ШЕСТЬ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ СЕТ-ЛИСТА

ШЕСТЬ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ СЕТ-ЛИСТА

Как часто вам с товарищами по группе приходилось спорить о списке песен для концерта? Кто их составляет? Как много времени вообще вы привыкли проводить, размышляя о сет-листе? Если вы из тех групп, которые просто выходят на сцену и исполняют горстку песен, не оглядываясь на особый порядок, драматургическую последовательность, повествование, настройки и т.д., то вы упускаете возможность из посредственного шоу сделать хорошее, а из хорошего – великолепное.

Ваши песни могут быть лучшими из всего, что до этого приходилось слышать вашей аудитории, однако без продуманного плана их представления на протяжении концерта, без создания гибкого списка, который может меняться от вечера к вечеру в зависимости от разных факторов, вы рискуете давать шоу, которые будут далеки от ваших собственных ожиданий от них. И ваши поклонники (или потенциальные новые поклонники) будут вправе думать: «Зачем я вообще заплатил за концерт этой группы 300 рублей, если мог бесплатно послушать их в ВК?».

Присутствие на живом выступлении для зрителя должно сильно отличаться от опыта прослушивания ваших записей. На самом деле, не так уж и сложно уделить время тщательному продумыванию, в какое время, почему и между какими песнями должны стоять конкретные песни в сет-листе – ведь их никто не знает так же хорошо, как вы сами. Вы знаете, как они начинаются и заканчиваются, грустные они или веселые, сложно ли их играть или они идут на автопилоте, и уж точно вам отлично известно, какие из них резонируют с аудиторией больше, чем другие. 

Наверняка вам не раз приходилось думать о сет-листе, стараться установить какую-то логику. Вот шесть основных моделей, которые помогут вам в этом деле, если вы до сих пор испытываете трудности:

1. ДЛЯ КОРОТКОГО СЕТА

Представьте себе, что вы упаковываете посылку со множеством мелких предметов – в небольшое пространство вам нужно уложить их все,  но, видимо, это невозможно. Так и составлением сет-листа: если вы можете исполнять ваш полный репертуар на протяжении четырех часов, не повторяясь, и все песни вы нежно любите, то выбирать здесь придется самые короткие и яркие песни. Очевидно, семиминутный вдумчивый трек придется оставить на случай, когда промоутер щедро предложит вам часовой сет, сейчас же придется «экономить» время.

Двадцатиминутные сеты зачастую даются в тех случаях, когда аудитория не знакома с вашей музыкой. И зачастую сами музыканты любят те треки, которые не сразу «бьют в лоб» аудиторию. Оставьте их для ваших преданных поклонников, более длинных сетов и собственных больших концертов. В данном же случае ваша задача – не стесняясь грубых мазков, дать аудитории понять, кто вы есть, заинтересовать ее, заставить посетить вашу страницу и услышать больше. И, да, не забывайте несколько раз повторить название своего коллектива со сцены.

2. ДЛЯ ЧАСТЫХ ПЕРЕМЕН ВО ВРЕМЯ СЕТА

Если вы – группа, которая постоянно на протяжении сета меняет настройки, инструменты, приглашает музыкантов на сцену, важно научиться группировать песни по принципу минимальных временных затрат на эти перемены. Если у вас есть виолончелистка, которая играет в трех песнях, сделайте ей одолжение и поставьте песни с ее участием друг за другом, чтобы ей не пришлось вытаскивать на сцену и убирать свой красивый дорогой инструмент шесть раз за вечер. Также это помогает избежать гробового молчания на сцене в то время, как вы возитесь с настройками, тратя драгоценные минуты.

Проблема в таком подходе заключается в том, что эта практичность не добавляет интриги для зрителя. Конечно, в некоторых случаях вам придется тратить время и все-таки перенастраивать инструменты между двумя песнями, которые должны идти друг за другом – дело за вами. Однако старайтесь сохранять баланс между практическим подходом и драматургией концерта.

Если ваши песни нуждаются в огромном количестве смен гитарных настроек, и если у вас есть возможность, то хорошей идеей будет запастись несколькими инструментами, которые заранее настроенные будут ждать вас на сцене в определенный момент.

3. ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ

Еще одна модель, которая больше относится к вашему личному удобству, а не к аудитории. Если какие-то из ваших песен включают в себя невероятно сложные маневры, возможно, вам нужно быть хорошо разогретыми перед их исполнением. Иногда имеет смысл начинать выступление с простых в исполнении песен и постепенно переходить к сложным.

Недостатки этого принципа такие же, как и в предыдущем пункте. Старайтесь искать баланс между собственными нуждами и впечатлением, которое вы хотите произвести на аудиторию. Наверняка они будут не восторге, если вы сыграете подряд пять простых мягких баллад, а потом зарядите сверхскоростные песни с умопомрачительными соло.

Так или иначе, старайтесь начинать с песен, которые идут на автопилоте, во время которых вы можете оценить звук и придумать, как его улучшить во время шоу, не заботясь о том, как бы не промахнуться мимо ноты.

4. «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»

Вот классический метод, который работает практически всегда. Вы можете экспериментировать со своим материалом, и это будет всегда держать в вас в тонусе и не давать почувствовать монотонность концертов – особенно, когда вы находитесь в длинном туре, во время которого даже любимые песни могут приесться и изрядно надоесть. Основная идея состоит в том, чтобы взять все ваши песни и организовать их по настроению или эмоции (танцевальные и оптимистичные, медленные и грустные, задумчивые, сложные, простые и гимнообразные, ясные и минималистичные, эпические и грандиозные). Затем перемешать их так, чтобы устроить аудитории эмоциональные американские горки с мертвыми петлями.

Какие здесь есть минусы? Люди в зале могут просто устать. Старайтесь не забывать делать сноски на листе, который лежит под вашими ногами – если вы заметите, что аудитория плохо реагирует на такой звуковой стресс, у вас должен быть план Б по смягчению наступления.

5. НАРАСТАНИЕ

Еще одна старая как мир модель, которая однако требует особой подготовки. Она полностью зависит от стиля вашей музыки, и ее нужно оттачивать для того, чтобы получить лучший выхлоп.

Возможно, это очевидно – здесь речь идет на сосредоточении на кульминационных моментах песен, а также на песнях, которые сами являются кульминациями среди других песен. Как в голливудских блокбастерах, действие концерта должно держать публику в напряжении до самого конца. Таким образом, играя среднетемповую музыку, можно выстраивать сет-лист про принципу увеличения скорости, заканчивать выступление взрывной песней и покидать сцену на эпичной ноте. Или же, беря во внимание акварельные комедии, где после разрешения конфликта перед финальными титрами десять минут показывается мирная новая жизнь героев, после громкого момента можно закончить сет мирной песней, слова которой запоминаются с первого раза.

Что приводит людей на концерт? Зачастую они ожидают чего-то неожиданного, уникального, смешного, захватывающего, незапланированного – всего того, что они не могут испытать, прослушивая запись. Что подводит нас к последнему пункту…

6. ОСОБЫЙ ОПЫТ

Что делает шоу особенным? Моменты, в которые выступающий артист и аудитория переживают вместе что-то уникальное, в конкретное время в конкретном городе. Конечно, такие моменты иногда случаются совершенно неожиданно для всех, но это вовсе не значит, что вы не можете их планировать – подумайте, как здорово видеть восторженную аудиторию, которая просто ожидала послушать вживую песни.

Для начала попробуйте объединить песни сета вокруг нескольких, в которых вы уверены, что содержится особенно сильный эмоциональный заряд. Две или три более слабые песни, ведущие к эмоциональному взрыву – это всегда приятный опыт для слушателя. Копайте глубже – есть ли у вас песня, в которой резко возрастает или замедляется темп? Если нет, попробуйте ее написать специально для концертов и вставляйте ее ровно в середине сета. Представьте себе, после натиска ритма и плотности звучащих инструментов, вы начинаете шептать что-то в микрофон, а инструменты звучат медленно и тихо – такие перепады всегда приковывают внимание и заставляют зрителей следить за дальнейшим развитием событий (особенно это касается тех, кто во время сета болтает с друзьями у бара).

Также при составлении сет-листов уместно использовать социальные сети. Вы можете спрашивать своих поклонников или тех, кто отметился, что собирается посетить концерт, какой кавер они хотят услышать на вашем концерте (при условии, что у вас есть время подготовиться). Во время концерта отмечайте человека, который вас попросил исполнить кавер, который вы собираетесь сыграть, благодарите его. Таким образом вы произведете особое впечатление, как на этого человека, так и на остальных зрителей в зале. 

Помните, ваш сет-лист – это мощное оружие, это гораздо больше, чем случайный набор песен. Используйте его как способ рассказать историю, как это делают ваши любимые писатели и режиссеры. Меняйте последовательность песен в зависимости от места выступления, характера аудитории и временного отрезка, выданного вам для шоу. Так и вам, и вашим слушателям каждый раз будет интересно на ваших концертах, даже если у вас вдруг наступил ступор, и выступать вам приходится с одним и тем же набором песен.

Предыдущая Следующая