30 ЛУЧШИХ ПРОТЕСТНЫХ ПЕСЕН: ЧАСТЬ 2

30 ЛУЧШИХ ПРОТЕСТНЫХ ПЕСЕН: ЧАСТЬ 2

Говорят, что музыка может изменить мир. Конечно, многим это кажется преувеличением, так как мир меняют политика и катаклизмы, но как минимум, у музыки есть сила для привлечения внимания людей к важным проблемам. Если 16-летнему подростку совершенно плевать на политику, и вдруг его любимый поп-панк исполнитель призывает его уделить внимание происходящему вокруг, и тот начинает шевелиться, значит, протестная песня сделала свое дело.

Вот 30 песен разных времен, которые заставили людей отвлечься от своих бытовых дел и взглянуть на мир и отдельные сообщества шире.

14. M.I.A. – “PAPER PLANES”
https://www.youtube.com/watch?v=ewRjZoRtu0Y

M.I.A., рассказывая о песне, говорила: «Многие думают, что люди за рулем такси, живущие в халупах, угрожают обществу, однако это не так. После того, как ты закончил двадцатичасовую смену, единственное, чего ты хочешь — как можно скорее вернуться к своей семье». Сэмплы выстрелов и кассового аппарата в “Paper Planes” были призваны проиллюстрировать отношение общества в целом к иммигрантам. В течение нескольких лет журналы Rolling Stone и New Musical Express включили песню в своих списки «500 величайших песен всех времен».

13. ANI DIFRANCO – “TO THE TEETH”
https://www.youtube.com/watch?v=lQWUf-Kxd2c

Ани ДиФранко никогда не стеснялась политических высказываний, которые появляются на абсолютно всех ее более чем 20-ти альбомах. Она является одной из самых откровенных активисток и феминисток в мировом музыкальном сообществе (кстати, ее собственный лейбл называется Righteous Babe). Эта баллада – реакция на трагедию, произошедшую 20 апреля 1999 года в колорадской школе Колумбайн, когда двое студентов убили 15 других учеников и преподавателей.

12. SLEATER-KINNEY – “ENTERTAIN”
https://www.youtube.com/watch?v=MbxRu7fwR24

Несмотря на общий прогресс панка, внимание которого расползается на совершенно разные проблемы, в высших эшелонах жанра количество мужчин и женщин все еще сильно разнится. Однако есть те, чьи голоса были слышны с самого начала, и одни из них – женская группа Sleater-Kinney. Последний альбом перед восьмилетним перерывом, “The Woods”, был выпущен в 2005 году. Первым синглом с него стала песня “Entertain”, посвященная проблемам феминизма и медиа-контролю, а также содержащая ссылки на оруэлловский «1984».

11. JONI MITCHELL – “BIG YELLOW TAXI”
https://www.youtube.com/watch?v=94bdMSCdw20

Одну из самых важных протестных песен, относящихся к экологии, выпустила в 1970 году Джони Митчелл после своей первой поездки на Гавайи. С припевом “They paved  paradise and put of a parking lot” (“они вымостили рай и поставили здесь стоянку”) песня резко и грубо критикует то, как люди не уважают и с легкостью уничтожают природу. К сожалению, когда Counting Crows и Ванесса Карлтон сделали на эту песню кавер в 2002 году, она все еще звучала свежо.

10. RAGE AGAINST THE MACHINE – “TESTIFY”
https://www.youtube.com/watch?v=Q3dvbM6Pias

Rage Against the Machine снова сделали слово «революция» модным, заговорив о ней, будучи коммерчески успешными рокерами, в то время, как политические песни занимали последние строчки чартов. RATM, как и главный герой Оруэлла Уинстон Смит, очень интересовались вопросами абсолютной власти. Выход их альбома “The Battle of Los Angeles” вышел в очень напряженное время и совпал с несколькими важными событиями: Билл Клинтон перестал контролировать Уолл-Стрит, продолжалось восстание сапатистов в мексиканском штате Чьяпас, в Сиэттле люди восставали против глобализации во время съезда членов Всемирной Торговой Организации. В самом Лос-Анджелесе, несмотря на дистанцию в семь лет, все еще были свежи воспоминания о беспорядках, последовавших после ареста Родни Кинга. И все это делало отсылки Зака Да Ла Роча к тому же «1984» еще более острыми. В конце песни он произносит парафраз лозунга партии из романа: “Who Controls the Past Now, Controls the Future, Who controls the Present Now, Controls the Past.” («Кто контролирует прошлое сейчас, контролирует будущее, кто контролирует настоящее сейчас, контролирует прошлое».)

9. BOB DYLAN – “THE LONESOME DEATH OF HATTIE CARROL”
https://www.youtube.com/watch?v=1jiYVUU1RXQ

The Lonesome Death of Hattie Carroll посвящена убийству темнокожей женщины-бармена белым фермером. Последний требовал как можно скорее принести ему выпивку и в нетерпении забил до смерти женщину своей тростью. В последствии мужчина был осужден лишь на шесть месяцев и заплатил штраф в пятьсот долларов. Эта песня начиналась с локального слуха. И если бы не она, возможно, никто никогда не узнал бы об этом.

8. GIL SCOTT-HERON – “THE REVOLUTION WILL NOT BE TELEVISED”
https://www.youtube.com/watch?v=qGaoXAwl9kw

Еще до официального появления хип-хопа политически ангажированный поэт Гил Скотт-Херон читал свой прото-рэп поверх смеси джаза, блюза и соула. В 70-х и 80-х годах Скотт-Херон выпустил более дюжины альбомов, выступая с критикой того, что происходит на улицах США. Его самой известной композицией того времени стал первый трек с альбома “Small Talk at 125th and Lenox” 1970 года. В “Revolution Will Not Be Televised” он использовал массу поп-культурных референсов, иронично комментируя романтизацию концепции революции. Он старался индивидуализировать и локализовать факторы, ведущие к реальным изменениям, закрывая свое повествование все же романтичной строкой “Revolution will be live” (“Революция будет жить”).

7. ARETHA FRANKLIN – “RESPECT”
https://www.youtube.com/watch?v=6FOUqQt3Kg0

Даже сейчас, через 50 лет после релиза, “Respect” звучит повсеместно. Этот кавер на песню Отиса Реддинга – не только одна из лучших песен Франклин, но, по мнению многих изданий, и одна из лучших песен всех времен. С самой первой строки “WHAT you want…” (“ЧТО тебе нужно…”) становится понятно, что это гимн – и гимн этот совпал с движением за человеческие права и феминистическим движением. Но по сей день он совпадает с чувствами каждого, кому необходимо “a little respect” – немного уважения. Арета требовала надлежащего к себе уважения, и сейчас, спустя полвека, все еще остается Королевой Соула.

6. THE CLASH – “ROCK THE CASBAH”
https://www.youtube.com/watch?v=bJ9r8LMU9bQ

В песне поется о запрете рок-музыки в некой арабской стране. Очевидно, Джо Страммер намекает на Иран, где в 1979 году после исламской революции такой запрет вступил в силу. По невероятному стечению обстоятельств песня “Rock the Casbah” была выбрана, как первая песня, прозвучавшая на радио Вооруженных Сил США в начале операции “Буря в пустыне”. Также она стала наиболее часто заказываемой песней в эфире этого радио. В документальном фильме “Joe Strummer: The Future Is Unwritten” утверждается, что Джо Страммер расплакался, когда узнал, что фраза "Rock The Casbah" была написана на одной из американских бомб, которую сбросили на Ирак во время войны в Персидском заливе в 1991 году. Что интересно, примерно такая же участь постигла песню The Cure "Killing An Arab". После террористических атак 11 сентября 2001 года, песня была помещена в негласный список запрещенных для радио песен. 

5. FRANKIE GOES TO HOLLYWOOD – “TWO TRIBES”
https://www.youtube.com/watch?v=SXWVpcypf0w

Two Tribes посвящена Холодной войне и мировому страху перед лицом ядерной войны. Песня сразу же стала хитом Frankie Goes To Hollywood и в течении девяти недель удерживала первое место в национальном чарте синглов. Несмотря на то, что эта песня посвящена ядерной войне, она довольно ироничная. “Two Tribes” доказывает, что совершенно необязательно в протестной песне использовать провокационные лозунги и призывы к действию, иногда достаточно с иронией тонко подметить, что не устраивает конкретно тебя.

4. PUBLIC ENEMY – “FIGHT THE POWER”
https://www.youtube.com/watch?v=8PaoLy7PHwk

Впервые эта песня вышла на саундтреке к фильму Спайка Ли «Do The Right Thing» и полностью задала тон фильму. VH1 назвал ее главной песней в истории хип-хопа - неудивительно, что Fight The Power по сей день является главным хитом Public Enemy. Для многих представителей молодежи на рубеже 80-х и 90-х годов именно они стали олицетворением политики в музыке. Как только вышла эта песня, она стал хитом по всему миру - например, в Сербии, где ее крутили на подпольных радиостанциях.

3. BOB DYLAN – “BLOWIN’ IN THE WIND”
https://www.youtube.com/watch?v=3l4nVByCL44

Несмотря на философский характер “Blowin’ in the Wind” и отсутствие в тексте прямых призывов, она стала настоящим гимном борцов за гражданские права. И в наши дни ее продолжают петь на антивоенных демонстрациях, акциях протеста против ущемления свобод цветного населения и прочих подобных мероприятиях. Например, 9-го ноября 1989 года, в день падения Берлинской стены, люди ее скандировали ее немецкую версию “Die Antwort Mein Freund Weiss Ganz Allein Der Wind”, которую исполнила Марлен Дитрих. Ее также часто исполняют в церквях разных конфессий. На песню сделано такое количество кавер-версий на разных языках, что люди в некоторых регионах даже не знают, когда и кем она была написана.

Сам Дилан говорил о песне так: “Об истории создания этой песни я могу рассказать немногое. Важно лишь то, что ответ, действительно, — «в дуновении ветра». Этот ответ нельзя найти ни в одной книге, фильме, телевизионном шоу или услышать на семинаре. Поймите, что ответ всего лишь ветер — и живёт он в дуновении ветра. Многие знающие люди пытаются убедить меня, что ответ на мой вопрос существует, но я отказываюсь верить в это. Я по-прежнему утверждаю, что ответ знает только ветер. Наша главная проблема в том, что мы не предпринимаем попыток найти этот ответ, и даже, когда нам кажется, что мы совсем близки к нему… этот ответ снова улетает, подобно дуновению ветра. Я считаю, что самые ужасные преступники - это те, кто поворачивается спиной, увидев, что вокруг происходят неправильные вещи. Мне всего лишь 21 год, и я понимаю, что мне известно немногое… Те, кому уже не 21, безусловно, умнее и опытнее”.

2. JOHN LENNON – “IMAGINE”
https://www.youtube.com/watch?v=DVg2EJvvlF8

В книге «Леннон в Америке», автором которой является Джеффри Джилиано, Джон назвал “Imagine” «антирелигиозной, антинационалистической, антиконсервативной, антикапиталистической (песней), которую приняли благодаря сладкой оболочке». Впрочем, в США далеко не все были в восторге от “Imagine”, ведь даже сам Леннон называл песню «коммунистическим манифестом». И по сей день находятся рьяные «борцы за демократию», которые обвиняют музыканта в стремлении подорвать устои общества.

Однако его друг Элтон Джон как-то спел: "Imagine six apartments / It isn’t hard to do. / One is full of fur coats / The other’s full of shoes…" ("Представь себе шесть квартир, / Это несложно. / В одной полно шуб, / В другой обуви"), подшучивая над несоответствием того, что поет Леннон и как он сам живет.

Многие уверены, что в “Imagine” Джон Леннон призывал отказаться не столько от материальных благ, сколько от всего, что отягощает разум, от предрассудков и стереотипов. Как бы то ни было, песня стала настоящим гимном уже не одного поколения. Пусть в ней нет новых идей, она наивна, пусть высказанные в ней мысли противоречат взглядам абсолютного большинства населения планеты – “Imagine” остается одной из самых часто звучащих на протяжении десятилетий песен.

1. BILLIE HOLIDAY – “STRANGE FRUIT”
https://www.youtube.com/watch?v=dnlTHvJBeP0

Одна из первых (1939 год) записанных протестных песен, обличающих ужасы расизма. История этой песни началась с поэмы преподавателя Абеля Миропола о суде Линча над двумя темнокожими американцами, который для них закончился казнью. Впервые Холидэй исполнила “Strange Fruit” в Café Society в Гринвич Вилледж, первом нью-йоркском клубе, куда могли приходить и черные, и белые посетители. В песне она прямо заявляла о своем отношении к тому, что творится на юге Соединенных Штатов, и, каждый раз исполняя песню, боялась возмездия со стороны экстремально настроенных расистов. Что уж говорить о том, что ни один лейбл не хотел браться за выпуск сингла. В конце концов, на выпуск отважился продюсер Милт Гейблер, когда услышал исполнение песни а капелла, и певица тронула его до слез. Будучи черной женщиной и осознавая опасность исполнения такой песни, Холидэй всегда пела ее как на последнем дыхании, эмоционально и глубоко.

Предыдущая Следующая