ЗВУКИ БУДУЩЕГО: СИНТЕЗАТОРЫ В SCI-FI ФИЛЬМАХ

ЗВУКИ БУДУЩЕГО: СИНТЕЗАТОРЫ В SCI-FI ФИЛЬМАХ

Можно сколько угодно жаловаться на сервис в самолетах, но необходимо признать - мы живем в самое захватывающее время. Каждый день аспекты нашей земной жизни изучаются, анализируются и используются для улучшения нашего существования в будущем. Тем не менее, нам все еще нравится рассуждать о том, что же может произойти в ближайшем или далеком будущем. И одним из самых популярных “предсказательных” искусств являются научно-фантастические фильмы.

Конечно, книги тоже очень популярны, но в них нет того, о чем мы привыкли писать здесь - звуков! Один из путей исследования будущего - это нахождение звуков будущего. Конечно, в фильмах какой-нибудь лазер, разрезающий дно космического корабля, иногда звучит слишком “слащаво”, однако примеров очень много.

Один из самых распространенных примеров использования технологий в кино - это синтезаторы, которые давным-давно начали ассоциировать со звуками будущего. Давайте рассмотрим, как и для чего использовались синтезаторы в истории sci-fi фильмов.

ПЕРВЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В КИНО

Можно утверждать, что первым инструментом в научно-фантастическом кино был терменвокс, как пример - фильм 1951 года “День, когда Земля остановилась”. В саундтреке Бернарда Херманна терменвокс звучит поверх оркестра, и его сложно отличить от оперного сопрано. С тех пор инструмент ассоциируется у нас со всеми неземными явлениями в кино (инопланетяне, НЛО и т.д.).

https://www.youtube.com/watch?v=K6iF5sINVns

СИНТЕЗАТОРЫ КАК ОСНОВА САУНДТРЕКА

“Запретная Планета” - первый фильм, действие которого полностью происходит в открытом космосе. Вместе с тем, как герои исследуют неизвестное, саундтрек, написанный Бебе и Луисом Барронами, делает то же самое - он целиком состоит из электронных звуков.

В то время это нельзя было даже назвать музыкой к фильму, потому что композиторы не состояли ни в каких музыкальных профсоюзах, и все звуковое сопровождение называлось “электронными тональностями”. Так что Барроны не могли номинироваться на Оскар за музыку или спецэффекты.

Фильм проходит через множество звуковых ландшафтов, которые сейчас считаются классическими sci-fi синтезированными звуками - гудки, звоны, помехи, шумы, которые пропускали через эффекты spring-reverb или delay, чтобы подчеркнуть их “космичность”.

Саундтрек к “Запретной Планете” подготовил почву для множества других создателей sci-fi фильмов, одним из которых являлся создатель “Звездного Пути” Джин Родденберри. Барроны продолжали участвовать в кинопроизводстве на протяжении 50-х, развивая свой фирменный звук. И все равно, все это происходило задолго до того, как синтезаторы стали широко доступны и застолбили свое место в sci-fi.  Электронные звуки, сопровождавшие фантастическое кино в 50-х, уступили место джазу, который стал широко использоваться в 60-х, например, в “Планете Обезьян”.

РАСЦВЕТ СИНТЕЗАТОРОВ

В середине и конце 60-х появились синтезаторы, такие, какими мы знаем их сегодня - огромные панели с ручками, кнопками, светящимися датчиками, входами и выходами и другими мелочами, назначение которых известно только профессионалам. Роберт Муг наводнил мир волной новых, доступных по цене синтезаторов, что в 70-х переопределило звучание будущего.

“Заводной Апельсин”

В 1971 году Венди Карлос поразила, привела в замешательство и даже напугала публику, создав саундтрек к шедевру Кубрика, “Заводному Апельсину”. Использовав синтезаторы и вокодеры, она создала новые, мрачные аранжировки классических произведений.

“Хэллоуин” (1978)

https://www.youtube.com/watch?v=m6Q4_-DNVFg

Хоть “Хэллоуин” и не является научной фантастикой, его саундтрек - это отличная репрезентация эпохи того времени. К своему классическому триллеру режиссер Джон Карпентер сам пишет музыку, используя электронные пэды, басы и электронную перкуссию для усиления эффекта жутковатой фортепианной темы.

ДЖОРДЖО МОРОДЕР ПРИХОДИТ НА СМЕНУ

https://www.youtube.com/watch?v=bTHDa6Akqvo

Влияние итальянского техно и диско пионера Джоржо Мородера на синтезаторную музыку в кино сложно переоценить. Он задал совершенно новую волну своими диско-битами в “Полночном экспрессе”, “Американском Жиголо”, “Лице со шрамом” и отреставрированной версии “Метрополиса” 1984 года. Пусть лишь последний из перечисленных является научной фантастикой, но для звука того времени Мородер сделал очень многое. И, в отличие от своих предшественников из 50-х, он получил несколько Оскаров.

80-Е И ДАЛЬШЕ

Ренессанс синтезаторных sci-fi саундтреков, и, возможно, их золотая эра, по-настоящему началась в 80-х. К тому времени синтезаторы стали настоящим мэйнстримом и звучали в главных хитах того времени, но это не помешало композиторам продолжать изобретать с помощью них звуки будущего.

Венди Карлос снова раздвигает границы синтезаторного звучания в своем инновационном саундтреке к “Трону” 1982 года - дистопии о будущем человечества, управляемого компьютерами. Здесь требовалось ощущение угрозы и напряженности, спровоцированных технологиями, и Карлос точно знала, что только синтезаторы могут предоставить ей нужную палитру для выполнения задачи.

Перед тем, как создать музыку в “Бегущему по лезвию”, композитор Вангелис хорошо попрактиковался с синтезаторами и драм-машинами на “Огненных Колесницах” (причем, за последних получил Оскара). Ему удалось создать еще более кошмарную картину опустошенного будущего с помощью синтетических звуков. Именно они, вкупе с массивными оркестровыми струнными, рассматриваются сейчас как фирменное звучание 80-х.

https://www.youtube.com/watch?v=RScZrvTebeA

К этому моменту фильмы sci-fi и их синтезаторные саундтреки были на пике своей популярности, и сопровождался этот подъем подобным трендом в популярной музыке. Жуткое возвращение Карпентера с “Нечто”, гламурный, но страшный “Видеодром”, эпический “Терминатор” и его сиквелы - с тех пор синтезаторы стали неотъемлемой частью саундтреков к кино.

В то же время многие стали отказываться от этого тренда, делая выбор в пользу оркестровых и инструментальных саундтреков: например, “2001: Космическая Одиссея”, “Звездные Войны” и “Чужие”.

Множество других известных фантастических фильмов 90-х последовали этому примеру (“Парк Юрского Периода”, “Гаттака”, “12 обезьян” и др.), но пока они, а также гранж и рок-сцена отчаянно сражались с повсеместным засильем синтезаторов, некоторые создатели sci-fi фильмов все же предпочли двигаться дальше, используя синтезаторные саундтреки.

В “Хакерах” 1995 года постоянно звучит музыка с рейвов того времени (включая “Vodooo “People” Prodigy), спустя год этому же тренду следует “На Игле”. Саундтрек культовой “Танкистки” состоит, в основном, из гранж и рок песен, но также включает и электронные треки (Portishead и Bjork) - музыку для фильма подбирала Кортни Лав.

Под конец 90-х множество создателей фильмов уже привыкли к ситуации - электронная музыка завоевывала мир. Сюрреалистичный “Пи” Даррена Аронофски полностью сопровождается IDM и трипхопом, а под “Матрицу” можно просто танцевать, не смотря на экран. В триллере “Беги, Лола, беги” режиссер Том Тыквер последовал примеру Карпентера и сам написал электронный саундтрек. Тренд продолжился в 2000-х.

СИНТЕЗАТОРЫ В КИНО СЕГОДНЯ

Сегодня синтезаторы пронизывают большую часть звукового ландшафта кино, хотя часто все еще в тандеме с классической оркестровой музыкой.

Многие современные композиторы, такие как Ханс Циммер (“Начало”, “Темный Рыцарь: Возрождение Легенды”, “Интерстеллар” и сотни других фильмов), Junkie XL (“300 Спартанцев: Расцвет Империи”, “Паранойя”, “Безумный Макс: Дорога Ярости”), Беар МакКрири (“Звездный крейсер Галактика”, “Ходячие Мертвецы”) и многие другие широко используют синтезаторы в своих творениях, а также смешивают электронные и акустические звуки - так, что аудитории иногда довольно сложно отличить звучание одного от звучания другого. 

Такие артисты как Трент Резнор (“Социальная Сеть”, “Пропавшая”) и Аттикус Росс (“Милые Кости”, “Монстры”) работают полностью с электронной музыкой, изобретая еще более потусторонние звуки, чем те, которые мы привыкли слышать в фильмах прошлого.

Другими словами, сейчас самое благоприятное время для того, чтобы быть нердом в области музыки и технологий. Множество композиторов работают исключительно с электроникой или же инкорпорируют ее в оркестровые саундтреки, постоянно переопределяя звуки нашего с вами коллективного будущего.

Предыдущая Следующая