3 УРОКА МУЗЫКАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ОТ ЛЕННОНА И МАККАРТНИ
Пожалуй, самый плодовитый авторский дуэт 20 века - Джон Леннон и Пол Маккартни, создали одни из самых известных и любимых песен всех времен, будучи главными движущими силами The Beatles. Хотя каждый из них начал очень успешную сольную карьеру - Маккартни вместе с The Wings в 70-х, а затем и самостоятельно, а Леннон вместе со своей женой Йоко Оно ушли в политические манифесты на протяжении трагически короткой пост-битловой карьеры, многие скажут, что оба никогда не были так хороши, как тогда, когда они были вместе.
Что касается самого понятия “соавторы”, то тут Леннон и Маккартни вряд ли как-то отличались от того, что вы привыкли понимать под подобными отношениями в своей жизни. Кстати, им пришлось столкнуться с массой не самых приятных вещей - спорами об авторских правах, выяснением того, кто что написал и т.д. Однако неоспоримо то, что вдвоем им удалось создать что-то совершенно новое, то, что вдохновляет музыкантов по всему свету по сей день.
Есть множество вещей, которым стоило бы поучиться, наблюдая за партнерством Леннона и Маккартни. И вот три ключевых пункта, которые помогут вам и вашим настоящим и будущим соавторам слышать друг друга и создавать шедевры.
1. ЗНАЙТЕ, КОГДА БЫТЬ ЛИДЕРОМ, А КОГДА - ВЕДОМЫМ
Если вы когда-либо работали в режиме соавторства, то вам известно, что иногда довольно тяжело совместить стили каждого человека и закончить внятной песней. Тот лишь факт, что Леннон и Маккартни были блестящими музыкантами (один - и по сей день), еще не означает, что им не приходилось воевать и идти на компромиссы.
Даже если вы очень отдаленно знакомы с творчеством The Beatles, вы наверняка слышали такие термины как “песня Джона” или “песня Пола”, и наверняка вам в голову уже прошло несколько примеров. Кроме того, кто именно поет на записи, ее содержание повествует еще больше. Песни авторства Леннона могут быть сатирическими, едкими и даже иногда страшными. Песни Маккартни - взбалмошные, вдохновленные джазом и биг-бэндами, более сердечные и оптимистичные. Конечно, это все древние стереотипы о Beatles, но в них есть огромная доля правды.
Если вы со своим соавтором начинаете работать над песней, и вдруг замечаете, что в ней слишком много “голоса” вашего товарища, старательно ищите там место для своего, но не перетягивайте на себя одеяло. Пробуйте неожиданные методы, даже если на первый взгляд они кажутся неуместными. Леннон говорил об этом так: “Бывало так, что Пол играл какой-то совершенно левый аккорд, а я ему говорил - “О, то, что нужно! Продолжай!”. Так мы и привыкли испытывать друг друга и искать что-то новое”.
Если вы слушаете их записи, и слышите, что начинается какая-то строка или бридж, которые кажутся неуместными, разворачивают песню в другое русло - то это, скорее всего, или Джон, или Пол. Например, в “We Can Work It It”: бордрые и оптимистичные строки Маккартни резко сменяются мрачноватым ленноновским припевом. “Life is very short, and there’s no time for fussing and fighting my friend” очень сильно отличается от повторяющейся строчки “we can work it out”, не так ли? Если у Леннон и Маккартни смогли найти какой-то баланс, то и у вас с вашим соавтором это получится.
2. ДРУЖБА И ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ - ЛУЧШАЯ ПРЕДПОСЫЛКА ДЛЯ НАЧАЛА
В разное время своей жизни Леннон и Маккартни пытались притворяться, что их отношения были исключительно профессиональными (в том числе из-за горечи и обиды после распада Beatles), но правда заключается в том, что начинали они именно как друзья, относящиеся с огромным уважением к музыкальным талантам друг друга.
В 1957 году первая группа Леннона, The Quarryman, выступала на церковном празднике. После концерта басист группы, Иван Воган, представил Леннона Маккартни, который наблюдал за концертом. Первый сначала отмахнулся, но Маккартни заработал его уважение тем, что знал аккорды песни Эдди Кокрейна “Twenty Flight Rock”. Леннон пригласил его присоединиться к группе уже на следующий день, а остальное вы и сами знаете.
Вместе с тем как росли их музыкальные отношения, укреплялись и личные. Очень скоро они обнаружили, насколько много у них общего. Маккартни рассказывал: “Нас сильно связывало то, что мы рано потеряли матерей, и будучи подростками должны были мириться с этим”.
Даже если вы начинаете с кем-то писать музыку и играть исключительно потому, что подходите друг другу музыкально, старайтесь развивать и дружбу. Можно ли писать хорошую музыку, находясь в исключительно профессиональных отношениях? Разумеется. Но если вы хотите углубиться и перейти на другой уровень, самым лучшим решением будет максимальное сокращение дистанции между вами и вашим соавтором. Старайтесь открываться настолько, насколько это возможно, узнавать сильные стороны и слабости друг друга, переживать вместе какие-то вещи. Так вы научитесь дополнять друг друга, разовьете интуицию и будете слышать друг друга на разных уровнях.
3. НАЙДИТЕ ТОГО, С КЕМ ВМЕСТЕ ВЫ СМОЖЕТЕ РАБОТАТЬ - НЕ ТОЛЬКО ТВОРИТЬ
Это немного менее романтичная часть, обратная сторона того, что было описано в предыдущем пункте, и хорошо иллюстрирует сложную дихотомию взаимоотношений Леннона и Маккартни. Дело в том, что как и в любого другого вида отношениях, та первая искра в определенный момент обязательно начнет гаснуть. Возбуждение, вызванное первыми успехами, удачными совместно написанными песнями, будет ослабевать. И когда это произойдет, вам едва ли захочется испытывать разочарование и давление от этой ситуации.
“Вдохновение по поводу написания песен покинуло меня и Пола… и к середине 60-х мы просто превратили это в ремесло, - говорил Леннон, - на смену пришло что-то иное. Когда вы встречаетесь впервые, у вас есть по 24 часа в сутки, чтобы наслаждаться процессом, искать и сочинять, вы упиваетесь этим. Но после 15 или 20 лет развиваются совершенно другие, например, сексуальные и интеллектуальные отношения, не так ли? Это все еще любовь, но уже другая. То же самое и с творческим процессом. Как и в любовной истории, два творческих человека могут разрушить себя и друг друга, пытаясь вернуть этот юношеский дух, который был у них в 21 или 24 года. Разрушить, и даже не понять, что происходит”.
Несмотря на то, что Джон упоминает середину 60-х, говоря о конце маниакального творческого возбуждения и соавторства, подумайте о том, что произошло позже. Revolver. Sgt. Pepper. White Album. Abbey Road. Разве можно думать об этих альбомах в контексте того, что они случились после так называемого “перегорания” Леннона и Маккартни? Нет. Над ними усиленно работали, и это было мощнейшим музыкальным поворотом для группы. Поздние альбомы группы демонстрируют индивидуальность каждого участника и готовят почву для сольных карьер, которые каждый запустил после распада.
Суть в том, что если вы хотите, чтобы кто-то конкретный был рядом с вами и дальше, нужно продолжать действовать во что бы то ни стало, даже если естественный творческий поток иссяк - его всегда можно возобновить (и обновить) собственными усилиями.
Фанаты и биографы еще долго будут искать подробности и разговаривать об отношениях Пола и Джона, и не факт, что нам не откроются какие-то новые детали в ближайшем будущем. Однако с уверенностью можно сказать, что оба были очень талантливы, схожи во вкусах и стремлениях, и оба хотели работать вместе. Если у вас есть такой соратник - то вы уже на полпути к успеху.