ПОЛУЧАЕТЕ ЛИ ВЫ ЗА КОНЦЕРТЫ ТО, ЧЕГО ЗАСЛУЖИВАЕТЕ?
И снова вернемся к неудобной, для некоторых даже не самой приятной теме для обсуждения – гонорарам за выступления. Ни для кого уже не секрет, что продажи альбомов больше не являются тем, чем являлись еще 15 лет назад. Основным заработком музыканта, тем более независимого, являются живые выступления. Поэтому очень важно хорошо думать над тем, какие концерты стоит играть, а от каких нужно отказываться.
Разумеется, существуют такие предложения, которые стоит принимать вне зависимости от финансовых деталей, будь то хорошая возможность показать себя перед новой аудиторией или благотворительный концерт. Но бывает и так, что музыкантам очень сильно не доплачивают. Оценить себя и свое положение в существующем, даже самом крохотном музыкальном рынке, иногда гораздо труднее, чем кажется. Каждое предложение концерта уникально и имеет свои положительные и отрицательные стороны. Вот четыре фактора, которые стоит учитывать, получая очередное предложение:
1. ПЛОЩАДКА
Обратить внимание на: вместимость и предыдущие сборы со входа на похожих концертах.
Один из самых важных факторов – это площадка, на которой вам предлагают сыграть концерт. В зависимости от того, где вы живете, количество площадок, принимающих независимых музыкантов, очень сильно варьируется, и особенно, когда речь идет о каких-то не самых популярных жанрах. От замшелых баров до модных магазинов одежды – вполне возможно, вам придется играть там, где вы никогда не могли представить, что сможете выступить. Конечно, всем музыкантам хочется играть на хорошо оборудованных сценах перед хорошей аудиторией, но события не всегда разворачиваются так, как нам хочется.
Когда вы подбираете место для выступления, прежде всего нужно думать о том, сколько людей умещается в конкретное помещение и сколько зарабатывают там музыканты, находящиеся в том же статусе, что и вы. Когда вы находите идеальное для себя место, сконцентрируйтесь на том, чтобы построить хорошие отношения с теми, кто ответственен за букинг в этом месте. Конечно, не стоит играть в одном и том же месте снова и снова (то есть перед одной и той же аудиторией, а не перед новыми потенциальными фанатами), но создание комфортной зоны сразу на нескольких площадках в округе должно быть у вас в приоритете. Как только вы начнете понимать, какие места вас лучше принимают, где вам наиболее комфортно, вы поймете, какие концерты должны оплачиваться хорошо, а на какие можно соглашаться, даже не заговаривая о деньгах.
2. ЛАЙНАП
Обратить внимание на: количество людей, которое собираете вы, в сравнении с публикой других музыкантов, выступающих с вами в этот вечер
Еще один важный критерий – это музыканты, играющие вместе с вами, и их фанаты. Какую роль вы выполняете вечером? Вы можете выступать, как главные герои вечера, или же открывать его, уступая более завидное время более именитым исполнителям. Если вы хэдлайнер, то, разумеется, вы заслуживаете гонорара за выступление. Если же после вас выступают ребята, которые хорошо известны в стране, и зал на 99 процентов будет заполнен их поклонниками, то бесплатное выступление будет неплохим пиаром для вас.
Обязательно следите за теми артистами, с которыми вам предстоит выступать. Если вы фанатеете от их музыки и просто рады разделить с ними сцену и пообщаться, то гонорар также можно не обсуждать. Но если промоутер предлагает вам место хэдлайнера, но не спешит делиться выручкой, то ваше «нет» будет вполне логичным завершением беседы. Уверенность и открытость, демонстрация того, что вы умеете ценить себя и свою работу, скорее сработает вам на руку и распространится среди других промоутеров, и в следующий раз к вам не будут обращаться с унизительными предложениями.
3. СПОНСОРЫ
Обратить внимание на: локальные, известные в стране или международные
Здесь речь пойдет, конечно, не о маленьких концертах в подвалах, а о более крупных событиях. Это тот фактор, благодаря которому можно наиболее точно определить, сколько вы можете заработать на концерте. Многие организаторы концертов стараются построить бизнес-отношения с некоторыми брендами – а те, в свою очередь, стараются повысить свою узнаваемость за счет поддержки модных событий. Если вам предлагают участие в каком-либо событии, на флаере которого ярко зияет лого какого-то известного бренда-спонсора, есть большая вероятность того, что организаторы получили деньги на оплату труда музыкантов.
Конечно, если на лого вы видите местную небольшую компанию, магазин одежды, которые сделали ваши знакомые или крафтовый бар, то, скорее всего, организаторы взаимодействуют с ними не в финансовой плоскости. Но если на постере стоит логотип большого пивного бренда, то позаботьтесь о том, чтобы четко проговорить свой гонорар за участие. И если у вас будет шанс, а представители компании будут на концерте, обязательно постарайтесь познакомиться с ними лично. Никогда неизвестно, какие возможности могут открыться вам в будущем, и построение отношений за пределами уютного музыкального сообщества может сыграть вам на руку.
4. ВАШИ «КОЗЫРИ»
Обратить внимание на: ясное понимание того, где именно вы находитесь в своей музыкальной карьере
Этот последний фактор – наверное, самый сложный для понимания независимого музыканта. Обговаривая финансовые детали предстоящего концерта, нужно быть максимально честными с промоутерами (и прежде всего, с собой), и строить прозрачные отношения с ними, не завышая и не занижая свою значимость в пространстве. Даже если вы уже отыграли много концертов, но у вас нет ни одного выпущенного сингла, не стоит ожидать, что вам заплатят столько же, сколько платят тем, у кого за спиной три неплохо принятых публикой релиза. Даже в локальных масштабах. И какими бы недотепами и бездарностями они вам ни казались. Если вы чувствуете, что вы еще не натренировались играть концерты, не научились комфортно чувствовать себя на сцене, продолжайте играть бесплатно на всех попадающихся площадках, с копеечными гонорарами или же без них. Пока не будете довольны своими сценическими навыками.
Исполнители, которых уже заметили блоги и СМИ, у которых много подписчиков в соцсетях, а главное, достойное количество живых поклонников, приходящих на концерты, имеют полное право требовать компенсации за свои шоу. Но даже в этом случае охотиться за деньгами в любой ситуации – не самая правильная стратегия. Взвешивайте все детали относительно каждого предложенного шоу, последовательно оценивая собственный исполнительский прогресс. Чем больше вы будете принимать осмысленные решения, а не поддаваться каким-то импульсам, тем лучше будет складываться ваша карьера в плане бизнеса. И тем легче вам будет принимать более ответственные решения, когда речь зайдет о туре по стране (или даже по миру!).