурально впервые в жизни столкнулись с процессом записи. Но если вы хотите профессионального звучания, лучше, чтобы этим занимались живые люди.

НЕОБХОДИМЫЕ УДОБСТВА

Это может показаться смешным, но если ваш бюджет очень скромен, то на еде, воде, сигаретах и прочем тоже можно экономить во время записи. Лучше всего брать это все с собой из дома и делать небольшие перерывы. Если посреди записи вы будете бегать в магазин или кафе, то потратите куда больше времени и денег. Да, студия – это то, где творятся чудеса. Но чудеса эти существуют там в очень крепкой связке с неразлучной парой время/деньги.   

Предыдущая Следующая