10 ПЕСЕН АНТИЧНОГО МИРА И ИХ СОВРЕМЕННЫЕ ТАЙНЫ

10 ПЕСЕН АНТИЧНОГО МИРА И ИХ СОВРЕМЕННЫЕ ТАЙНЫ

Продолжаем рубрику, посвященную подготовке к школе. Если вашему ребенку никак не дается история, его, опять же, можно попробовать заинтересовать музыкой, связанной с предметом. Приводим перевод статьи сайта Listverse.com о песнях, дошедших до нас из глубокой древности. Автор – Авраам Ринквист. 

На протяжении тысячелетий люди старались запечатлеть неуловимую магию музыки. До того, как появилась запись, музыканты успели создать множество разных схем для сохранения музыки в том или ином виде. Некоторые песни были необходимы для ритуалов, другие служили практическим вещам: навигации в пространстве, сохранению знаний, третьи напоминали о том, что жизнь коротка, и ей нужно наслаждаться. Древние песни позволяют нам путешествовать сквозь время с помощью звука. Они раскрывают глубокие тайны о музыке, мире и о нас самих.

1. ХУРРИТСКИЙ ГИМН № 6
https://www.youtube.com/watch?v=QpxN2VXPMLc

В 1955 году во дворце древнего Угайрта, в Сирии, археологи обнаружили глиняную табличку с музыкальным фрагментом возрастом примерно в 3 400 лет – на тысячу лет старше, чем известный до этого самый древний найденный музыкальный отрывок.

На табличке была клинописная надпись на хурритском, древнем месопотамском языке. Также там была некая система для воспроизведения мелодии. Гимн был посвящен Никкали, богине садов, и должен был сопровождаться мелодией, сыгранной на девятиструнной лире.

Работа была не подписана, и автор остается неизвестным. Слова и точный смысл до сих пор остаются загадкой для лингвистов. Из известного – песня написана в диатоническом звукоряде.

2. АБОРИГЕНСКИЕ ТРОПЫ ПЕСЕН
https://www.youtube.com/watch?v=kVOG-RKTFIo

Австралийская культура аборигенов насчитывает 50 000 лет, что делает ее самой древней на планете. Центральным элементом этой доисторической культуры являются песни – или так называемые Тропы песен. Эти музыкальные мифы служили как для навигации по негостеприимным австралийским ландшафтам, так и как и учениями о том связи человека, животных и природы.

Тропы песен содержали описания тысяч километров и связывали разных людей, представляющих несвязанные языковые группы. Эти песни менялись по мере вступления исполнителей на новую территорию, появлялись элементы нового языка и истории племен. Некоторые песни также представляли собой очень точные карты звездного неба. Они использовались для ночных путешествий, а также для предсказаний того, когда и где будут доступные необходимые аборигенам ресурсы.

3. ПЕСНЬ АРФИСТА
https://www.youtube.com/watch?v=YIPXbXc8_9s

«Песнь Арфиста» — древнеегипетские тексты, создававшиеся на протяжении эпохи Среднего царства, и переписывавшиеся в последующие века. Вероятно, древнейший дошедший до нас памятник религиозного свободомыслия, поскольку в нём высказано неверие в существование загробной жизни - слушателя как бы просили со скептицизмом относиться к идее жизни после смерти.

Произведения не имеют единого сюжета и представляют собой отдельные лирические стихотворения, объединённые общим настроением, философскими раздумьями о смысле жизни и смерти, о предназначении человека. Тексты сопровождены рисунками слепых арфистов, которые, возможно, были исполнителями этих песен.

Полная версия «Песни Арфиста», найденная на папирусе Харриса 500, написана иератическим письмом среднеегипетского языка и относится ко времени смерти фараона XI династии Интефа. На это указывает заглавие: «Песнь из дома усопшего царя Антефа, начертанная перед певцом с арфой».

Являясь дополнением к заупокойному культу, «Песнь Арфиста», тем не менее, подвергает сомнению возможность загробной жизни и призывает ценить земное существование:

"Тела исчезают, другие пребывают, так со времен предков! Цари, которые были до нас, покоятся в их пирамидах. Те же, которые строили гробницы, их мест погребения нет. Что сделалось с ними? Я слышал речи Имхотепа и Хардедефа, чьими словами говорят все. А что их места погребения? Их стены разрушены, их мест нет, как не бывало. Никто не приходит оттуда, чтобы рассказать, что с ними, чтобы рассказать об их пребывании, чтобы успокоить наше сердце до того, как вы пойдете туда, куда ушли они. Будь радостен, чтобы заставить забыть своё сердце, что тебя похоронят. Следуй своему сердцу, пока ты живешь! Возлагай мирру на голову свою, одевайся в тонкие полотна, умащайся чудесными, истинными мазями царей! Умножай удовольствия, которые ты имеешь, и не давай поникнуть своему сердцу. Следуй желанию его и благу своему! Совершай дела твои на земле по велению своего сердца и не печалься до того, как придет к тебе день оплакивания. Не слышит воплей тот, чье сердце успокоилось, оплакивания никого не спасают из подземного мира. Проводи день радостно, не унывай из-за этого. Ведь никто не уносит своего добра с собой. Ведь никто не вернулся, кто ушёл".

4. БЕТ ГАЗО
https://www.youtube.com/watch?v=njPGUJQc5FQ

Бет Газо, или Сокровищница Напевов, была собрана около 1800 лет назад. Это самая старая сохранившаяся музыка в христианстве. В Бет Газо использовался древнесирийский язык - древний диалект арамейского языка, на котором говорил Иисус. Воспроизводя текст и мелодию, современный сирийский православный священник может воплотить в жизнь самые первые дни христианской церкви (христиане в Сирии составляют около 10 % населения, и первой по величени христианской религией там является православие).

Бет Газо первоначально содержал тысячи мелодий. На данный момент выжили примерно 700.

5. ПСАЛОМ СВЯТОГО БОНИФАЦИЯ
https://www.youtube.com/watch?v=F5vqAU_EqG4

В руках ученых оказалась самая ранняя из ныне известных нотная запись полифонической музыки, ее нашел в Британской библиотеке аспирант Кембриджского университета Джованни Варелли. Предположительно запись отнесли к началу X века - это короткое песнопение, посвященное Святому Бонифацию, сообщается в пресс-релизе Кембриджского университета.

Найдена рукопись была случайно. Варелли, специализирующийся на ранних формах нотного письма, обратил внимание на необычную запись и понял, что она состоит из двух вокальных партий, дополняющий друг друга. Ранее никто не оценил документ просто в силу особенностей формы записи.

Полифония, принципы которой положили начало европейской музыкальной традиции, представляет собой музыку, в которой сочетается несколько независимых мелодий. Найденная в Лондоне запись — самая древняя из известных ученым. Ранее таковой считалась запись, датированная примерно 1000 годом, вновь найденная же написана, по словам Варелли, в первые десятилетия X века. Песнопение записано с использованием ранней формы нотного письма, существовавшей еще до изобретения нотного стана.

6. МАССАЧУСЕТСКАЯ КНИГА ПСАЛМОВ
https://www.youtube.com/watch?v=W6Ir_T5ikuA

Самая ранняя из дошедших до нас книг, напечатанных в Северной Америке.Книга псалмов, то есть псалтирь, была напечатана в 1640 году в Кембридже, Массачусетс. Псалмы представляют собой метрические переводы на английский язык. Перевод их не совершенен и местами далек от поэзии. Ни один из текстов сейчас уже не используется. Однако некоторые мелодии из книги, по которым следует петь псалмы, дошли до наших дней (например, напев 100-го псалма). Тем не менее, издание книги, осуществленное всего через 20 лет после того, как отцы-пилигримы основали Плимутскую колонию, представляет собой серьёзное достижение. Книга выдержала несколько переизданий, и продолжала использоваться более ста лет.

Первые поселенцы Колонии Массачусетского залива привезли с собой несколько псалтирей: Эйнсвортскую псалтирь (1612), составленную Генри Эйнсвортом для пуританских «сепаратистов» в Голландии, Рейвенскрофтскую псалтирь (1621) и Псалтирь Стернхолда и Хопкинса (1562, несколько изданий). Колонисты, недовольные этими псалтирями, желали иметь перевод более близкий к оригиналу. Для этого были наняты «тридцать благочестивых и ученых священников» («thirty pious and learned Ministers»), среди которых были Ричард Мэзер (Richard Mather) и Джон Элиот.

Первое издание, малое кварто, вышло в книгопечатне Стивена Дея, и содержало 148 страниц, в том числе: 20-страничное предисловие, «Метрические псалмы» (The Psalmes in Metre), «Обращение к читателю» (An Admonition to the Reader) и пространный список опечаток, озаглавленный «Ошибки, допущенные при печатании» (Faults escaped in printing). В 1680-м году вышло 9-е издание, где впервые появилось музыкальное сопровождение, включавшее мелодии из «Краткого введения в музыку» Джона Плейфорда (Лондон, 1654).

7. ДЕЛЬФИЙСКИЕ ГИМНЫ АПОЛЛОНУ
https://www.youtube.com/watch?v=ws7xUHt_W4o

В 1893 году французские археологи обнаружили два гимна в Дельфах, духовном центре древней Греции. Песни были адресованы Аполлону, богу музыки, света и пророчества, и датированы 128 годом до нашей эры.

Музыкальная составляющая песен очень проста. Первая представляла собой вокальное произведение, вторая – инструментальное. Уникальность дельфийских гимнов заключается в том, что они - самая ранняя музыка, композитор которой известен. Первый был написан Афинием, второй – Лимением. Последний виртуозно владел кифарой (античная разновидность лиры).

Тексты Гомера, Софокла, Еврипида изначально исполнялись под музыку, которая теперь утеряна. Однако находки позапрошлого века оставляют надежду на то, что, возможно, когда-нибудь эти мелодии будут найдены.

8. МАНТРЫ КЕРАЛЫ
https://www.youtube.com/watch?v=7p4DaQn5On8

В Керале, штате на юго-западе Индии, существует устная традиция, настолько древняя, что ученые считают, что она могла существовать еще до появления человека.  Здесь семьи священников-брахманов передают эти мантры от отца к сыну, уделяя внимание точности каждого слога и произношения. И так продолжается на протяжении тысяч лет.

Язык, на котором исполняются эти манты, не известен науке. Некоторые считают, что они сохраняют забытый язык Бронзового века. Другие считают, что звуки лежат за пределами языка, что это непереводимые звуковые паттерны, в которых форма занимает главенствующее значение. Многие из этих песнопений напоминают пение птиц – они представляют собой короткие повторяющиеся фрагменты.

9. САМАВЕДА
https://www.youtube.com/watch?v=j1ODd0UB6bY

Самаведа (в переводе санскрита saman — «ритуальное песнопение», veda — «знание»)— третья из четырех Вед, древнейших писаний индуизма. Предположительно была составлена около 1300-1000 г. до н. э.

По своему ритуальному значению Самаведа (Веда песнопений) стоит на втором месте после Ригведы. Ее текст в основном состоит из гимнов, воспеваемых священниками удгатарами во время важных жертвоприношений, в которых в честь разных богов совершались возлияния сомы (ритуального напитка), очищенного и смешанного с молоком и другими компонентами.

Сборник состоит из гимнов, частей гимнов и отдельных стихов, взятых в основном из Ригведы, немного видоизмененных и расставленных без связи со своим изначальным порядком, чтобы лучше соответствовать религиозным церемониям, в которых они должны были использоваться. Стихи предназначены не чтения, а для пения на специально заданные мелодии с использованием семи свар (нот).

10. ЭПИТАФИЯ СЕЙКИЛА
https://www.youtube.com/watch?v=hIFcIE23Su4

В 1883 году около города Айдын, Турция была найдена небольшая круглая мраморная погребальная стела с выгравированным на ней текстом эпитафии и нотными знаками. Дата ее изготовления неизвестна, однако многие эксперты датируют ее 1 веком нашей эры. Эпитафия Сейкила - один из старейших примеров полностью сформированного музыкального произведения (слова + музыка).

Надпись на стеле не оставляет сомнений в том, что она является памятником: «Я – надгробие. Сейкилос поставил меня здесь как вечный знак бессмертного воспоминания». Далее следуют слова:

«Живи, друг, и веселись.
Не печалься ни о чем.
Наша жизнь коротка, быстротечна,
Срок нам дан веселиться недолго.
Пока вы живы и блистательны, не грустите ни о чем».

После перевода нотных знаков эпитафии в современную нотацию немецкий исследователь рубежа 19-20 веков Оскар Фляйшер заметил, что произведение напоминает музыку, возникшую в результате того, что кто-то разбросал полную горсть нот над системой линеек, не задумавшись над тем, куда они попадут и что из этого получится.

Предыдущая Следующая